Выразительность абстрактного характера. Геометрическая символика. Визуальный язык в рамках.
На основе лекции в Британке:
«Плакат: визуальный мир Ближнего Востока»
Спикеры:
Дмитрий Краснов — Графический дизайнер, креативный продюсер, сооснователь и продюсер креативного иллюстраторского бюро «Вьюга», основатель и дизайнер студии THE KLЁN
Даниил Огнев — иранист, ведущий библиотекарь Центра Восточной литературы Российской Государственной Библиотеки
Дарья Сапрынская — научный сотрудник ИСАА МГУ, автор Telegram-канала «Где твой хиджаб, сестра?»
Еще до принятия ислама в Месопотамии можно отметить структурность рисунка древних иранцев.
Само слово вера у мусульман означает другое понятие и сильно отличается от культуры восточной Европы. У нас вера внутри человека и основное происходит внутри. В исламе вера внешнего характера, есть обряды и если все соблюдаешь, значит верующий человек.
Существует множество запретов, запреты которые касаются графического языка - нельзя изображать животных и людей. Это связано с тем, что только Бог может создать живое, а человек не может вдохнуть жизнь. НО! Есть обходящие пути и этим пронизана вся изобразительная культура иранцев.
Можно изображать сказочных персонажей, миниатюры, то что написано в книгах, изображать самими буквами конкретных живых существ (дадаисты сделали это в начала ХХ, намного веков позже и это было революцией в графическом дизайне).
Иранские народы произошли от двух близкородственных западно-евразийских групп, а именно от "неолитических иранских земледельцев" и от "скотоводов ямной степи". То есть буквы и язык имеет свои корни в Европе, а значит не от семитского народа, которым впоследствии был завоеван. Арабская культура сильно повлияла на иранцев, произошла своего рода революция в шрифте. Появилась точка! И именно точка стала своеобразным путеводителем и сеткой построения орнаментального шрифта.
Буквы рисовались специальным инструментом, палочка из тростника, имя ей - КАЛЯМ, т.е. перо в переводе.
В конце лекции организаторы подарили возможность попробовать написать тушью с помощью каляма. Не так-то просто ) нужны серьезные навыки, как и с пером. За раз возможно нарисовать не более трех букв. Хотя сами буквы очень пластичны и одна буква может быть очень длинной, в зависимости от задумки каллиграфа. Когда рождается графических художник в Персии, он рождается каллиграфом ) Каллиграфия основа основ изобразительного искусства, у нас этой основой является академический рисунок.
Есть несколько традиционных арабских почерков:
КУФИ, НАСХ и СУЛЬС
Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.
Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трех почерков. В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре: для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.
Насх (араб. نسخ) — один из шести традиционных арабских почерков (аль-аклам ас-ситта). Основной и самый распространённый шрифт для записи большинства языков, использующих арабский алфавит. Насх приобрёл повсеместное распространение в арабском мире в XV веке, вытеснив более громоздкий и сложный сулюс. На насх переписывались Коран, хадисы и другая исламская литература.
Сулюс (перс. ثلث sols; сюлю́с тур. sülüs; от араб. ثلث [ˈθuluθ] — «треть») — один из шести традиционных арабских почерков[1] (аль-аклам ас-ситта). Для стиля сулюс характерны округлые и переплетающиеся формы букв, чаще используется для заглавий, нежели для написания основного текста. В XI веке сулюс вытеснил распространённый до того куфический стиль. каллиграфическое письмо (условное понятие точки) переводится с араб., как цифра 3, так как основан на 1/3 буквы. Религиозное использование: украшение храма, Коран.
Настали́к (перс. نستعلیق) — один из почерков каллиграфии арабской письменности. От стандартного шрифта арабской письменности — насха — отличается усечённым написанием знаков (от которых зачастую остаются только точки), наличием большого количества лигатур, а также тем, что связные элементы (группы знаков) внутри слова пишутся под определённым наклоном вплоть до окончания элемента, причём следующий элемент снова начинается в верхней части строки. В арабских странах и вне персоязычного мира широко известен как «персидское письмо».
Интересен тот факт, что смелость художника не зависит от возраста. В большинстве случаев более яркие, выразительные и смелые работы выдают дизайнеры в возрасте, вот такое еще одно различие с нашей культурой.
ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошел перелом. Появился печатный станок – в связи с модернизацией, каллиграфия становилась все проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она потеряла часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать ее где угодно и писать что и как угодно.
Еще несколько из современных работ других художников:
Продолжение следует )