В этом году у первого, можно сказать, соратника Linkin Park Джеффа Блу в России вышла книга, название которой перевели как «Linkin Park: на шаг ближе. От Xero до группы №1: рождение легенды». Я решил озаглавить своё «произведение» с отсылкой на неё. Ведь «На шаг ближе» - это перевод названия их первого сингла «One Step Closer». А наш первый «сингл» был как раз «Жизненный путь». Но обо всём по порядку...
1. Андрей
Что же мне нравилось тогда из музыки? Ещё в 1999 году (в 4-м классе) я открыл для себя электронно-танцевальную группу Eiffel 65. Помните, наверно, их нетленку «айм блу да бу ди да бу дай», которую потом перепоют «Отпетые мошенники». А ещё «Move Your Body» и «Too Much Of Heaven». Их клипы частенько крутили по нашему местному, курскому, телеканалу в музыкальной передаче. Вот эта была первая кассета, которую по моей просьбе купила мама. Альбом Europop. Причём, как оказалось, у группы есть не только весёлые песенки с цепляющими мотивами и «одноклеточными» текстами не хуже нашей попсы, но и вполне серьёзные темы. Я выучил всё наизусть и в летнем лагере в 2000 году практически всех задолбал, напевая эти песни.
В том же году нас в районе стали массово подключать к кабельному ТВ. В дополнение к Евроспорту, каналу «мода» и тогда ещё смотрибельному ТНТ шли два музыкальных канала – иностранный (вроде как Magic) и «Муз-ТВ». И они открыли для нас (меня, соседских детей, друзей) новых исполнителей и жанры. Дельфин, Эминем, Легальный Бизне$$, ШеFF, Limp Bizkit и, конечно же, Кирилл Толмацкий, он же ДеЦл, на вершине этого «олимпа».
К моим соседям часто ходил друг Миша, на три года старше меня. У него уже дома был интернет, и он более-менее рассказывал, кто это такие и что к чему. Именно с Мишей мы и написали новую песню. Ну как сказать. ПесТню…
В общем, у тех же соседей мы летом любили залипать в эти клипы на «Муз-ТВ», а ещё играть в приставку «Денди». Особенно любили по двое играть в «Черепашек-ниндзя 3» (которые Teenage Mutant Ninja Turtles: Manhattan Project). Ну вот из этого родилась первая «песенка»: музыка и мотив – ДеЦл «Вечеринка», вдохновение – игра про черепашек, слова – исковерканный нами оригинал.
Собственно, лето 2001 года кончилось, наши посиделки – тоже. Но написание – нет.
Чуть позже я, уже один, написал текст на мотив песни «Слёзы» того же ДеЦла. Там не было рифм, да и оригинальности тоже. Просто перекроенный оригинал. В тексте упоминалось, что «я думал, мой год змеи принесёт мне удачу».
Год следующий. Зимняя олимпиада в Солт-Лейк-Сити. Та самая, где откровенно засуживали наших спортсменов. «Хватит это терпеть!» И снова родилась «песенка», причём – о, ужас! – на английском языке. Вероятно, для того, чтобы американцы без перевода поняли, как я возмущён. Собственно, и всё. Ждём 2003-го…
И вот тогда уже пошло-поехало. Я увлёкся Linkin Park. Достойное сочетание рока, рэпа и электроники. Гитарист х*ярит риффы, вокалист поёт и орёт, рэпер читает, ди-джей производит скрэтчи, живые ударные, электронные биты. И всё это один исполнитель. Ощущение, что купил или записал сборник разной музыки, но группа-то одна. Как тут не впечатлиться? «А как же Limp Bizkit? Ты же о них уже знал», - спросите вы. Тогда у меня на руках был только их альбом ремиксов New Old Songs, где в основном преобладала электроника и рэп – рока там почти не было. Ещё мне очень нравился их клип Boiler, но дикого смешения стилей в эой песне не было.
Тихо-мирно наступил 2004-й год, и тогда я начал писать «что-то в стиле Линкин Парк или Лимп Бизкит», а если быть точным, то упрощённые русскоязычные версии их песен (почти что каверы).
А осенью я пошёл в 10-й класс.
