Найти тему

ВЕРСИИ МАХАБХАРАТЫ. Бхилы - история и мифология

Итак, дорогие читатели, как говорили раньше -- по просьбам трудящихся. Недавно в другой статье я упомянула об одной из региональных народных версий "Махабхараты" и обещала раскрыть тему подробнее. Однако прежде чем говорить о Бхил Бхаратха -- бхильской версии "Махабхараты" -- надо сказать пару слов о том, кто такие, собственно, бхилы, и что они из себя представляют. А представляют они нечто весьма интересное и противоречивое.

Бхилы, иногда поэтично называемые "детьми леса" -- адиваси (автохтоны) Центрального нагорья, одно из "официально зарегистрированных племен" (наряду с гондами, о которых я упоминала в статье о Раване) Индии, проживающие в основном в штатах Мадхья-Прадеш, Махараштра, Раджастхан и Гуджарат. Они достаточно многочисленны -- может, для Индии с ее полуторамиллиардным населением 13 миллионов -- это и немного, но в Европе запросто составили бы население небольшой страны, тех же финнов на свете вдвое меньше.

В чем противоречия? Ну, для начала можно прочесть, что это "народ индо-арийской ветви, потомки ариев", после чего посмотреть на них и сильно удивиться, с какой бы стати и кому пришло в голову их так обозвать. Подозреваю -- лингвистам. Нынешний язык бхилов действительно относится к индо-арийской группе, ученые усматривают в наиболее распространенной его версии диалект языка гуджарати. От древнего дравидского наречия осталось процентов шесть.

Чисто внешне бхилы варьируются от стопроцентных темнокожих веддоидов до весьма красивых даже на европейский вкус людей с полностью европеоидными чертами лица при темной коже. Нередки светлые глаза. Причина? Да, вы ее правильно предположили. Достаточно поглядеть на бхилов, чтобы понять цену речам наших доморощенных "арийцев", взахлеб вещающих о том, как арьи в Индии "свято берегли кровь святой белой рассы, явившейся со звезд Ориона". Хотя этническая история этого народа до сих пор является предметом дискуссий.

Портрет бхила кисти художника В. Верещагина
Портрет бхила кисти художника В. Верещагина

Генетики полагают, что дравидская составляющая бхилов обитала в Индии с IV тысячелетия до н. э, примерно в тех же местах, где они живут сейчас. Позднее пришли арьи, которые хотя и честили местных "зловредными жителями гор", но смешиваться не брезговали: народ бхили был в конце концов настолько существенно разбавлен ими, что это привело к смене языка, ряда обычаев и добавлению новых богов в пантеон. Когда и как именно шло смешение, сейчас не узнать. Последняя, документально зарегистрированная "арийская волна" относится к IX - X векам нашей эры. Информацию оставили раджпуты, которым удалось таки ассимилировать часть бхилов, вытеснив остальных в горные районы, где те сейчас и обитают.

Кстати, пять копеек на будущее: когда будем разбирать МБХ, увидим и обратную ситуацию. Племя Яду числится в "Ригведе" одним из первых пяти арийских племен, обосновавшихся на землях Пенджаба. Однако в МБХ мы видим их совершенно иными: они успели почернеть как баклажан, сменить религию, агрессивно отвергнув и свою прежнюю принадлежность к арийской общности, и веру. К примеру, род Вришни именуется "вратьями", то есть отвергнувшими ведические обряды, а сцена сожжения Кхандавы и вовсе представляет собой лютейший глум над арьями вообще и их ведической верой в частности. В общем, Яду - це Хараппа... По-видимому, успели также перенять у местных майоратную систему наследования, заменив ею арийскую лествицу (впрочем, Пандавы прав на трон не имели ни по лествице, ни по майорату). Но это, пожалуй, тема для отдельной самостоятельной статьи, так что вернемся к нашим бхилам.

Живут они традиционным общинным укладом, не менявшимся столетиями. Община управляется старостой, чья должность наследственна. Основные занятия -- земледелие, охота, собирательство, которыми они занимаются довольно успешно. Например, продажа дичи и собранных даров леса у них -- неплохая статья дохода. Вегетарианства, в отличие от многих индусов, не придерживаются, охота доставляет значительную часть пропитания, едят любое мясо, кроме священных коров. Кстати, еще штрих в пользу того, что священность коровы пришла в Индию с дарвидами, арии-то изначально их трескали за милую душу.

