Доброе время! Примерно год назад мы решили начать работать с OZON. У нас не было личных финансов, алгоритмов по подборке товаров для продажи. Эти причины послужили выбору схемы FBS. Наши этапы в начале:
1. Регистрация личного кабинета. Данный этап я не буду расписывать. Он очень простой, открытие личного кабинет займет пол дня и оставшиеся пол дня на модерацию данных.
2. Поиск оптового поставщика. На данном этапе мы не делали упор на анализ продаж ассортимента на маркетплейсах. Мы искали средних оптовиков, у которых были прямые договора с заводами + фотбанк хотя бы на половину ассортимента. Плюсы данного решения это уверенность в конкурентной закупке + ассортимент. Нами был выбран оптовик с 12 000 наименованиями.
3. Обсуждение с поставщиком условий работы. Нам удалось договорится на 14 дней отсрочки + возможность отгружаться от 1000 руб. В дальнейшем при создании новых магазинов на ОЗОН мы изначально работали по предоплате с поставщиком новым и дальше переходили на рассрочку.
Идеальное решение - получить заказ на ОЗОН, поехать купить товар у поставщика , собрать заказ, получить деньги от ОЗОН и оплатить поставщику. Подводные камни
- возвраты товара от маркетплейса (незабор/брак) (решение: продажа товара на других ресурсах)
- комплектация незнакомого товара , пришел например заказ 100 видов горшков для цветов. Какой горшок в каком заказе? (решение: удобство просмотра данных заказа либо в 1С либо или в кабинете ОЗОН, автоматизация получения этих данных)
- актуальность остатков и цен поставщика (у оптовиков могут меняться раз 10 в день ) Не отгрузили пару заказов - попали в бан (решение: частая синхронизация)
4. Выгрузка товаров на маркетплейс. Первые товары мы публиковали вручную. На данном этапе мы застряли на месяц в публикации + отвоз не более 3-х заказов в неделю.
Мне сейчас странно почему мы тогда не приняли решение остановится от данного направления. Вместо того что бы бросить все, мы начали искать возможность публикации товаров в автоматическом режиме. Нам повезло, что мы программисты и за неделю смогли засинхронизировать товары с нашей мини CRM. Есть нюансы, которые да же в данном методе выгрузке тормозят процесс. О них я расскажу в следующих статьях.
По мере выгрузке товаров наши поставки увеличились в разы. Сейчас мы комплектуем 100-200 заказов в день спустя год работы.
Установка цен - После модерации товаров мы скачиваем комиссию с личного кабинета и уже к закупочной цене + комиссию + свою наценку. При изменении цены закупки мы автоматически меняем цену на маркетплейсе.
Обмен с поставщиками ценами и остатками для актуализации их на ОЗОН. Мы используем следующие методы
- прямая синхронизация 1С поставщика с нашей CRM
- синхронизма через прайс лист пришедший на почту и обработка нашей CRM
5. Сборка товара. Ускорить сборку товаров у нас получилось по следующей схеме
- Куплены курьер пакеты
- Куплен аппарат для запайки гофры шириной 80 см.
- Печать штрихкодов в день прихода заказ , а не в день сборки
- Распределение штрихкодов по алфавиту для сборки одинаковых товаров друг за другом
- Создана программа и куплен считаватель штрихкода. Сборщик наведя на штрихкод считыватель, видеть информацию о заказе и фото товара. Это важно так как сборщикам приходится работать с неизвестным товаром. На данном этапе у нас около 20 000 наименований и 4 магазина
6. Бухгалтерия. Не решенный вопрос по сей день. Мы работаем с НДС. Сдача отчетности до сих пор не решена полностью. Решен вопрос с документами поступления от поставщиков. Мы подключили ЭДО и теперь приходы автоматически сажаются в 1С
7. Учет прибыли и остатков. Мы используем свою CRM. Можно доработать 1С. Сложность состоит в постоянной текучке товаров. Клиент не забрал, бракованный товар вернули, учет товаров в пути и так далее. При больших объемах отгрузок придется содержать оператора. Изначально в 1С мы создали склады и перемещали - товар на сборке, в пути и так далее Но далее перешли на свою CRM. Доработка остатков на складе , учет возвратов еще ведется. В данный момент мы отслеживаем прибыль по каждому заказу в разрезе товаров в отправлении и общую за указанный период с учетом дом услуг озона таких как услуги продвижения и так далее. Почему для нас было важно учет прибыли в разрезе товаров по заказам? Так мы можем регулировать наценку на товар(в кабинете комиссия показана максимальная по нашему опыту) + уверенность что продажи не идут в минус.
8. Что делать с товарами которые клиенты не забирают ? Сейчас мы тестируем выгрузку товаров на Авито для минимизации остатков на складе и размещение товаров FBO на ОЗОН и других маркетплейсах.
9. Битый товар по вене маркетплейса. Часто бьют товар во время доставки. Необходимо устанавливать видеокамеру на место сборки. Без видео возмещения от ОЗОН не получить.
Статью писал в первый раз. Рад буду комментариям и вопросам. В будущем постараюсь давать информацию по конкретным этапам. Надеюсь моя статья поможет Вам