Немного о том, что это был за класс. После девятого у нас в школе решили произвести «реформу» - сделать классы с углубленным изучением предметов. Меня решили записать в класс-техникум. И я оказался единственным из своих, кто туда записался. Мне предстояло влиться в новый коллектив из 23 человек…
2. Никита
- Слушай, Андрей, будешь со мной рэп читать?
- Почему бы и нет…
С таким вопросом Никита подошёл ко мне примерно через два месяца нашего совместного обучения. Мы знали друг друга давно – жили в соседних подъездах и часто виделись во дворе и в школе, он учился в параллельном классе. В техникуме он почти сразу стал подсаживаться ко мне, да и на некоторых уроках тоже. Вероятно, он заметил, что в конце тетради я пишу тексты. А там кто знает…
За несколько лет до этого Никита закончил музыкальную школу, ходил заниматься брейк-дансом и увлекался рэпом. Никаких других жанров он тогда не признавал.
Почему же решил тогда читать с ним рэп? Откровенно говоря, я и не задумывался. Просто «почему бы и нет…». Петь я откровенно не умел, а вот для «читки» особого голоса не надо. Так мне тогда казалось. Да и сам друг сказал, что в этом нет ничего страшного: «Я вон немного картавлю, и нечего».
3. Жизненный путь
Где-то в ноябре решили приступить к домашней записи нашего первого диска. Тексты написал Никита, мои пока что не годились.
Поговорим о процессе записи. У моего друга дома был компьютер и неплохая гарнитура. Я тогда о «компе» только мечтал. Программа для записи была Nero Sound Trax («неро саунд-трах», как мы её называли). Что она из себя представляла? Две аудио-дорожки. И всё. Причём на первой располагалась «минусовка». На вторую вместе с инструменталом записывалась и музыка, и наши голоса. Классно, правда. То есть, если вы вдруг не совсем поняли, нам нужно было в один дубль вдвоём на один микрофон исполнить целиком трек, ни разу не накосячив. А ещё перед записью надо было настроить баланс для записи, чтобы голос был не слишком тихим на аудио-дорожке и не перекрикивал «минус». Никакого шумоподавления, кроме заводского поролона на микрофоне от наушников, никакой компрессии.
Угадайте, с какого дубля мы записали нашу первую песню «Жизненный путь»? Не угадывайте, я сам не знаю. После долгих попыток сделать это, мы решили отдохнуть и открыли файлы программы Nero. Оказалось, каждый наш дубль сохранялся. Там было 27 файлов. Ладно, сделаем в другой раз…
Как-то раз мы решили записать «Жизненный путь» втроём – с одноклассником Яном – но из этого ничего не получилось.
Также, Никита попросил меня нарисовать логотип для группы и диска (уже тогда в классе все знали, что я рисую). А ещё мы стали сочинять прямо на уроках и парах. Один раз мы устроили «фристайл по переписке». То есть, сидишь пишешь конспект, а тебе протягивают сложенный двойной тетрадный лист. Там несколько зарифмованных строк. Надо чем-то ответить. Ответил, передал обратно. И так далее. За две пары мы исписали весь двойной лист.
Ещё друг мне передал кассеты и диски с рэпом для «повышения квалификации». Это были Каста и Голос Донбасса. «Только при маме не слушай», - напутствовал Никит. Учитывая, что моя мама до этого не закотировала Linkin, ничего страшного. В общем, так и шли дни: утро в школе или «технаре», днём у друга.
После долгих попыток «Жизненный путь» мы, конечно же записали. И, знаете, такая «допотопность» шла только на пользу – мы выучили текст, поработали над манерой исполнения. Мне, конечно, было не совсем просто попадать в бит. Я скорее «рассказывал» рэп под музыку. Но это было только «начало».
4. Shelter и Virage
Нужно было придумать «ники»/кликухи/погонялы. У Никиты всё было схвачено: он уже называл себя Shelter (Шелтер/Шел). Что же придумать мне? До этого у меня никогда долго не было никакой кликухи, всё по мелочи и недолго. Поразмыслив, я решил назваться Hybrid Theory (да, в честь первого альбома LP!). Шелтер эту идею отклонил, посчитав такое просто-напросто плагиатом.
- А что ты можешь предложить?
- Вираж...
