Найти в Дзене
Две Войны

Советский танк Т-34 против немецкого бронепоезда: чем закончилась единственная подобная дуэль за всю историю войны?

Оглавление

История Великой Отечественной знает много случаев самопожертвования советских солдат и офицеров, их бесстрашия и презрения к смерти. Но этот подвиг особенно выделяется на фоне других, своей уникальностью.

Он был совершён летом 1944 года, молодыми танкистами Дмитрием Комаровым (21 год) и Михаилом Бухтуевым (18 лет). Командир танка лейтенант Комаров к тому времени был участником Курской битвы, в которой был ранен. А Бухтуев был механиком-водителем, который окончил Челябинскую школу танкистов и получил звание сержанта.

Рейд по тылам, перерезающий пути снабжения противника

Они служили в 15-й гвардейской танковой бригаде, и участвовали в затяжном рейде по тылам противника, в разгар наступательной операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Задача была – взять под контроль железную дорогу Бобруйск – Лунинец.

Комаров и Бухтуев. Фото в свободном доступе.
Комаров и Бухтуев. Фото в свободном доступе.

Подвиг танкисты совершили на ж/д станции Чёрные Броды, которая была в то время важным опорным пунктом снабжения немецких войск. Танк Дмитрия Комарова, двигаясь вдоль железнодорожного полотна, несмотря на мощный обстрел противника из противотанковых орудий, на эту станцию ворвался. Впереди всех! Правда, в экипаже его оставалось всего два человека: остальные двое (наводчик Петрухин и заряжающий Хисматуллин) были ранены, и их пришлось высадить.

На станции танкисты увидели бронепоезд, ещё несколько минут назад стоящий на путях, а теперь начинающий движение на отход. Маневрируя под огнём немецких противотанкистов, Комаров обстрелял этот бронепоезд. Однако ответным огнём его Т-34 был поражён и загорелся. Комаров и Бухтуев при этом были контужены и ранены. Но свой горящий танк не покинули, а пошли на нём дальше, прибавив скорость – таранить бронепоезд.

Пылающий Т-34 с ходу, с грохотом и скрежетом врезался в одну из центральных площадок бронепоезда и обездвижил его: вылетели оси сразу у двух площадок. Бронепоезд, благодаря подвигу танкистов, не ушёл, а был захвачен советскими войсками вместе со всем его вооружением и боеприпасами.

Бронепоезд Третьего Рейха. Фото в свободном доступе.
Бронепоезд Третьего Рейха. Фото в свободном доступе.

Судьбы танкистов-героев

Механик-водитель Михаил Бухтуев при этом таране погиб, и посмертно получил звание Героя Советского Союза (22 августа 1944 года).

Командир танка Дмитрий Комаров остался жив. Раненый, он смог выбраться из горящей машины и скрыться в лесу, где его позже и забрали в медсанбат санитары. Отважный танкист, после оказания ему медицинской помощи, снова продолжил воевать в 15-й танковой бригаде. Однако – совсем недолго: буквально считанные дни.

5 сентября 1944 года Дмитрий Комаров погиб в ночном бою за плацдарм на западном берегу реки Нарев, уже в Польше. 26 сентября 1944 года звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено и ему тоже.

Дмитрий Комаров был родом из деревни Синчуваж Шахунского района Горьковской (Нижегородской) области. До войны он работал на железной дороге (на ж/д станции Шахунья), и планировал развивать свою профессиональную судьбу в той же сфере: поступить в ж/д институт.

Но во время войны поступил в автомобильно-мотоциклетное училище, которое позже было преобразовано в танковое. Из него Дмитрий Комаров был выпущен офицером танковых войск и направлен на фронт.

🔵Почему Сталин остановил операцию советской разведки по убийству Адольфа Гитлера?

Разбитый бронепоезд. Фото в свободном доступе.
Разбитый бронепоезд. Фото в свободном доступе.

Михаил Бухтуев родился 23 ноября 1925 года в Туве, в посёлке Карагаш. На войну он ушёл совсем юным, когда семья уже получила известие о том, что на фронте погиб отец Михаила.

Судьба свела совсем ещё совсем молодых танкистов для того, чтобы они вместе совершили этот уникальный подвиг. Скромный обелиск на ж/д станции Чёрные Броды в Белоруссии и сейчас напоминает о нём.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, можно ли было иначе остановить поезд?