«Стой! Кто плывет?!»
Из Киева постоянно раздаются угрозы взорвать Крымский мост. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов в своем телеинтервью сказал без обиняков: «Да, мы сделаем это, как только представится такая возможность». А тем временем другие ненавистники России с наслаждением публично перебирают варианты ударов по мосту.
После таких страшилок командованию Черноморского флота уже не раз приходилось успокаивать встревоженных обывателей. Мол, граждане, без паники: стратегический объект защищен с суши, с воздуха, с воды, из-под воды... Мост охраняют не только зенитные ракетные системы ПВО, авиация, корабли, погранслужба ФСБ и Рос-гвардия. Есть даже специальный отряд боевых пловцов.
А еще прошел «неофициальный слух», что за тем же мостом и всем Крымом присматривает из космоса один из наших спутников.
Кстати, не только наш, но и американский. Еще в начале спецоперации западные газеты опубликовали снимки из космоса, на которых хорошо видны две группы дельфинов у входа в бухту Севастополя.
Экзотичная сенсация! «Россия разместила боевых дельфинов у входа в Севастопольскую бухту!» Об этом взахлеб рассказывала американская The Washington Post, ссылаясь на спутниковые снимки компании Maxar Technologies. На них видны два загона для дельфинов. Действительно, с обеих сторон входа в бухту - главную базу Черноморского флота России.
Военные эксперты США (из космической разведки) рассказали, что загоны появились там в феврале, примерно во время «вторжения в Украину». Американцы не были бы американцами, если бы не привязали сей факт к российской спецоперации. Ну и заключение: дельфинов можно использовать для противодействия диверсантам, которые могут под водой проникнуть в бухту и повредить корабли Черноморского флота.
Гроза турецкого флота
Как это часто бывает, западная пресса ломится в открытые двери и раздувает «сенсацию» там, где ее нет. В том числе и о «двух загонах». Еще в марте 2016 года Минобороны России объявило конкурс на закупку 5 дельфинов-афалин. Информация о тендере была размещена на портале госзакупок.
Стоимость одного животного оценивалась министерством в 350 тысяч рублей. Поставка должна была состояться до 1 августа того же года. Как следовало из документов, дельфины (2 самки и 3 самца) должны быть отправлены в Севастополь. Что и было сделано. Там же еще 6 лет назад и появились те самые два загона, о которых упомянула The Washington Post.
Впрочем, никакой сенсации не было и в том, что в Казачьей бухте в Крыму существует база подготовки боевых дельфинов. Это известно уже давно. Сенсацией оказалось другое: и в зарубежной (издание Washington Examiner), и в российской прессе (инфоцентр «Крымский мост») появились сообщения, что дельфины «кишат» уже и у Крымского моста. После этого пошли разговоры, что теперь боевые афалины служат часовыми не только у главной базы Черноморского флота, но и у керченской переправы.
Я позвонил в Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, который занимается изучением ихтиофауны и млекопитающих (в том числе и дельфинов) в водах региона.
Мне подтвердили, что еще с 2015 года сотрудники института занимаются наблюдениями за экосистемой в Керченском проливе, а также в Таманском и Динском заливах. И сообщили: дельфины в районе моста действительно есть и их много. До 600! Почему? Да потому что вокруг моста много рыбы.
- А есть ли среди них те, что натренированы охранять мост? - спросил я.
Мне ответили:
- Это не в нашей компетенции. С таким вопросом лучше обращайтесь к военным.
Я обратился в штаб Черноморского флота. Меня вежливо отшили:
- Вы же сами много раз писали в «Комсомолке» и говорили по Радио «КП», что есть такие военные вопросы, в которые не надо совать нос... А то, что посторонним можно знать, вам уже известно. Вы же были на флоте не так давно и знаете больше других.
Да, я был на Черноморском флоте. И узнал о боевых дельфинах много интересного. За исключением тех, которые якобы несут службу у Крымского моста. А на мой нахальный вопрос: «Они из того же, севастопольского, отряда?» - хитроглазые штабники уклончиво отвечали:
- Все может быть...
И переводили стрелки на другое: на то, что однажды турецкий адмирал в интервью стамбульской газете признал:
«Ну а что касается боевых дельфинов, то это очень серьезная угроза для нас. Полтора десятка таких хорошо обученных диверсантов могут в один день лишить Турцию половины подводного флота. Да-да, я не преувеличиваю»...
Когда же в прессу просочилась информация, что Черноморский флот проводит в океанариуме учения с участием боевых дельфинов, Минобороны это сразу и категорически опровергло: «Нет никакой необходимости готовить дельфинов в военных целях, так как пункты базирования флота в достаточной степени защищены противодиверсионными силами». Но это было 5 лет назад...
Наверное, так и положено отвечать слишком любопытным...
ИЗ ВОЕННОГО ДОСЬЕ «КП»
Какие еще животные служат в Российской армии?
В Российской армии существует 470-й Учебный центр служебного собаководства. Собак там готовят по двум специальностям: караульная и минно-разыскная служба. После 8 лет службы собаки «уходят на дембель», который на официальном языке называется выбраковкой по акту. Как правило, таких ветеранов забирает домой последний вожатый.
В Карачаево-Черкесии, в отдельной 34-й мотострелковой (горной) бригаде, несут службу 80 лошадей карачаевской и монгольской породы. В подмосковном Алабине до сих пор сохранился кавалерийский полк - его чаще всего используют для киносъемок.
Несколько лет назад для нужд Южного военного округа (СКВО) было закуплено 150 ослов. Им присвоили статус войсковых животных (это особое положение запрещает пускать их на мясо) и определили в специальные горно-вьючные подразделения. Согласно штатному расписанию на каждые 10 ослов положен один фельдшер, на каждую тройку - один вьюковожатый.