Почему Вираж (Virage)? Потому что любил гонки, но дело не только в этом. Кроме музыкальной деятельности мы ещё любили играть в компьютерные игры. Никита тоже любил гонки. Когда он играл, я ему объяснял, как лучше проходить повороты, чтоб терять минимум времени и т. д. Да и просто подсказывал: «Сейчас медленный правый, быстрый левый и прямая, соперник далеко, проходи аккуратно...» - на что получил, так сказать, комплимент «ты классный штурман». Вот поэтому Вираж.
- А давай тогда ни тебе, ни мне — Virage Theory (Вираж Теори).
- Ну давай...
5. Начало
Да, именно так мы решили назвать первый диск. Даже не первый альбом, а именно диск. То есть, вроде как «нулевой» альбом.
Пройдёмся по трек-листу и историям про песни.
Итак, про «Жизненный путь» я уже много рассказал. Осталось добавить, что музыку Никита взял из классического произведения.
«Не сори» и «Политика – дерьмо» - это те самые начальные наработки Никиты, с которыми мы и начинали. На вопрос: «Откуда ты взял музыку?» - друг ответил: «Из какой-то плейстейшновской игры».
«Смотрите» - текст Никита написал «года 3 назад». Музыка, вроде, тоже из игры.
«Car Crash» - а вот это моё первое удачное произведение. Поначалу мои тексты были, скажем так, ни о чём. Мы это понимали. И вот как-то раз я написал о герое, который ехал домой, попал в аварию и погиб. Всего 20 строк. Текст Никите понравился: «Ты выбил страйк, вот последняя кегля у тебя шаталась, но в итоге упала». «Последней кеглей» была строчка о смерти главгероя. «Ну ладно, что-нибудь придумаем на записи». Добавили ещё две строки, что это всё был сон. Музыкой стала тема из игры GTA: Vice City. Да, такой мрачный текст и такая задорная музычка.
Чуть позже решили сделать «Car Crash» под другую музыку. Уже тогда я начал оказывать тлетворное «линкин-парковское» влияние на друга. Я принёс ему диск с их песней Part Of Me. Точнее, включил инструментальную часть в конце трека и зачитал под неё текст. Никита одобрил, но сказал, чтоб я записывал её один.
А остальные песни записывали по остаточному принципу. Какую-то музыку Никита делал в программе Dance-eJay. Там можно из готовых сэмплов делать инструменталы, много ума не требовалось. Одну из «минусовок» записали с его мобильного. Он включил полифоническую тему из «Мортал Комбата», кое-как наложил бит и прочее.
А один раз я позволил себе сделать то, за что потом стыдно. Сплагиатил текст. И ладно бы у кого-то из рэп-исполнителей. Отпетые Мошенники «Эротическая» («трах-тибидох, выдох-вдох, выдох-вдох»). В общем, было пи**ец как стыдно!
Уважаемые читатели! Плагиат – это плохо! Лучше делайте своё, пусть это и будет ёкарным стыдом, чем брать чужое и выдавать за собственное. Или делайте кавер-версии.
Плюс к этому, Никита к некоторым трекам «зачитал» без музыки вступления. Так называемые скиты.
Итого вышло на диске 20 треков… меньше, чем на 40 минут. Решив, что надо растянуть «хронометраж», мы пришли к гениальному решению – тупо растянуть время на диске! Никита зачитал заново «скиты», но гораздо медленнее и добавляя паузы. А перед каждым треком мы делали паузу 10 секунд. Гении!
К сожалению, первая версия диска «Начало» с паузами погибла в жерновах времени. Просто когда я пришёл за своей копией диска, то попросил убрать эту порнографию, а заодно склеить скиты с песнями и добавить инструменталы. Бонусом Никита записал свой музыкальный проект из eJay длительностью… 31 минута. Этот диск получил от меня неофициальное название «b-side», то есть «с бонусами».
Запись в тетради: 25.12.2004 г. В свет вышел первый диск «Начало».
28.12.2004 г. Выходит диск «Начало[b-side]»
Шелтер сделал несколько копий для одноклассников, я переписал диск на кассету тоже для кого-то. Раздали материал для ознакомления...
- Вы на хрена паузы такие делали?
- Вы чего не сказали, с матами читаете?
Это были первые отзывы. По правде говоря, нецензурщина была в паре-тройке песен.
Однако, был и положительный «фидбек» - перед Новым Годом мы выступили перед классом с нашим «Жизненным путём». Песню знали на отлично, т. к. попыток её записать были десятки. Всё прошло на отлично. Одноклассники были довольны.
