В переломную историческую эпоху XX века, приходящуюся на время между двумя Мировыми войнами, особенно трудно сохранить беспристрастность и хладнокровие при анализе бурных событий, учитывая множество трагических последствий, случившихся от принятых государственными мужами роковых решений.
Замечательный немецкий писатель и философ Эрнст Юнгер сумел в своих дневниках отразить настроение и мысли проигравшего народа и его победителей.
Творческая жизнь Эрнста Юнгера до Второй мировой войны
Эрнст Юнгер появился на свет в городке Хайдельберг. Семейство будущего писателя во главе с доктором философии Эрнстом Георгом Юнгером переехало в саксонский Шварценберг, где отец приобрел аптеку. В 1913 году Эрнст Юнгер, начитавшись приключенческих романов, сбежал из дома и тайно вступил во Французский Иностранный легион. Благодаря многочисленным связям отца, изнуренный и разочарованный отрок был возвращен из Африки на Родину.
Из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны Эрнст Юнгер почувствовал ритм времени, когда тысячи юношей или степенных бюргеров бросились добровольно записываться на фронт. Он ушел на войну рядовым солдатом и дослужился до командира роты.
В ходе войны Эрнст Юнгер получил 14 ранений, был награжден Железным крестом и другими высшими военными наградами Германии.
В окопах Первой мировой войны Эрнст Юнгер написал свой первый дневник – «в Стальных грозах», мгновенно ставший бестселлером сразу после издания. В нем писатель отразил дух потерянного поколения, бросившегося без сомнений и колебаний в военную мясорубку ради гражданского долга перед Отечеством и кайзером.
Честь и отвага, в понимании Юнгера, всегда превалировали в душе немецкого солдата над низменными чувствами, побеждая их в нужную минуту.
В 1925 году вышли в свет продолжение дневниковых записей: «Лесок 125. Из хроники окопных боев 1918 года» или «Огонь и кровь. Маленький фрагмент великой битвы».
Эрнст Юнгер посвятил данную книгу будущему злополучному диктатору немецкого народа с такими словами:
«Национальному вождю Адольфу Гитлеру! Эрнст Юнгер».
Возможно, что это уберегло впоследствии писателя от неминуемой гибели в результате последующих критических для него событий жизни.
При покровительстве фюрера в печать вышел запрещенный в первый раз цензурой роман-антиутопия «На мраморных скалах». В нем Эрнст Юнгер очень нелестно отозвался о существующем в стране тоталитарном строе и о прогнивших верховных кадрах, пусть и в метафорической форме.
«Рабочий» Эрнста Юнгера
В 1932 году Эрнст Юнгер пишет свой главный философский труд «Рабочий». Согласно Юнгеру, на смену буржуазным ценностям традиционного общества приходят ценности, выражающие энергию труда, то есть гештальт Буржуа сменяется гештальтом Рабочего.
- Восхищаясь русской пятилеткой и другими дерзкими экспериментами большевиков, Юнгер утверждал, что эпоха «частичной мобилизации», характерная для времен Первой мировой войны, замещается эпохой тотальной мобилизации. В этом случае духовные качества отдельного человека соединяются с духовно-руководящими качествами общества.
- На место традиционным качествам, таким как патриотизм, вера, долг, приходит подсознательный автоматизм действий, выражающийся в национализме, реализации широкой шкалы потребностей человека и готовности масс к мобилизации посредством средств государственной пропаганды. Конкретность живых связей между людьми сменяется обезличенной функциональной связью анонимных человеческих отношений, а прогресс современного общества выражается в таких различных мобилизационных движениях, как большевизм, американизм, фашизм и сионизм.
Эрнст Юнгер в Париже
В начале Второй мировой войны мобилизованный капитан Эрнст Юнгер оказывается в Париже в составе оккупационной армии генерала пехоты Отто фон Штюльпнагеля, которого в 1942 году сменит его брат Генрих.
- Поддавшись очарованию парижских антикварных и букинистических магазинов, дворцов, парков и набережных Сены, Юнгер целыми днями проводил среди парижской богемы и оставшихся в городе финансовых магнатов.
- Он встречался со знаменитым французским актером Саша Гатри, консервативным мыслителем Пьером Дрие ла Рошелем, поэтом Жаном Кокто, скандальным писателем и выразителем нуара Луи Селином, которого Юнгер в дневниках называет Мерлином, художником Пабло Пикассо.
