Дамча получил новую квартиру и пригласил на новоселье своего друга Довдона. Вечером он сам приехал за ним на собственной «шкоде». Минут через пятнадцать— двадцать они остановились у подъезда нового дома в новом квартале города. Дамча показал другу квартиру и предложил угощение. За столом разговорились.
— Хорошая квартира, — говорил хозяин,— только вот беда, кое-что надо будет переделать, переиначить. Ничего не поделаешь, — традиция.— пояснил он свою мысль. — Так что, если можешь, пришли мне трех рабочих.
— Трех рабочих? — удивился Довдон.— А не собираешься ли ты дом строить заново?
— Заново не заново, а кое-что придется сделать, — вздохнул хозяин. — Во-первых, врезать два-три дополнительных замка в двери. Во-вторых, соорудить на балконе маленький домик, будет у нас тогда свой курятник. А потом мы привыкли закрывать окна на ночь ставнями — придется их сколотить. И конуру в коридоре для нашей собачонки надо поставить. А то во дворе соседские мальчишки не дают псу покоя.
Тут Домчу прервала жена.
— В комнатах тоже потребуются кое-какие переделки. Я не могу сомкнуть глаз, если перед кроватью нет занавески. Вообще традиция у нас такая. Пусть сделают стояки, укрепят балку и повесят кольца для занавески: А то за три ночи, что я провела в новой квартире, просто измучилась. Все время просыпалась от ощущения, будто кто-то на меня смотрит...
Через несколько дней новая квартира Дамчи украсилась десятками загородок и перегородок, ставнями, курятником, а также конурой.
— Ну, хозяйка, превращение квартиры в землянку, согласно вашей воле, можно считать законченным. Так что я пойду, — сказал, усмехнувшись, плотник.
— Спасибо, большое спасибо! Если что надо будет переделать, я сообщу вам,— сказала на прощание хозяйка.
— С удовольствием приду, — пообещал плотник.
И ему пришлось прийти, когда вернулась из Улан-Батора с учебы дочь хозяина и велела плотнику сломать все, что он нагородил.
— Что ты делаешь— кричала мать на свою дочь.— Ты разрушаешь вековые традиции!
— Ничего, мама, — успокаивала ее дочь.— Привыкай жить иначе, отвыкай от загородок. Теперь новые традиции.
М. Гурсэд (Монголия)