Запись в тетради: 28.12.2004 г. Выступление в классе с песней «Жизненный путь».
А ещё как-то раз до этого мама поинтересовалась, чего это я так часто пропадаю у Никиты? «Песни записываем», - ответил я. Когда я принёс домой свою копию диска, то включил ей и квартирантке Лене «Жизненный путь» и «Не сори». Зашло.
«Это Шелтер и Вираж Теори. 2004 — год издания...до свидания!» (из трека «The End”).
Мы, конечно же, не собирались останавливаться на одном диске, тем более с названием «Начало».
6. Береги уши смолоду.
Такое название нашему первому альбому придумал наш общий друг Тёма. Мы его знали с детства, и он тоже жил с нами в одном доме.
Написание текстов на парах в техникуме стало привычным делом. Кое-что «набрасывали» даже когда ехали в маршрутке. Надо отдать Шелтеру должное — он что-то постоянно писал. «Ну-ка, послушай вот это», - и дальше хотя бы небольшой не текст. Я же не хотел отставать от него, да и голова за пару месяцев стала хорошо соображать в этом направлении. Не важно, что напишешь, главное — заниматься этим, «раскачивать» мозги.
Сначала я писал на отдельном листке, а дома переписывал в тетрадку на «чистовик». Это гораздо удобнее: не надо постоянно искать листочки, а тетрадь можно куда-то взять или дать почитать.
Для альбома решили оставить 6 песен: «Жизненный путь», «Не сори», «Смотрите», «Политика — дерьмо», «Car Crash» и “The End”. Все, кроме «Зе Энда» перезаписали.
К ним добавились «Злые люди», «Скретч», «Жизнь замерла», «Просьба (исповедь)» и две песни без названия. В первой — угадайте что?! - мой герой снова погибал в конце. Обозвали «Нон-реал», ещё одну поставили в самое начало и нарекли просто «Первый трек». Теперь уже в некоторых треках мы уже вдвоём сочиняли текст — Шел подкидывал идею и первый куплет, я «добивал» вторым.
Всё записали буквально за два дня. Явный прогресс, не правда ли?
«Альбом» был готов в конце января.
Запись в тетради: 20.01.2005 г. Выходит первый альбом «Береги уши смолоду».
Аудитория также немного увеличивалась: в классе разделяли наше увлечение, а «на стороне» Никита заводил связи и раздавал диски. Я же делал отметки, кому какие песни нравились.
Так мы познакомились с двумя коллективами: «Панацея» (Эм-Джей и Сэнн) и “WN-Clan” (Тоник и Турич). Все, кроме Сэнна, были старше нас на пару лет и уже были опытными «эм-си». Послушав наше «Начало», они не заценили мою «читку», однако на «Береги уши...» отметили прогресс.
Через какое-то время музыку на «Первом треке» заменили на более подходящую, назвав это дело «Первый трек. Дубль 2». А ещё как-то раз Никита решил поучить меня делать музыку в «И-Джее», увидев, что за хрень получалась у меня. Он включал сэмпл бита и спрашивал:
- Ну как?
- Нормально.
- Нет. Не подходит, потому что... (и объяснял почему).
В итоге, накидав сэмплы для бита, мы принялись за бас и остальное. Впервые за «писали» музыку под текст. Так и получился трек «Freestyle(фристайл)». Чуть позже я продолжил своё LP-влияние на друга: предложил записать «Фристайл» под музыку из “Cure For The Itch”. А чуть позже Шелтер записал песню скретч под другой «минус».
Всё это вошло в диск «Береги уши смолоду (b-side)”.
Запись в тетради: 23.02.2005 г. Выходит диск «Береги уши смолоду [b-side]»
7. Первый фестиваль.
Как-то раз от девушки Никиты мы узнали очень интересную новость: один из пацанов из параллельного класса выдал, что он пишет музыку и «под неё пацаны рэп читают». Пришлось мягко разобраться. Немного позже этот человек снова перейдёт мне дорогу, но это к нашей группе не имеет отношения.
Весной всё было также. Текстами нам решил помочь одноклассник Дима (привет тебе огромный!) и предоставил несколько своих.
