Найти тему
Книжный имаджинариум

Военная служба в Париже и заговор 20 июля 1944 года: события из жизни писателя Эрнста Юнгера

В переломную историческую эпоху XX века, приходящуюся на время между двумя Мировыми войнами, особенно трудно сохранить беспристрастность и хладнокровие при анализе бурных событий, учитывая множество трагических последствий, случившихся от принятых государственными мужами роковых решений.

Замечательный немецкий писатель и философ Эрнст Юнгер сумел в своих дневниках отразить настроение и мысли проигравшего народа и его победителей.

Творческая жизнь Эрнста Юнгера до Второй мировой войны

Эрнст Юнгер появился на свет в городке Хайдельберг. Семейство будущего писателя во главе с доктором философии Эрнстом Георгом Юнгером переехало в саксонский Шварценберг, где отец приобрел аптеку. В 1913 году Эрнст Юнгер, начитавшись приключенческих романов, сбежал из дома и тайно вступил во Французский Иностранный легион. Благодаря многочисленным связям отца, изнуренный и разочарованный отрок был возвращен из Африки на Родину.

Эрнст Юнгер перед битвой на Сомме в 1918 году
Эрнст Юнгер перед битвой на Сомме в 1918 году

Из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны Эрнст Юнгер почувствовал ритм времени, когда тысячи юношей или степенных бюргеров бросились добровольно записываться на фронт. Он ушел на войну рядовым солдатом и дослужился до командира роты.

В ходе войны Эрнст Юнгер получил 14 ранений, был награжден Железным крестом и другими высшими военными наградами Германии.

В окопах Первой мировой войны Эрнст Юнгер написал свой первый дневник – «в Стальных грозах», мгновенно ставший бестселлером сразу после издания. В нем писатель отразил дух потерянного поколения, бросившегося без сомнений и колебаний в военную мясорубку ради гражданского долга перед Отечеством и кайзером.

Честь и отвага, в понимании Юнгера, всегда превалировали в душе немецкого солдата над низменными чувствами, побеждая их в нужную минуту.

В 1925 году вышли в свет продолжение дневниковых записей: «Лесок 125. Из хроники окопных боев 1918 года» или «Огонь и кровь. Маленький фрагмент великой битвы».

Эрнст Юнгер посвятил данную книгу будущему злополучному диктатору немецкого народа с такими словами:

«Национальному вождю Адольфу Гитлеру! Эрнст Юнгер».

Возможно, что это уберегло впоследствии писателя от неминуемой гибели в результате последующих критических для него событий жизни.

При покровительстве фюрера в печать вышел запрещенный в первый раз цензурой роман-антиутопия «На мраморных скалах». В нем Эрнст Юнгер очень нелестно отозвался о существующем в стране тоталитарном строе и о прогнивших верховных кадрах, пусть и в метафорической форме.

«Рабочий» Эрнста Юнгера

В 1932 году Эрнст Юнгер пишет свой главный философский труд «Рабочий». Согласно Юнгеру, на смену буржуазным ценностям традиционного общества приходят ценности, выражающие энергию труда, то есть гештальт Буржуа сменяется гештальтом Рабочего.

Гештальт Рабочего Эрнста Юнгера
Гештальт Рабочего Эрнста Юнгера
  • Восхищаясь русской пятилеткой и другими дерзкими экспериментами большевиков, Юнгер утверждал, что эпоха «частичной мобилизации», характерная для времен Первой мировой войны, замещается эпохой тотальной мобилизации. В этом случае духовные качества отдельного человека соединяются с духовно-руководящими качествами общества.
  • На место традиционным качествам, таким как патриотизм, вера, долг, приходит подсознательный автоматизм действий, выражающийся в национализме, реализации широкой шкалы потребностей человека и готовности масс к мобилизации посредством средств государственной пропаганды. Конкретность живых связей между людьми сменяется обезличенной функциональной связью анонимных человеческих отношений, а прогресс современного общества выражается в таких различных мобилизационных движениях, как большевизм, американизм, фашизм и сионизм.

Эрнст Юнгер в Париже

В начале Второй мировой войны мобилизованный капитан Эрнст Юнгер оказывается в Париже в составе оккупационной армии генерала пехоты Отто фон Штюльпнагеля, которого в 1942 году сменит его брат Генрих.

Генерал Генрих фон Штюльпнагель
Генерал Генрих фон Штюльпнагель
  • Поддавшись очарованию парижских антикварных и букинистических магазинов, дворцов, парков и набережных Сены, Юнгер целыми днями проводил среди парижской богемы и оставшихся в городе финансовых магнатов.
Эрнст Юнгер во время Второй мировой войны
Эрнст Юнгер во время Второй мировой войны
  • Он встречался со знаменитым французским актером Саша Гатри, консервативным мыслителем Пьером Дрие ла Рошелем, поэтом Жаном Кокто, скандальным писателем и выразителем нуара Луи Селином, которого Юнгер в дневниках называет Мерлином, художником Пабло Пикассо.
  • Свои записи Юнгер бережно хранил в тайном месте, больше опасаясь за их сохранность, чем за свою собственную жизнь. Первый и Второй Парижские дневники описывают события 1941-1944 годов.
  • Еще в начале войны Эрнст Юнгер невысоко оценивал шансы Германии на победу после нападения Гитлера на Советский Союз. Его сомнения укрепились после Сталинградской битвы.

