Найти в Дзене
Александр Г

Красный символизм - для воюющей территории это актуально?

На херсонщине уже принялись восстанавливать памятники Ленину. На Украину возвращаются названия площадей, улиц, красные звезды… Здорово! Здорово и странно! Наша история с советским стажем, потрепанная на резких поворотах общественного сознания – нынче востребована честнее и благороднее, чем в ее «лучшие времена».

Но вот что пишет комбат ДНР Ходаковский:

«У меня коллектив <бойцов> преимущественно молодой, и я не припомню никого, кто рисковал бы своей жизнью в бою, являясь при этом последователем Ленина. Тогда для кого мы возрождаем умирающий культ? Идея коммунизма проиграла эгоистичной природе человека, которая оказалась сильнее - идея социальной справедливости жива, но механизм её реализации в материальном мире отсутствует...»

Вот он, комбат, прав, вроде бы. И все же, не совсем. Есть в его мыслях некий вынужденный, нарочитый траур момента. Который, разумеется, не выражает всей широты его мышления.

Полемизировать сейчас с Ходаковским – это почти как придираться к Достоевскому и одновременно спорить с Суворовым. Несерьезно. Такие люди надежно впряглись и вытягивают нынче историю. И им при этом есть дело до замызганной и заброшенной нами философии бытия. Это – нынешние титаны нравственности, новые богатыри, возрождающие правильный, боевой русский дух …

-2

И лучше вникнуть в его, комбата, дальнейшие рассуждения:

«Наше старшее поколение, рождённое в эпоху застоя, уже… чаще идет со Христом, чем с Лениным и Марксом… А творящему историю меньшинству, которое родилось после распада Союза, что мы предложим?»

Ходаковскому где-то виднее – он полководец с передовых укрепов. Но мы, далекие от оглушающих прилетов и смертельной стрелкотни, все же, полны нескромных восторгов. По поводу озаренного победой потрясающего симбиоза красного флага, имперских символов и икон. Неспроста это, неспроста!

Вот и чуткий Захар Прилепин реагирует бодро:

«Когда сегодня, освобождая территории, одновременно рисуют двуглавых имперских орлов и тут же восстанавливают памятники Ленину — это совершенно нормально».

Мол, сейчас не уйти от дискуссии об идеологии, которую несет с собой Россия. Тут, блин, кто-то добалтывается даже до некой замены одного национализма другим.

"Но для жителей постУкраины, - говорит Прилепин, - стихийные красные знамена появились не случайно. Люди истосковались по СПРАВЕДЛИВОСТИ, прежде всего, социальной…"

-3

И эта справедливость пришла со своими простыми и закономерными символами. Без которых воины не мыслят идти добывать Победу.

А если сегодня провести опрос среди ополченцев, как считает Захар (бывший комбат, как-никак), то наиболее значимой фигурой для них неизбежно будет Путин!

«Причём Путин окажется у каждого свой. Есть казацкий Путин, есть имперский Путин, есть чеченский Путин. И советский Путин, как порождение КГБ,... тоже, конечно, есть».

Ну а дальше «будет... Сталин. Тоже у многих свой. Сталин бывает не только советский, но и антисоветский, что исторически парадоксально… Следом, примерно равно деля пропорции, окажутся вперемешку Святослав, Ленин, Махно, Николай II и кто угодно…»

По тому как на донбасскую войну из России ехали осмысленные левые, закоренелые коммунисты, осмысленные правые, даже нацболы, анархисты - кто угодно.

«Однако, - в голосе Прилепина начинает искрить окалина, - я скажу вам, кого там, в Донбассе, никогда не было. За все эти восемь лет я так и не встретил там ни одного либерала, пришедшего помочь русскому миру отстоять его законные права...»

Вот нам и ответ, почему наши уверенно идут по Украине под красным и с черно-золотым.

«Ну а памятники, – вступает молодой белорусский философ Дзермант, - это прежде всего, символы. Снос памятников Ленину на Украине – символ националистической декоммунизации, если их восстанавливают, значит, это символ восстановления справедливости и исторической памяти, как бы к Ленину не относиться…».

И вправду - в Беларуси все памятники советской эпохи стоят, никому не мешают. И в обществе воспринимаются как символы связи с Россией, Большой Страной!