Плюс к этому Никита открыл две на тот момент классные программы — это FL Studio и Magix Audio Studio Deluxe. Кто пробовал в музыку в середине 2000-х, тот «Фрути Лупс» знает — там можно делать музыку. В «Мэджике» можно было записывать голос.
Я уже вкратце рассказывал, каково было записываться в «Неро». «Мэджик» же просто был нереальным прогрессом по сравнению с этим. Четыре аудио-дорожки! Возможность убирать шипение, регулировать частоты, громкость, добавлять эхо, реверберацию и прочее. То есть теперь можно было отдельно записывать акапеллу и редактировать её! Это как после палки-копалки сесть в новенький экскаватор.
В FL же были готовые проекты, которыми мы не преминули воспользоваться. Уберём этот инструмент, вот это потише, здесь погромче, охапку дров - «минусок» готов.
Вот под этот хорошо ложиться текст «Первого трека», а под этот «Жизненный путь»...
Вскоре появилась долгожданная новость: в мае в местном молодёжном центре «Гелиос» должен пройти хип-хоп фестиваль, который обозвали аж международным! Мы, конечно же, записались и стали репетировать. Выбрали как раз новые версии «Первого трека» и «Ж.П.». «Не сори» была «на подхвате», если вдруг пройдём в финал. Репетировали, казалось тогда, много: порой «прогоняли» эти песни по семь раз подряд.
Тем временем текст Димы подошёл к ещё одной FL-минусовке, песня под названием «Жизнь после смерти». А ещё сделали трек на ломаном английском “What Do You Say”.
А ещё в то время я решил сменить имидж: перекрасил волосы в светлый цвет. То есть был почти блондином.
За день до фестиваля, 1 мая, я съездил в деревню и оставил там кассету с альбомом «Береги уши смолоду» (если честно, за каким хреном я это сделал?!) Но там знали о моём увлечении, поэтому не «угостить» песнями я не мог.
И вот он, наступил день феста. Шелтер предоставил мне «шмотки», чтобы я не выделялся среди других рэперов. Одевался я тогда «не по-рэперски» - попросту денег не было на это дело. В фестивале участвовали 11 рэп-исполнителей. «Панацея» и “WN-Clan” разумеется присутствовали. Кроме того, тогда же проходило соревнование между брейк-данс командами. То есть Шелтер участвовал сразу двух соревнованиях. Никита взял свою камеру. Снимать брейк назначили меня, Dream Bit же снимал один из «би-боев».
Перед самим фестом мы провели репетицию на сцене. Первый выход, первое выступление с рэп-песнями... До этого я играл в школе в различных сценках, как в самом классе, так и в актовом зале. Зрителей я особо не боялся. Но на той репетиции у меня тряслись колени, и я еле спустился по ступеням со сцены. Но вида не подавал и никому об этом не говорил. Вот только сейчас «раскалываюсь».
«Ладно, это только репетиция. Текст знаю. Как слышно на сцене — понял. Двое — не один. И главное начать», - думал себе я.
И, в целом, всё прошло нормально. Только, конечно, я чувствовал себя немного не по себе. По видео видно, что я тупо стоял на месте и немного жестикулировал, то есть был зажат.
После выступления я сел в зрительном зале и наблюдал за последующими участниками. Среди них мы с Шелтером выделили лохматого паренька, выступавшего под ником «Чушь».
Конечно же мы не прошли в финал. Не оказались там и «Пацанея», и «Вэ-Эны», и даже «Чушь». Большой приз разыграли железногорские парни «Неформат» и местные девчонки «Altra”. Слабый пол в итоге оказался сильнее.
Собственно, всё, первое выступление перед большой публикой прошло. Никто не дал слабину. Мы случайно познакомились с двумя девушками Настей и Ритой, которые тоже, оказывается, читают рэп. (Пожалуйста, скиньте «ту самую» фотку с того феста!;)
Запись в тетради: 2.05.2005 г. III Международный фестиваль хип-хоп-культуры в «Гелиосе»: команда не заняла ни 1-е, ни 2-е место среди 11 рэп-коллективов.
8. Второй альбом.
Близился к концу учебный год. Мы же продолжали сочинять.
Как-то раз Шелтер предложил мне написать текст на тему войны. Перед этим он включил в FL проект с запоминающимся басом, который я в мыслях назвал «жирным». Вдохновением к тексту были все песни с темой войны. На следующий день текст был готов.
