«А я, - чтоб все явить, как на ладони, -
Был Камичион де' Пацци, и я жду
Карлино для затменья беззаконий».
Ад, XXXII, 67-69
Эти слова Данте вложил в уста Альберто Камичоне деи Пацци, застрявшего, по словам поэта, в «прокл_ятом густом желатине» адской Каины за убийство родственника, чтобы завладеть его замками, который возвещает о скором приходе другого Пацци, Карлино, на чьей совести преступление куда более серьёзное, чем его собственное...
За что же Данте так был так зол на Карлино?
История древнего замка Пиантравинье (Piantravigne - в дословном переводе с итальянского - Равнина через виноградники) рассказывает нам, что в январе 1302 года, во главе группы бежавших магнатов-гибеллинов и белых гвельфов, Карлино де Пации занял замок, убив двух гвельфов и лишив их семьи всего, чем они владели, потому что эти территории издавна принадлежали его жене и он считал, что имел на них право.
Но летом флорентийские войска «чёрных гвельфов», в гораздо большем количестве, осадили замок, который защищали оставшиеся 600 человек, и после более чем трехнедельной осады, понимая, что не смогут его взять, подкупили Карлино с помощью официальной «награды» в размере 4000 золотых флоринов, обещания амнистий за вынесенные осаждённым обвинительные приговоры и возвращения конфискованного имущества.
Карлино взял деньги и бежал со своими сторонниками, оставив двери замка открытыми для врага. Солдаты «чёрных гвельфов» вошли в город и те, кто попал в ним руки, многие были убиты сразу, семеро оказались на виселице, один был похоронен заживо, другие выкупили себя, заплатив крупные суммы, но большинство пленённых, среди которых восемь мальчиков, были приговорены к заключению и, впоследствии, к смерти во флорентийских тюрьмах...
Лишь по счастливой случайности Данте среди них не оказалось. В тот момент он находился в Сан Годенцо и занимался подготовкой восстания «белых гвельфов».
Гвельфы и Гибеллины - в Средневековье две партии, противостоявшие друг другу в военном, политическом и культурном отношении. Гибеллины поддерживали власть императора священной Римской империи, а Гвельфы папскую власть и католическую церковь. Но в конце XIII века партия Гвельфов разделилась на две фракции «чёрных» и «белых». Белые вместе с Гиббелинами поддерживали императора, а чёрные - Папу. Великий поэт полностью пережил эти события, так как принадлежал к белым гвельфам. Многие были изгнаны из Флоренции, в том числе и Данте. Он больше никогда не вернётся в любимую им до бесконечности Флоренцию, умрёт в изгнании в Равенне, где и будет похоронен. Флоренция уже много лет добивается возвращения останков величайшего флорентийца, в базилике Санта Кроче даже есть его пустая гробница, но Равенна остаётся непреклонной.
И с исторической точки зрения Данте считается гибеллином, как так в его трактате о «Монархии», четко говорится о том, что «император - единоличный суверен».
И Данте не делал никому скидок, поэтому в своей «Божественной комедии» он отправил Карлино де Пацци в ад, в девятый круг предателей, самый глубокий.
...
Сегодня этот маленький борго, расположенный на Сетте Понти может предложить разве что слева и справа необъятные панорамы необыкновенной красоты насколько хватит достать их взглядом.
Но... если следовать не со стороны Сетте Понти, а подняться со стороны долины, то городок сразу впечатлит своей сказочной панорамой: домики словно грибочки жмутся друг к другу на самом краю природного утёса, какие его и окружают, а над ними словно страж, охраняющий их покой, возвышается удивительной красоты колокольня.
Узкая и извилистая дорога приглашает идти не спеша, чтобы любоваться потрясающими пейзажами.
Уже со старого мостика, ведущего в борго, справа можно увидеть шикарные лоскутные одеяла холмов Верхнего Вальдарно в стиле пэчворк, которые окрашиваются в тысячи разноцветных оттенков в зависимости от сезона.
А слева удивительная и неповторимая красота - Le Balze - настоящие произведения искусства, созданные самым совершенным художником – Природой. Именно эта панорама на Бальце, которую можно увидеть во всем своем великолепии из «древнего замка» Пьянтравинье, считается одной из лучших во всём Верхнем Вальдарно. Удивительные рельефы настолько очаровали великого Леонардо, что он изобразил их на многих своих полотнах.
Полюбовавшись с мостика прекрасными панорамами, можно подняться в «древний замок».
Центр города крошечный с вымощенными камнем улицами, и все они сходятся на небольшой площади у красавицы-колокольни церкви Святого Лаврентия.
В этой маленькой церкви, в самом сердце бывшего древнего замка, недавно обнаружили на деревянном панно, датированном XIII веком, нарисованное изображение Мадонны, которое считается старейшим в Верхнем Вальдарно и одним из старейших в Тоскане.
Это ли не великое открытие ещё одного сокровища Сетте Понти, неожиданно дошедшего до нас после столетий забвения!
Церквушечка открыта, правда, только во время религиозных праздников, но можно попросить ключ у смотрителя и в полном одиночестве полюбоваться старейшей жемчужиной Верхнего Вальдарно.
Покружив и отдохнув немного в уютном городке,
отправляемся в сторону панорамной дороги Сетте Понти, где в конце борго, обнаруживаем старинные прачечные, куда хозяйки приходили стирать белье.
А за ними ещё одна открытка с изображением Бальце Вальдарно. Здесь также есть карта и отмеченный маршрут, чтобы дойти до них пешком.
А до «древнего замка» Пиантравинье можно доехать на машине по панорамной дороге Сетте Понти от Реджелло, с одной стороны, или от Лоро Чуффенны, с другой.
Но лучше со стороны Сан Джованни Вальдарно по просёлочной дороге, чтобы сразу попасть в сказку к неповторимым Бальце, а затем в полной тишине бродить по выложенным брусчаткой узеньким аллеям, вспоминая «Божественную комедию» великого Данте.
Все фото автора.