Человечество во все времена творило мифы. И мы сегодня о нашей современной жизни также создаём мифы и верим им.
Профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария ВАЛОВАЯ
Старые вызовы нового времени
«Современное буржуазное общество напоминает волшебника, который более не в силах справится темными силами, вызванными его же заклинаниями» К. Маркс
Человечество во все времена творило мифы. И мы сегодня о нашей современной жизни также создаём мифы и верим им. После распада Римской империи мир «приходил в себя» четыреста лет, после распада империи Карла Великого - двести! Распад СССР-империи, занимавшей 1/6 части суши, в глобальном мире не мог пройти бесследно. Это породило те вызовы времени, которые всегда сопровождают гибель империй. Какие?
Первый вызов - Великое переселение народов. Это неоднократно происходило в истории народов. Например, это было в период распада Римской империи. Но мы, к сожалению, не оцениваем их реально (а они идентичны современным), а рассматриваем мифы о них. Так, мы привыкли считать, что на гибнущую Римскую империю шли орды гуннов, вандалов, венгров, скифов и так далее. Их предводитель «бич божий» Атилла - дикий степняк, желавший разрушить Рим, как колыбель цивилизации.
Но это в большой степени это миф. На самом деле Римская империя сама создавала внутри себя диаспоры варваров, как современная Франция, гетто из иммигрантов, (а современная Россия поселения мигрантов и гастробайтеров). Римская империя звала и создавала целые регионы из дружественных варваров, что бы их руками бороться с враждебными варварами. Другое дело, что эти дружественные варвары, узнав изнутри её уязвимые места, становились её заклятыми врагами.
Атилла, не был диким степняком. Он вырос и провел юность в Риме. Он был одним из образованнейших людей своего времени, знал языки и науки. Фактически он был римским патрицием. Атилла был порождением Рима! Также как Бен Ладен порождение США, также как Саддам Хусейн, друг Рамсфельда,- порождение Америки, которая создала его в противовес Ирану, а Дудаев был порождением горбачевско-ельцинской России. Как писал Маркс «Буржуазия порождает своих собственных могильщиков».
И сегодня бесчинствующая молодёжь во Франции- это те же варвары, которых старая Европа сама позвала и теперь не может с ними справится. Почему? Потому, что существует второй старый вызов времени.
Это - резкое обострение классовых противоречий. Об этом сегодня не говорится ни слова. Это не модно. Но, увы, законы экономики, как законы природы, объективны и не зависят от желания людей.
Любые глобальные катаклизмы вызывают обострения классовых и имущественных противоречий. Да, в конце XX века мир успокоился, шли процессы нивелирования противоречий, рос средний класс и внутри западных государств постепенно исчезал водораздел между бедными и богатыми.
Но глобализм изменил все. Грязные производства сбрасываются на страны третьего мира, крупнейшие державы, как Россия, превращаются в сырьевые придатки мировой экономики, более слабые страны попадают в кабалу МВФ и других «международных» организаций. Это не может не вызывать ухудшения уровня жизни жителей этих стран и как следствие, их озлобленности против золотого миллиарда. Экономические противоречия, а не религиозные различия являются катализатором современных проблем!
Религиозные различия - это ещё один миф, чтобы скрыть реалии. Новые «варвары» (как и старые) очень различны в своих верованиях, а многие их вообще не имеют. Сейчас модно говорить об исламе. Но выходцы из французской Полинезии не исповедуют ислам. Я это говорю не для того, что бы обелить исламский экстремизм, ни в коем случае. Но для того чтобы бы бороться с врагом нужно его знать, видеть реальные первопричины происходящего, а они не в религии, а в экономике.
Но при этом не все определяется экономикой. Так как есть третий тоже старый вызов времени: гибель любой империи вызывает пересмотр границ и устремлений крупных геополитических игроков.
И, наконец, ещё один вызов времени, столь важный в эпоху глобального мира - информационное воздействия. За счёт чего могут укрепиться новые государства? Как и во все века - за счёт новых … мифов, отражённых в государственной информационной политике, символах власти, СМИ и так далее. Они выполняют социальный заказ, создают «целевые установки», а чаще всего - «образ врага»!