Семьи чаще всего моногамны, но скорее по экономическим причинам: никто не запрещает мужчине взять несколько жен, однако за невесту нужно заплатить богатый выкуп, а каждой дополнительной жене предоставить собственный дом. Между женой и мужем соблюдается занятный обычай: став родителями, называть друг друга не по имени, а по именам детей: "отец/мать такого-то". Кто смотрел наш фильм "Хождение за три моря", помните, как именуют друг друга родители девушки Чампы? Вот-вот... Нынешняя семья патрилинейна, но и здесь видны следы древних времен, когда родство, видимо, считали по материнскому роду, а муж приходил в дом жены. С одной стороны, жена входит в род мужа, а при разводе (они не запрещены, как и браки вдов) дети остаются с отцом в его семье, как это обычно в патриархальной культуре, но с другой стороны беременная женщина за месяц до родов должна перебраться в дом своих родителей, чтобы произвести дитя именно там, как если бы ребенок входил в материнскую семью. Сына никогда не нарекают именем отца или деда по отцовской линии, это прямо запрещено, но всемерно одобряется наречение в честь дедушки или дяди со стороны матери.

Поклоняются как индуистским богам -- в частности почитают Шиву, Парвати, "господина туч" Индру, Ганешу как охранителя скота, -- так и многочисленным собственным богам и богиням, природным духам и предкам. Храмов не строят, жрецов не держат: молятся в священных рощах, а обряды совершает колдун или знахарь. В каждой деревне имеется свое божество-покровитель, также родовые божества и у каждой семьи. Самый почитаемый -- обожествленный герой Раджа Пантха, который и вовсе то ли равен Шиве, то ли его аватар, то ли вообще в индуизме аналогов не имеет и является чисто национальным достоянием бхилов. Не менее чтимы множество его жен. Вообще богинь бхилы уважают, а женские образы в их мифологии достойны пера величайших драматургов. Из священных животных обожествляют тигра под именем Вагх дэв.

Кстати, о предках. Их очень чтут и заботятся. Есть например трогательный обычай. Над могилой умершего (тело обычно сжигают, хоронят прах) ставят камень и небольшие качели. Это чтобы дух, решивший проведать потомков, мог развлечься и обрести хорошее настроение.

Что касается легендарных родоначальников, мифология у бхилов весьма занимательная. Версий собственного происхождения у них несколько. Самая простая гласит, что бхилы произошли от кшатриев, убежавших в леса и горы от гнева Парашурамы (исторически -- от той войны, которая затем преломилась в легендах в "истребление кшатры"). Ну, не знаю, возможно, арийская часть от них и произошла, удивляться нечему, ведь в этом случае беглые кшатрии были ядавами, которым родниться с дравидами было не привыкать стать.

Другая легенда стопроцентно дравидская. Некий прачечник (любят же индусы прачечников, прямо не профессия, а двигатель истории!) стирал у реки, где к нему повадилась приплывать рыба. Парень ее подкармливал. Наконец рыба в благодарность сообщила ему, что грядет потоп. Прачечник сколотил ящик и забрался в него вместе с сестрой и единственной в хозяйстве живностью -- петухом. Когда потоп отбушевал, боги решили проверить, остался ли кто выживший. Петух в ящике заорал, и потерпевших нашли. От них и пошло новое человечество. Точнее - от одного из их сыновей-двойняшек. Второй ушел жить в лес и стал предком бхилов. Как видим -- корни в додревнюю архаику. У нынешних бхилов столь близкородственные браки уже не в ходу. Даже союзы между кузенами дозволены не в каждом роду.

Есть бхильский род, где утверждают, что когда Шива бродил по земле и горестно оплакивал свою супругу Сати, некая царевна Матанги утешила его. В результате родились дети, которые и стали их предками. Злые языки соседей добавляют: из всех детей царевны Матанги один был на редкость уродлив и злобен, и постоянно приводил Шиву в ярость. Наконец Махадев выгнал неудачного отпрыска в лес. Вот от него-то бхилы и произошли... Сочинили это, видимо, раджпуты. Потому что это как раз у них имеется легенда о том, как Индра и Брахма творили предков раджпутских династий, а Рудра в это время в сторонке сотворил "черного урода с луком".

Кто подразумевался под "уродом" -- долго гадать не надо, и почему с луком -- тоже. Бхилы до сих пор изумительные лучники. Настолько, что во время сипайского восстания бхильские стрелки успешно гоняли англичан, вооруженных огнестрелом. Занятно, но если в наши дни бхилу вздумается выйти на большую дорогу, выйдет он скорее всего опять же с луком. Бывали прецеденты. Само название народа -- "бхил" -- выводится от древнего дравидского "бил" -- "лук". Лингвисты, кстати, не возражают. Что же до раджпутов, то они во времена оные не стеснялись ни нанимать бхилов, ни родниться с их военной знатью.

И это при том, что ни в одну из традиционных индийских варн бхилы не входят. При этом они и не неприкасаемые -- прочим индусам, соблюдающим варновые правила (за исключением брахманов), не запрещено вступать с ними в брак. Но брахманы могут спокойно принимать еду и питье из рук бхила, это не оскверняет. Но это, возможно, примета нашего времени, а во времена МБХ все было не так радужно.

