Продолжение статьи «Если человек ищет Бога, но в душе живет сомнение».
Вера не дается просто так и не приобретается без всяких усилий. Но что делать, если в душе живет неверие или сомнение? Только трудиться и бороться: не стесняться обращаться к Богу, не бояться, не сомневаться и верить. Не верить разрешается только в то, что в результате ничего не получится. Размышляет о вере и неверии и дает советы по борьбе с последним настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов.
– Как бороться с сомнениями на счет духовной жизни?
– Сошлюсь на мнение людей авторитетных. Например, монах Моисей Святогорец: «Вера живет в добрых и смиренных сердцах, живет непоколебимо. В сердцах людей, принявших Благодать Святого Духа. Великое чудо Православия состоит в том, что вера сохраняется в целостности и чистоте, невзирая на признаки нездоровья в церковном руководстве. Невзирая на людей, вызывающих своими взглядами и своим образом жизни серьезные проблемы и озабоченность, и нередко смущающих народ. К счастью, есть и там люди добродетельные, не дающие вере угаснуть среди всего этого. Так посреди тлена пробивается родник истины и любви».
Да, есть и клирики-профессионалы, но не подлежит сомнению, что существует и много истинных служителей Всевышнего, чья жизнь является образцом чистоты, скромности, смирения и кротости. Их житие поражает и побуждает. Нередко люди не понимают многого в жизни Церкви. Однако, именно привычка способна помочь им узнать многое. Несправедливо забрасывать Церковь камнями, ни разу не войдя в нее. Участие в жизни Церкви благословляет человека. Погружаясь все глубже и глубже в эту жизнь, он почувствует умиление, сладость, красоту и единение со всеми».
Сомнение в вопросах церковной жизни, какие они у нас? Они возникают от соприкосновения с явными и мнимыми пороками людей верующих и священнослужителей. Вера живет в сердцах смиренных, добрых, живет там непоколебимо и великое чудо Православия состоит в том, что вера сохраняется в чистоте, невзирая на признаки нездоровья церковного организма. Если возникают сомнения по поводу человека верующего, церковного и даже священнослужителя, не нужно зацикливаться и останавливаться на одном человеке. В Церкви разные люди – и слабые, и духовно сильные, начинающие путь духовного становления и идущие по этому пути уже достаточно уверенно. Поведение одного человека может стать соблазном для того, кто ищет веры. Не надо подавать повода ищущим повода. Но и не надо соблазняться чьим-то поведением. Всяк человек – ложь. Есть один пример для подражания – Господь и святые, что ему уподобились. В церковном организме, как и в любом другом, присутствуют болезни. Церковь сама свята и непорочна, а мысами своими грехами ее порочим. Если мы встречаем проявление человеческой слабости, мы должны понимать, что это неизбежно, но надо их изживать в самих себе, своей жизнью.
– Быть недоверчивым хорошо или хотя бы нормально?
– Любые прочные отношения строятся на доверии. Без него они не складываются. И вот простой способ включить человека в отношения с вами - в чем-то доверится ему. Точно также надо поступать и в отношениях с Богом. В молитве «Отче наш» мы говорим Богу с полным доверием: «не оставь нас Своим попечением». Мы должны верить, что именно так и будет. Доверие - изменение дистанции. Когда человек доверяет другому, он изменяет дистанцию, он приближается, становится ближе. На начальном этапе доверие – единственный способ приблизиться. Хочешь стать ближе людям, доверяй. Если нет, будет пожинать горькие плоды непонятности и одиночества. Или не доверяй, а будь зависим от более смелых в своем доверии людей, которые первыми доверились тебе, и от которых будут зависеть отношения в будущем.
– Стоит ли быть доверчивым?
– Снова на ум приходит не давайте повода ищущим повода. Ситуации бывают разные. Надо стараться людям доверять, в любом случае. Даже людям, которым ты доверял, а они тебя подвели. Если ты это сделал для Господа и пусть тебе отплатили черной неблагодарностью, то надо сказать: «Господи, ты видишь мое сердце. Я старался поступать с человеком по совести». Нужно старатсья не создавать таких условий, в которых человек сможет тебя подвести. Это мой совет. Не вводить в искушение. Если пьющий человек дает обещание бросить пить, то не надо создавать условия, в которых он мог бы соблазниться – алкоголь в свободном доступе. Ну или ребенок, обещающий сделать уроки, а не сесть за игры. Может быть стоит лишить его это возможности на время. Не просто запрещать, а дать человеку возможность почувствовать, что он в этом отношении слаб. Кто предупрежден, тот вооружен. Если человек знает свою слабость, он знает, с чем бороться. «Блаженны, когда вас будут гнать и неправедно злословить». Если он подводит и платит неблагодарностью, нужно помнить, что господь через этого человека, возвращает нам наши недоработки. Преподобный Ефрем Сирин оказался в тюрьме. Он не понимал, за что ему такое испытание, но ему потом было открыто: это за то, что в юности он вел неблагочестивую жизнь. Господь дал ему пострадать, чтобы раскаяться, поняв вину. Может, те неудобства, которые создают нам люди, которые на наше доверии ответили неблагодарностью, являются частью Божьего замысла, так он нас очищает.
– Особенно если этим пользуются?
– Это просто ужасно. Но нужно стараться доверять. Может быть, Господь так испытывает. Ты что-то обещал, а не сделал. Вот посмотри на это, стань теперь ты внимательнее. Постарайся сам так не поступать. Когда видишь слабости близкого человека, это, в первую очередь, призыв самому исправиться и так не поступать. Господь не подает испытаний свыше наших сил. Надо доверять, преодолевать дистанцию. Если каждый будет закрываться, то что получится… А Господь говорит, что мы должны быть едины. Верующий христианин должен уметь доверять. Зло можно победить добром, говорит Священное писание. А добро или благо и высшая ценность – любовь «не превозносит, не завидует».
– Нужно ли что-то доказывать, если тебе не верят?
– Честность, верность, преданность или любовь проявляется там, где есть свободный выбор. Доказывать нужно не на словах, а на делах. Относительно того, что возникло непонимание: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12,19). Конечно, необходимо восстанавливать свое доброе имя. Но когда это заведомо невозможно… Ситуации разные. Можно и претерпеть и непонимание, и насмешку. Если тебя обвиняют в суде… это другое. Если это сопряжено с жизнью близких людей, нужно чтобы правда восторжествовала. Иногда нужно остановить и клеветника. У нас один нравственный закон, выше которого быть не может Святое Евангелие, слова Христа: Молитесь за обижающих вас, благословляйте проклинающих вас. К этому мы должны стремиться на протяжении всей жизни. Не всегда у нас это будет получатся. А это признак неверия или маловерия. Мы должны просить Господа о помощи. Но если это подтолкнет человека к большему падению, то надо это остановить, проявить стойкость и не дать злу дальше распространяться. Но лично испытывать к человеку зла мы не имеем права.
2016 г.