Споры между верующими и неверующими длятся тысячи лет. Примерно до 19 века верующие доминировали. Нет, они не показывали себя лучше в спорах с атеистами. Просто неверие порицалось на общественном и государственном уровне. Неверующие не могли высказывать свободно свои взгляды, не имея после этого пагубных последствий для своей жизни.
Но с 19 века в европейских странах, с уходом церкви из политической жизни, ростом свободомыслия, образования и авторитета науки, у людей появляется возможность более открыто выражать атеистические идеи. Вместе с этим спор между верующими и неверующими выходит на новый уровень, потому что обе группы оказались в одинаковых позициях: верующие могут свободно говорить, что бог есть, а неверующие могут свободно говорить, что бога нет.
Философы и ученые формулировали аргументы за или против веры в бога, дискутировали, задавали вопросы, писали философско-научные работы, обвиняли противников в мракобесии, пытались определить, кто прав, а кто нет.
В итоге в 1972 году один из самых знаменитых философов-атеистов Энтони Флю выпускает статью в Канадском философском журнале с названием «Презумпция атеизма». Кто такой Энтони Флю и чем важна его работа для дискуссии между верующими и атеистами?
Краткая биография Энтони Флю
Энтони Флю родился в Лондоне в 1923 году в семье методистского теолога Роберта Ньютона Флю. Учился в христианских школах, затем поступил Лондонский университет, чтобы учиться на япониста. С 1939 года служил офицером разведки ВВС Великобритании. После увольнения поступил в Оксфордский университет, где учился антиковедению, в том числе изучал философию. В течение своей академической жизни Флю преподавал аналитическую философию и философию религии в престижных университетах Великобритании и Канады. Также дискутировал с религиозными деятелями с позиций атеизма.
В 2004 году философ переосмыслил свои взгляды и заявил, что уверовал в бога. Однако Флю не стал христианином или последователем какой-либо религии. Он уверовал в философского деистического бога, потенциального творца Вселенной, который после своего творения прекратил участвовать в жизни созданного мира.
До своей смерти в 2010 году Флю не поменял своих деистических взглядов. По крайней мере, он не сообщал об этом.
В последней книге 2007 года "Бог есть: как самый известный атеист в мире изменил свое мнение" он пишет:
"Как Вселенная, состоящая из бессознательной материи, может создавать существ с собственными целями, способностью самовоспроизведения и «закодированной химической структурой»? Здесь мы имеем дело не с биологией, а с проблемой совершенно иного рода".
После того, как Энтони Флю заявил об изменении своих взглядов, он подвергся критике со стороны атеистов. Зато его поддержали христианские апологеты. На христианских сайтах мелькали заголовки, что один из самых популярных атеистов уверовал в бога. Но ажиотаж снижался, когда люди узнавали, что бог Энтони Флю не имеет отношения к каким-либо религиям. Плюсом к этому философ под старость лет страдал деменцией (слабоумие), поэтому здесь сложно говорить что-то однозначное о его взглядах.
Суть презумпции атеизма
В своей статье о презумпции атеизма Энтони Флю пишет, что в вопросах о существовании Бога бремя доказательства должно лежать на верующих, а не атеистах. То есть атеистам нет смысла доказывать несуществование Бога, потому что никто из верующих не доказал его существование.
"То, что я хочу рассмотреть, - это утверждение, что дебаты о существовании Бога должны начинаться с презумпции атеизма, что бремя доказательства должно лежать на теисте. Однако слово "атеизм" в этом споре должно быть истолковано иным образом. В то время как в наши дни обычное значение слова "атеист" в английском языке - "тот, кто утверждает, что нет такого существа, как Бог", я хочу, чтобы это слово понималось не утвердительно, а отрицательно. То есть в этой интерпретации атеистом становится не тот, кто утверждает несуществование Бога, а тот, кто просто не является верующим в Бога".
Энтони Флю сопоставляет презумпцию атеизма с правилом из римского права - презумпцией невиновности:
"Доказывание лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает, на отрицающем нет обязанности доказывать".
Презумпция атеизма – это базовая установка, точка отсчета для спора верующих и неверующих. Прежде чем начинать разговор о боге, верующие должны предоставить достаточные основания о его существовании.
Казалось бы, любая наука действует в таком режиме: прежде чем что-то утверждать, нужно сначала привести доказательства в пользу утверждаемого. Но в 20 веке для многих верующих существование бога было априорно, самоочевидно. Поэтому нужно было прояснить тему однозначным образом.