Есть мнение, что именно одно из бхильских племен выведено в МБХ под именем нишадов, от которых брахманам принимать пищу было запрещено. За тождество нишадов с бхилами индийские историки стопроцентно не ручаются. Зато ручаются сами бхилы, числящие своим национальным героем нишадского царевича Экалавью. Возможно, как раз этим и объясняется их своеобразное отношение к Пандавам и красочное, со вкусом, измывательство над Арджуной в легенде о Васуки. Таланту Экалавьи в обращении с луком никто не удивляется: ведь парень был их соплеменником, бхилом! Так что сам Шива велел. Правда, при таком раскладе неясно, за какими пишачами Экалавью понесло к Дроне. Мог бы и дома найти учителя не хуже. Бхильских лучников находят на многих древних изображениях, создается впечатление, что при дворах и в армиях индийских раджей они были так же обычны, как варяги при русских князьях, шотландские и швейцарские наемники во Франции или гуркхи в нынешней английской армии, а уж раджпуты ни одной войны не вели, куда бы не замешались бхилы, причем зачастую в роли союзников, а не наемников.

С учетом сказанного, приходит лихая мысль: что если на время МБХ нишады-бхилы не были (ну или пока еще не были) теми забитыми нищими дикарями, какими их любят изображать в литературе, а являли собой этаких гордых гуронов индийских лесов, с кем считались и искали союза цари? А ни в одну варну они не входили не потому, что не пускают, а потому что плевать им было на все эти варновые заморочки? От тех же раджпутов мы узнаем, что бхильские знатные вожди правили как раджи в Раджпутане, Малве и Центральной Индии.

Эта мысль, кстати, тянет за собой следующую. Кем были пятеро нишадов, которых Пандавы сожгли в Варанавате, заметая следы? Тонкость здесь в том, что знатные кшатрии все поголовно были стрелками из большого лука, а это накладывает определенный отпечаток на развитие мышц и скелета. И что, опытный взгляд тогдашнего вояки по сложению обнаруженных тел не определил бы, что перед ним непричастный мирняк? Не до горсток пепла же они там сгорели. Вопрос: не были ли "нишады" на деле бхильскими стрелками, пришедшими наниматься в войско Хастинапура? Тогда в "смоляном доме" они оказались не "по воле рока", а целенаправленно пришли к Юдхиштхире как коменданту города, или как там звалась эта должность (ну а кто еще будет жить в доме, примыкающем к арсеналу?). Тогда из-за их гибели у Дурьодханы и впрямь могли случиться неприятности с их лесными сородичами или уже нанятыми "варягами". Так что хотя я и возражала Соккару по этому поводу, но на замаскированном под "игру в кости" суде Пандавам в этом случае действительно могли припомнить и нишадов тоже.

И да, чуть не забыла. Есть мнение, что знаменитый Вальмики был по национальности бхилом.

Но обратимся наконец к МБХ в исполнении бхилов. Эпос у них сохраняется в устной традиции (ибо неграмотны в большинстве, а потому обладают неубиваемой памятью), исполняемый во время праздников в виде красочных представлений с танцами и пением. Тем, что Бхил Бхаратха была записана и изучена, мы обязаны трудам доктора Бхагавандаса Пателя, прожившего четыре года среди бхилов рода дунгри и записавшего это удивительное повествование, за что ему огромное спасибо. Бхильская Махабхарата полна своеобразных версий и дополнительных сюжетов. Вкратце:

  • у бхилов собственный, очень оригинальный взгляд на рождение Карны. Спойлер: мантра была ни при чем;
  • Гандхари и Кунти были не просто рождены, а сотворены Шивой и Парвати специально с прицелом на свою миссию в истории. Как и из чего - расскажу;
  • Шантану до встречи с Гангой воплощался неоднократно, в каждом рождении стремясь к своей богине, из-за чего в рекордные сроки (всего-то за четыре рождения!) эволюционировал от земноводного до принца;
  • Вьяса к роду Кауравов не имел отношения от слова "совсем";
  • Абхиманью был величайшим из героев, но при этом - воплощенным демоном, из-за чего и должен был погибнуть на Курукшетре во искупление грехов;
  • Пандавы были категорически недостойны своей великолепной супруги, а та, в отличие от классического варианта эпоса, и не думала этого покорно терпеть!

И это еще не все. Поскольку статья вышла длинной, то охватить все перечисленное за один раз невозможно. Я поделю ее, и пусть история народа бхилов останется вступлением, а в следующей части мы ознакомимся с обещанной мною ранее возмутительной, исполненной адхармы, приводящей ортодоксальных индусов в величайшее негодование историей. Хотя сами бхилы в ней ничего оскорбительного не видят, наоборот! А у меня она вызывает в памяти песню "Мельницы":

Лиха не ведала, глаз от беды не прятала.
Быть тебе, девица, нашей – сама виноватая!
Над поляною хмарь –
Там змеиный ждет царь,
За него ты просватана...

PS. Версии Рамаяны тоже будут. Я не забыла!