В дополнениях и изменениях к «Перечню № 2 техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых войскам, воинским формированиям и органам», требуется взять под строгий контроль всех лошадей (за исключением племенных), ослов (ишаков), верблюдов, ездовых оленей.
Для охраны продуктовых складов от мышей и крыс в последние годы военными стали активно привлекаться коты и кошки.
В некоторых отдаленных гарнизонах Крайнего Севера для перевозки личного состава и грузов используются олени, впряженные в сани.
ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»
Родом из СССР
Флотские историки рассказали мне, откуда на Черноморском флоте взялись боевые дельфины и что они реально могут. Во времена Советского Союза их подготовка была строго засекречена. И лишь после падения СССР тайны сверхсекретного центра в бухте Казачья во многом были разглашены. Даже севастопольские пацаны знали, что это войсковая часть №13132-К или «Площадка 75».
Дельфинов для океанариума отлавливали в открытом море из трех видов, обитающих здесь. Черноморские афалины, белухи и морские коты успешно находили торпеды, мины и другую затонувшую военно-морскую «амуницию». На испытательном полигоне у мыса Фиолент по команде тренера они ныряли на глубины до 120 метров. Облепленных датчиками, их сбрасывали в море на парашютах, а на малой высоте - с вертолетов.
Наиболее способным «курсантам» доверяли охрану подступов к акватории военно-морской базы Севастополя от подводных лазутчиков. С помощью уникальных природных гидролокаторов послушные животные должны были по шуму двигателя отличать свои корабли от вражеских, обнаруживать боевых пловцов или подлодки противника, бросаться им на перехват и обезвреживать. Их учили подрывать субмарины вместе с собой прикрепленным к брюху тротилом и закалывать диверсантов острой пикой, прикрепленной к носу. Или даже убивать врага «трехствольным подводным пистолетом».
В 1992 году, при дележке советского имущества Черноморского флота, военный океанариум и его обитатели достались Украине. Бедность центра подготовки подводных диверсантов однажды дошла до того, что часть животных начальство украинского флота вынуждено было передать в аренду Ирану, где их по крайней мере обещали хотя бы вовремя кормить.
А наиболее талантливые особи зарабатывали на пропитание и себе, и тренерам гастролями за рубежом. Стамбульская газета «Акшам» писала: «Уже третий месяц украинские боевые дельфины устраивают потрясающие шоу на воде, и каждый раз при полном аншлаге».
Во времена Украины севастопольское учреждение потеряло около 90% животных. На момент воссоединения Крыма с Россией в севастопольском учреждении осталось менее 10 дельфинов.
В 2014 году на базе океанариума была сформирована российская воинская часть. Военные снова закрыли территорию от посторонних и начали работы по восстановлению комплекса. Учреждение получает новое оборудование и возрождает научную базу.
В севастопольском военном дельфинарии с афалинами много лет работал бывший офицер морского спецназа Андрей Волков. Секреты новой программы подготовки боевых дельфинов севастополец крепко держал за зубами, зато охотно рассказывал о повадках своих подопечных.
По его словам, был случай, когда три боевых дельфина сбежали. Причиной был или весенний гон, когда самцы преследуют самку и не подчиняются командам инструкторов, или же сработал родственный инстинкт, когда дельфины, расслышав под водой зов гуляющей на свободе матери, рвутся к ней. А еще тренер рассказал, что такие «самоволки» боевых дельфинов случались и раньше. Но вволю нагулявшись на свободе, голодные животные обычно возвращались в севастопольские «казармы». А те трое во время учений ушли с концами.
При украинцах из крымского дельфинария сбежал самец Титан. Позже он не раз возвращался на севастопольскую базу, но в клеть так и не заплывал. Вернулся лишь весной 2014 года. Как шутят российские черноморцы, «по политическим мотивам»...
А ЧТО У НИХ?
Есть ли в других странах подобные программы подготовки боевых дельфинов? Да, есть. Например, в США. Там аналогичный центр существует с середины 1960-х годов. Создание нашего центра в Севастополе и было как раз ответом на этот американский проект.
Американцы создали базу в Сан-Диего в 1960 году и обучали дельфинов охранять свои корабли. И не только.
Обучение шло по нескольким направлениям: поиск и спасение (помощь водолазам при их работе), поиск мин и борьба с диверсантами. Когда об этом узнала советская разведка, и решено было сделать «ответный ход» в Севастополе.
В 1970-х годах американцы успешно использовали боевых дельфинов против пловцов и диверсантов во Вьетнаме. По некоторым данным, во Вьетнаме американцы с помощью боевых дельфинов уничтожили около 50 бойцов, которые хотели заминировать американские корабли. Наши спецы говорят: цифра, наверное, преувеличенная, но то, что они научили дельфинов работать против диверсантов, - правда.
Кстати, американцы до сих пор продолжают дрессировать дельфинов в рамках специальной программы ВМС по использованию морских млекопитающих в военных целях. На службе у Пентагона около 75 животных. Мы хорошо знаем, в каких загонах и где они тренируются. Но сенсации из этого не делаем...
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Афалина обозначит диверсанта
И все же я попытался расспросить у бывшего тренера боевых дельфинов, как (хотя бы теоретически!) афалины могут действовать при охране Крымского моста.
Алексей Волков ответил так:
- При приближении незваного гостя к опоре моста на расстояние ближе 100 метров срабатывает прикрепленная к дельфину сигнальная аппаратура. Одновременно срабатывают и датчики на опоре моста. Это сигнал к действиям афалины. Она приближается к диверсанту и выпрыгивает на поверхность воды, активно обозначая место его присутствия. Ну а тут уже включается наша надводная охрана.