Китай зависит от поставок ресурсов из Африки, которая стала его сырьевой базой. Однако, довольно часто в прессу просачиваются "тёмные" факты китайско-африканского сотрудничества, но куда же без них?
Так, ангольское издание "Maka Angola" сообщает, что после смерти (8 июля 2022 года) 2-го президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша , правившего страной 38 лет, два его соратника - Мануэль Элдер Виейре Диас Жуниор (генерал "Копелипа") и Леопольдино Фрагозо де Насименто (генерал "Дино") - предстали перед судом по обвинению в коррупции в связи с коммерческими сделками, финансируемыми КНР для покупки ангольской нефти и послевоенного восстановления. Им инкриминируют отмывание денег, мошенничество, фальсификацию документов, торговлю влиянием и многое другое.
В обвинении указано, что по меньшей мере 1,5 млрд. $, выплаченных Китаем за ангольскую нефть, так и не дошли до Анголы или Национальной нефтяной компании "Sonangol", а осели на счетах компании-посредника "China Sonangol International Holding Limited" (CSIHL), не имевшей своего представительства или даже офиса в Анголе.
Председателем CSIHL был Мануэль Висенте, он же одновременно был председателем правления и главным исполнительным директором госкомпании "Sonangol" в период с 1999 по 2012 годы, а с 2012 по 2017 - вице-президентом Анголы. Иными словами, эти деньги были некой "комиссией" за продажу ангольской нефти Китаю.
Мануэль Висенте долгое время считался движущей силой сближения с КНР, известно, что он сотрудничал со знаменитым китайским "посредником" Сэмом Па, который в настоящее время отбывает тюремный срок в китайской тюрьме за коррупционные преступления.
Однако, Мануэль Висенте, будучи главным фигурантом этого дела, на скамью подсудимых не попал, также не стал он и свидетелем. Вместо него в качестве свидетеля обвинения от компании "Sonangol" выступил его преемник на посту председателя правления компании - Франсиско де Лемос Мария.
Сам же Висенте вышел сухим из воды в отличие от генералов "Копелипы" и "Дино", которые, конечно же, сыграли свою роль, однако, не были основными фигурантами, но всё-таки оказались на скамье подсудимых.
В этой истории очевидно, что для Китая главное - это нефть, а внутренние "особенности" Анголы, коррупционная деятельность её правящей верхушки, да и вообще сам политический строй страны - не так уж и важны. В отличие от тех же Соединённых Штатов, которые строят из себя "светоча демократии", и требуют от своих партнёров того же, Китай уже давно не смотрит на идеологию - один лишь прагматизм и национальные интересы.