Найти в Дзене
Советское Кино и не только

"Белый ягель" (2014) - про тяжелый выбор и его последствия

Неожиданно и необычно. Режиссёр Владимир Тумаев снял фильм о том, как традиционная культура ненцев сталкивается с городской культурой, какой выбор приходится делать тем, для кого тундра - родина, и чем платить за этот выбор. Самое привлекательное в "Белом ягеле", пожалуй, то, что эта история не может быть перенесена на другую почву - она не могла произойти в современной городской среде, да и в сельской тоже. И еще здесь много вопросов, на которые лично у меня нет ответов.

Кадр из трейлера к фильму "Белый ягель" (2014)
Кадр из трейлера к фильму "Белый ягель" (2014)

Каждый год малышей из тундры вертолёт забирает на Большую землю - учиться. Для многих детей это настоящая психотравма - они не хотят ехать, боятся покидать родные места, убегают и прячутся - как маленькие зверьки от охотника. Много лет назад, в детстве, я читал книгу Тихона Сёмушкина "Чукотка" - про организацию первой школы-интерната для чукотских детей. Со времени событий, описанных Сёмушкиным, прошло почти сто лет, но дети точно так же не хотят покидать родителей и привычный быт.

Нет, про детей в фильме "Белый ягель" больше не будет - основные события происходят с людьми достаточно взрослыми, закончившими школу не вчера. Но именно школа на Большой земле меняет для жителей Крайнего севера всё. Потому что ставит перед выбором - возвращаться или вливаться в современную городскую культуру. Алёшка (Евгений Сангаджиев) решил остаться, Анико (Ирина Михайлова), которую он любил с детства, выбрала город. 

Алёшка (Евгений Сангаджиев), кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Алёшка (Евгений Сангаджиев), кадр из фильма "Белый ягель" (2014)

Казалось бы, стандартная завязка для самой обычной мелодрамы, но... нет. Здесь всё глубже, поскольку связано не только с личными историями, но и с Землёй предков, с традициями, которые для нас выглядят странными, но для малых народов Севера являются единственным способом сохранения не только идентичности, но и самой жизни. 

Алёшка страдает по Анико и не может её забыть, хотя прошло немало лет. Живёт он с матерью, и мать беспокоится о будущем сына: дело даже не в том, что она хочет видеть его счастливым, а в том, что быт оленеводов не подразумевает холостяцкого одинокого существования; пока мужчина в тундре, в чуме должна оставаться женщина и хранить очаг в прямом смысле этого выражения. 

Кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Кадр из фильма "Белый ягель" (2014)

Конечно, пока мать жива, проблем у Алёшки не будет, но мама не вечная, а потому и переживает. И решается мать на то, что её самой противно, - женить сына против его воли. И здесь происходит то, что вне традиций малых народов невозможно: мать сама выбирает сыну невесту, невеста тут же переселяется в их чум. Обряд бракосочетания формален донельзя, никого и не спрашивают есть согласие, нет согласия... Да и сам Алёшка приезжает лишь на очень короткое время - молча ест, как будто всё происходящее его никак не касается, и тут же молча уходит. 

И потом он тоже не будет обращать на жену никакого внимания. 

Свадьба без жениха, кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Свадьба без жениха, кадр из фильма "Белый ягель" (2014)

Жалко Алёшку, жалко его жену Савене (Галина Тихонова), а пуще всех жалко мать Алёшки - ведь на ней висит еще и груз вины за то, что она испортила жизнь девушке, которая и не жена де факто, но которая не ропщет, делает в чуме всё, что нужно, и лишь тихонько плачет по ночам.  

Анико потом приедет навестить отца, но, что бы она ни говорила, она уже в другой жизни. Брат сетует, что она и язык-то родной забыла, а организм Анико не принимает обычную для её народа пищу - разве сможет она вернуться? 

Вот так была представлена Анико. И никаких дополнительных слов не надо, не правда ли? , кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Вот так была представлена Анико. И никаких дополнительных слов не надо, не правда ли? , кадр из фильма "Белый ягель" (2014)

Моя оценка 4+

От А до Я. Кино десятых. Россия. Наследники и кукушата