- Свои записи Юнгер бережно хранил в тайном месте, больше опасаясь за их сохранность, чем за свою собственную жизнь. Первый и Второй Парижские дневники описывают события 1941-1944 годов.
- Еще в начале войны Эрнст Юнгер невысоко оценивал шансы Германии на победу после нападения Гитлера на Советский Союз. Его сомнения укрепились после Сталинградской битвы.
28 февраля Юнгер написал в своем дневнике, что:
«Если, согласно Клаузевицу, война есть продолжение политики другими средствами, то чем совершенней ведется война, тем меньше в нее вмешивается политика. В бою не ведут переговоров… В этом смысле… война на Востоке – это война между государствами и народами, война гражданская и религиозная с зоологическим уклоном».
В отличие от времен Фридриха Великого, который ловко маневрировал между войсками вражеской коалиции и при этом пользовался мировой симпатией во время Семилетней войны, Гитлер всеми объявлен как всемирный злодей и целью союзников является полное поражение немецкого безумца.
- Юнгер присоединился к Фронде недовольных, в недрах которой зрел план как мирного устранения фюрера от управления страной (по мысли Юнгера и фельдмаршала Эрвина Роммеля), так и его ликвидации, как думали начальник Генерального штаба оккупационных войск Ганс Шпейдель, генерал Генрих фон Штюльпнагель, подполковник люфтваффе Цезарь фон Хофаккер и граф Шуленбург. Видимо, с этим связана секретная поездка Эрнста Юнгера в конце 1942 года на Кавказский фронт.
- 19 февраля 1943 года Юнгер возвращается в Париж. Еще до отъезда в Россию Юнгер начинает работать над памфлетом «Мир. Слово к юности Германии и всего света». Это воззвание тайно начинает распространяться среди высших руководителей Вермахта. Оно послужило духовным толчком для формирования властной оппозиции существующему режиму.
- 16 июля генерал Шпейдель на встрече с Юнгером уверяет последнего, что «мирное воззвание скоро выйдет». А 21 июля Юнгер, к своему изумлению, узнает о неудачном покушении графа Штауфенберга и Цезаря фон Хофаккера на Гитлера. Писатель считал, что покушение ничего не изменит в лучшую сторону, а только ожесточит диктатора.
- 15 декабря Юнгер отмечает в дневнике разговор с товарищем Крамером фон Лауэ о здоровье Гитлера, в записях называемого Кньеболо. Фюрер досадовал, что не распознал врагов в своем близком окружении и для их ликвидации приказал использовать орудие наподобие испанской гаротты.
Несмотря на явные доказательства участия Эрнста Юнгера в сговоре, Гитлер вычеркнул фамилию последнего из списка участников заговора 20 августа 1944 года. Последовала скоропалительная отставка Юнгера.
В имении Кирххорст
Эрнст Юнгер переехал в свое имение Кирххорст близ Ганновера. Его душевное состояние резко ухудшилось. После возвращения из России и неудачного покушения на Гитлера Юнгер ясно видел, что страна летит в пропасть во главе с безумным руководителем. Последовало отступление армии из России, затем – из Восточной Пруссии и Силезии.
- Города Германии ежедневно подвергались налетам англичан, стиралась вековая память народа, вырезанная на стенах церквей и ратушей. Тысячи беженцев перемещались на Запад, унося с собой пепел родных людей и сожженного крова.
- Юнгер читает в это время Апокалипсис, книги Царств, немецких мистиков Баадера и Беме, а также книгу о кораблекрушениях и случаях каннибализма на кораблях.
- Вскоре последовал новый удар: его любимый сын Эрнстель погиб на фронте в итальянской Карраре в возрасте 18 лет во время перестрелки с вражеским дозорным отрядом.
Среди записей сына в его комнате Юнгер обнаружил такую:
«Дальше всех заходит тот, кто не знает, куда идти».
Эрнст Юнгер по инерции участвовал в обучении местного фольксштурма, состоящего из молодых ребят и понурых стариков. Вскоре в Кирххорст пришли англичане и Юнгер вместе с женой оказался в зоне управления союзников.
Юнгер смиряется с неизбежным и заканчивает свои дневники из Кирххорста следующим пантеистическим пассажем:
«Можно видеть необходимое, понимать его, хотеть и даже любить и при этом страдать от невыносимой боли. Знать это нужно, дабы постигнуть нашу эпоху и ее людей. Что значат муки рождения и смерти в этой игре? Может быть, и те и другие – суть одно и то же, как, например, заход солнца для иных миров является его восходом».
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!