Энтони Флю не просто переворачивает проблему в пользу атеистов, но также формулирует новое определение атеизма. Атеизм, в понимании Флю, это не только отрицание бога и прочих внеприродных сущностей. Атеизм по «флюевски» – это в первую очередь неверие, отсутствие веры в бога. Атеист – это не всегда тот, кто говорит, что бога нет. Атеист – это всегда тот, кто не верит в бога. Поэтому в данное определение атеизма можно включить агностиков, которые не знают, существует бог или нет, но при этом они не верят в него.
Презумпция атеизма стала базовой установкой для атеизма новой волны, который возник в США и Великобритании после терактов 11 сентября 2001 года.
Как критикуют презумпцию атеизма? Философ Энтони Кенни
Со времен публикации статьи и одноименной книги по презумпции атеизма накопилось много критиков среди философов и теологов.
Аналитический философ Энтони Кенни критиковал презумпцию атеизма в качестве базовой установки и предлагал вместо нее презумпцию агностицизма, то есть позицию нейтральности в отношении бога. Однако формулировка атеизма в работе Энтони Флю включает агностицизм как форму неверия, поэтому критика не совсем адекватна.
Философ Кай Нильсон
Философ-атеист Кай Нильсон полагает, что концепция бытия бога у теистов и концепция небытия бога у атеистов в равной степени могут быть рационально обоснованы, поэтому нет смысла принимать презумпцию атеизма. Это действительно так, если перед нами нет проблемы доказательства бытия бога. Обосновать рационально можно любые сверхъестественные сущности при допущении определенных предпосылок.
Теолог Элвин Плантинга
Аналитический христианский теолог Элвин Плантинга утверждает, что презумпция атеизма равносильна презумпции теизма, потому что для многих верующих существование бога является такой же данностью, как существование этого мира или сознания у человека.
С моей точки зрения проблема в том, что для верующего существование бога в качестве данности является прибавочной идеей. Неверующий обходится без этой идеи, он не нуждается в ней, потому что не видит оснований для нее. При этом верующий наравне с неверующим принимает ощущаемый мир как данность. В таком случае, зачем принимать идею бытия бога как данность?
Верующий может ответить, что бог необходим для объяснения мира, ибо нельзя объяснить мир исключительно натуралистически. Такой позиции придерживаются многие апологеты христианства, среди которых можно выделить отечественного православного публициста Сергея Худиева.
Сергей Худиев в своей статье о критике презумпции атеизма пишет, что порой нужно доказывать отрицательные утверждения. В пример он приводит спор о том, существует ли создатель у игры про единорогов. Если некто скажет, что этого создателя нет, то ему явно придется доказывать свой тезис, ведь интуитивно отрицание создателя игры кажется нам абсурдным.
На самом деле данный пример некорректен, ведь в нем обсуждается продукт человеческой деятельности. Мы знаем, что люди создают игры, в том числе про единорогов. Пример с игрой содержит предпосылку, что все искусственное имеет создателя. Поэтому адекватный вопрос будет касаться неискусственных вещей, например, "кто создал Уральские горы?" Здесь уже возникает сложность, ведь возникновение гор происходило независимо от людей. Более того, вопрос о создателе (например, видимого мира) уводит нас в сторону, ведь создателем может быть и не бог, а какая-нибудь инопланетная раса, которая превосходит нас в невообразимых масштабах.
Отношение Энтони Флю к презумпции атеизма в конце жизни
Несмотря на критику коллег и изменения религиозных взглядов, Энтони Флю не сдвинулся с позиции презумпции атеизма. Об этом он пишет в своей книге «Бог есть» 2007 года. Флю также дополняет к своим рассуждениям важную мысль, что презумпция атеизма – это методологический принцип, а не онтологический вывод:
"Презумпция атеизма является, в лучшем случае, методологическим отправным пунктом, а не онтологическим выводом".
Таким образом, в спорах верующих и неверующих презумпция атеизма является удобной и практичной установкой, позволяющей начать диалог о существовании бога. Безусловно, верующие могут верить в бога без каких-либо установок, но в данном случае речь идет о дискуссии. Мы не можем с познавательной точки зрения принимать бытие бога как данность, в противном случае нужно будет дополнительно размышлять над двумя вопросами: какого бога мы имеем в виду и какую религиозно-объяснительную систему мы подразумеваем?
В конце концов, с опровержения какого бога должны начать дискуссию неверующие?
P.S. Данная статья является дополнением к моим старым материалам об Энтони Флю и презумпции атеизма.