«Бей хищную птицу по обеим головам!»
Когда Карл Великий в VIII веке, пытаясь укрепить свою империю, воевал на территории современной Испании, баски-христиане напали на его отряд и убили рыцарей. Как это было отражено в тогдашних средствах информации?
Появилась красивая поэма «Песнь о Ролланде». Поэма настолько совершенная, что считается образцом средневековой поэзии. Но только в ней доблестного христианского рыцаря Ролланда и его отряд убивают мусульмане. И Ролланд становится борцом не за империю, а за веру!
А в середине XIX века высказывание известного народника Михайловского «Бей хищную птицу по обеим головам!» стало призывом к началу нового этапа борьбы с самодержавием. И не случайно он был выражен в призыве к борьбе с двуглавой птицей. Двуглавый орёл выступал не как олицетворение российского государства, а был символом династии Романовых-Гогенцоллеров, символом идеологии царского режима.
С 90- х годов ХХ в. пиар государства, как явление государственное, к сожалению, отсутствовал в нашей жизни. После распада Советского Союза исчезла пропаганда патриотизма, любви к Родине, уважения к государственной символике. Что говорить, когда государственный флаг России называли в народе – «Бред Сивой Кобылы», чтобы легче было запомнить очередность цветов: белый, синий, красный.
Сегодня ситуация маятником качнулась в другую сторону. И, гипертрофированные, порой гротескные попытки со стороны «пиарщиков» влиять на «образ» России или какого-либо другого государства постсоветского пространства, сделали вопрос о государственных символах, исключительно важными.
Человечество давно использует язык символов. Это могут быть буквы, как в математике, звуки, или слова, часто символы складываются по сходству с обозначаемым предметом и означают ту или иную организацию: красный галстук, буденовка, ряса священника. Конечно, символы истории часто ассоциировались с личностью того или иного вождя или государя - Корона Карла Великого, меч Зигфрида, шапка Мономаха. В тоже время символ является продуктом своей эпохи, он появляется, расцветает и умирает, оставляя загадки, которые последующие поколения долго и порой бесплодно разгадывают. Но есть символы, которые переходят из века в век.
Я помню, как в магазине в Индии услужливый продавец достал и накинул на меня поразительно красивое сари: золотая ткань, расшитая черной свастикой! Ощущение было жуткое, а продавец не понимал мою неприязненную реакцию - свастика до сих пор для них символ бога солнца Шивы и такое сари должно принести владелице благоденствие и счастье.
Свастика символ древний и запоминающийся. Так, что фашисты не придумывали себе партийный символ. И если исходить из законов кармы можно сказать, что, будучи символом солнца, свастика не «прощает» ее использования во зло.
Особый интерес среди «многовековых» символов представляют собой символы государств.
Есть старая легенда, что символ государства влияет на «характер» самой страны: хищники изображены у государств, ведущих агрессивную политику, «смирные» символы у мирных государств. Известно, что во время образования США, объявили конкурс на символ страны. В результате было два «претендента». Первый - белый орёл, который в конечном счете «победил» и красуется теперь на флаге, а второй - ...индюшка. Как знать, если победила бы индюшка, может США были бы более умерены в своих амбициях?
Поэтому надо уже понимать, что нельзя символы просто так взять из прошлого! Выбирая символы сегодня, мы программируем будущее. Нельзя просто вытащить из прабабкиных сундуков насквозь пронафталиненые дореволюционные регалии рухнувшей старорежимной власти и проигравшей армии, и строить с ними новую жизнь. С ними придёт, как принято теперь говорить, их энергетика, их ошибки и болезни, можно притянуть это прошлое, но не красивое – ностальгическое, а со всеми его горькими реалиями.
В условиях современного глобального мира, когда вопрос о влиянии вызывает серьёзные политические страсти, важно просмотреть своеобразную эволюцию сакральных символов. Как реализуются интересы государства в процессе выбора новой символики и как выбранная символика способствует реализации стратегических целей государства?
А что вы считаете символом сегодняшней России? А Беларуси? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!
Фото: wikipedia.org
© "Белорус и Я", 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!