28 февраля Юнгер написал в своем дневнике, что:

«Если, согласно Клаузевицу, война есть продолжение политики другими средствами, то чем совершенней ведется война, тем меньше в нее вмешивается политика. В бою не ведут переговоров… В этом смысле… война на Востоке – это война между государствами и народами, война гражданская и религиозная с зоологическим уклоном».

В отличие от времен Фридриха Великого, который ловко маневрировал между войсками вражеской коалиции и при этом пользовался мировой симпатией во время Семилетней войны, Гитлер всеми объявлен как всемирный злодей и целью союзников является полное поражение немецкого безумца.

  • Юнгер присоединился к Фронде недовольных, в недрах которой зрел план как мирного устранения фюрера от управления страной (по мысли Юнгера и фельдмаршала Эрвина Роммеля), так и его ликвидации, как думали начальник Генерального штаба оккупационных войск Ганс Шпейдель, генерал Генрих фон Штюльпнагель, подполковник люфтваффе Цезарь фон Хофаккер и граф Шуленбург. Видимо, с этим связана секретная поездка Эрнста Юнгера в конце 1942 года на Кавказский фронт.
 Начальник штаба Группы армий «B» Ганс Шпейдель и фельдмаршал Эрвин Роммель
Начальник штаба Группы армий «B» Ганс Шпейдель и фельдмаршал Эрвин Роммель
  • 19 февраля 1943 года Юнгер возвращается в Париж. Еще до отъезда в Россию Юнгер начинает работать над памфлетом «Мир. Слово к юности Германии и всего света». Это воззвание тайно начинает распространяться среди высших руководителей Вермахта. Оно послужило духовным толчком для формирования властной оппозиции существующему режиму.
  • 16 июля генерал Шпейдель на встрече с Юнгером уверяет последнего, что «мирное воззвание скоро выйдет». А 21 июля Юнгер, к своему изумлению, узнает о неудачном покушении графа Штауфенберга и Цезаря фон Хофаккера на Гитлера. Писатель считал, что покушение ничего не изменит в лучшую сторону, а только ожесточит диктатора.
  • 15 декабря Юнгер отмечает в дневнике разговор с товарищем Крамером фон Лауэ о здоровье Гитлера, в записях называемого Кньеболо. Фюрер досадовал, что не распознал врагов в своем близком окружении и для их ликвидации приказал использовать орудие наподобие испанской гаротты.

Несмотря на явные доказательства участия Эрнста Юнгера в сговоре, Гитлер вычеркнул фамилию последнего из списка участников заговора 20 августа 1944 года. Последовала скоропалительная отставка Юнгера.

В имении Кирххорст

Эрнст Юнгер переехал в свое имение Кирххорст близ Ганновера. Его душевное состояние резко ухудшилось. После возвращения из России и неудачного покушения на Гитлера Юнгер ясно видел, что страна летит в пропасть во главе с безумным руководителем. Последовало отступление армии из России, затем – из Восточной Пруссии и Силезии.

Эрнст Юнгер в своем кабинете
Эрнст Юнгер в своем кабинете
  • Города Германии ежедневно подвергались налетам англичан, стиралась вековая память народа, вырезанная на стенах церквей и ратушей. Тысячи беженцев перемещались на Запад, унося с собой пепел родных людей и сожженного крова.
  • Юнгер читает в это время Апокалипсис, книги Царств, немецких мистиков Баадера и Беме, а также книгу о кораблекрушениях и случаях каннибализма на кораблях.
  • Вскоре последовал новый удар: его любимый сын Эрнстель погиб на фронте в итальянской Карраре в возрасте 18 лет во время перестрелки с вражеским дозорным отрядом.

Среди записей сына в его комнате Юнгер обнаружил такую:

«Дальше всех заходит тот, кто не знает, куда идти».

Эрнст Юнгер по инерции участвовал в обучении местного фольксштурма, состоящего из молодых ребят и понурых стариков. Вскоре в Кирххорст пришли англичане и Юнгер вместе с женой оказался в зоне управления союзников.

Юнгер смиряется с неизбежным и заканчивает свои дневники из Кирххорста следующим пантеистическим пассажем:

«Можно видеть необходимое, понимать его, хотеть и даже любить и при этом страдать от невыносимой боли. Знать это нужно, дабы постигнуть нашу эпоху и ее людей. Что значат муки рождения и смерти в этой игре? Может быть, и те и другие – суть одно и то же, как, например, заход солнца для иных миров является его восходом».

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!