Через какое-то время, слегка по репетировав, мы записали песню. В процессе Никита сделал ошибку в тексте, которую решили оставить: вместо «воющие женщины» он сказал «воюющие». Причём, записывали мы это, когда в той же комнате на диване лежал его дедушка...
В конце мая родился ещё один трек. Музыка была взята с одного из mp3-дисков. Знаете, там иногда попадаются «стандартные» мелодии в меню. Нам она «зашла». Шел крутил её на повторе по пол-часа, иногда она ввергала в подобие транса. Первый куплет написал он, второй и третий — я. Вдохновлялся недавно вышедшим “The Unquestionable Truth” от Limp Bizkit. Получилось «Гетто».
Итого было 10 песен, плюс один «скит». Не хватало буквально пару треков...
Тем временем, учёба продолжалась. Да, 10-й класс был позади, но оставался техникум. Как-то раз перед последним экзаменом ко мне неожиданно пришёл Никита. «Расслабон пришёл», - услышал я в домофоне. Он включил наши «минусовки», начали говорить о том, о сём... Тем временем подошла очередь новых инструменталов из «Фрутов». Шел предложил что-нибудь зачитать из свежих текстов. Я решил попробовать.
Первый текст был «в стиле LP” - типичное на то время «pain”, “inside”, “myself”. Если честно, песня ни о чём, но тогда нам зашло.
Вторая о погибшем друге. Нет, не вымышленном персонаже — настоящем человеке. У моих родственников в деревне по соседству жил паренёк Саша, потом он переехал, начал заниматься какими-то делами... За год до этого он приезжал к родственникам, мы ходили купаться, он меня подкалывал тогда знатно, но я не обижался. И вот теперь я узнал, что его убили. Человек связался с наркотиками, и вот результат. Не связывайтесь с этим дерьмом! Никогда!! И вот он стал первым моим, можно сказать, сверстником, которого не стало. Я много пережил смертей в детстве, но это были бабушки и дедушки, а тут человек, которому жить и жить.
На фоне всего этого я и написал текст, вдохновляясь мотивом System Of A Down “Lost in Hollywood”. По ходу прослушивания принесённого инструментала я откинул все «вокальные» партии, оставив речитатив. Получилось очень хорошо.
«Ну вот у нас есть два трека», - сказал Шел.
Оставалось только записать. Первый текст долго не хотел нормально записываться — не хватало энергетики, я ж не Линкин. А во второй записали с первого раза. Причём на последних строчках я начал позже, чем надо, в результате последняя строка «...девять граммов свинца» заисалась после окончания музыки. Но мы решили, что так даже лучше.
Вот и всё.
А нет. Не всё))))
Ещё последний трек. Да, такое название, но к «траве» тут никакого отношения нет. Я отрицательно относился к этому тогда, и до сих пор ни разу этого говна не пробовал (и вам не советую!) Это просто нарезка записи моего телефонного разговора с девушкой Никиты. Не надо думать плохо, я у друга девушек не отбиваю! Просто, знаете, бывает такое, Шел даёт трубку и говорит: «Ладно, поговори с ней». К тому же, мы все уже несколько месяцев были знакомы. А я как раз сидел у микрофона, и был включен «Мэджик». Потом некоторые реплики переписали, но то было, я считаю, ни к чему. Оставили «по приколу».
Альбом назвали «Закись андеграунда». Кстати, на нём должна была быть одноимённая песня, которая начиналась словами «Опа, да, это закись андеграунда...» под заглавную музыку из GTA San Andreas, но как-то не сложилось.
Запись в тетради: 19.06.2005 г. Выходит второй альбом «Закись андеграунда».
9. Лето
Лето 2005-го прошло, в целом, спокойненько. Ещё до «релиза» «Закиси» мы зашли в школу на выпускной девятых классов и исполнили новый «Жизненный путь».
А немного позже я предложил сделать несколько ремиксов. Хотя, это скорее были мэш-апы. За основу был взят – никогда не догадаетесь – диск Linkin Park. Точнее, пиратский “Project Revolution: remixes” с чьими-то фанатскими инструментальными проектами.
Итак, у нас уже был «Фристайл» смешанный с “Cure For The Itch” и “Car Crash”/”Part Of Me”. Кроме этого сделали “Session”/«Смотрите», “Crawling”/ «Жизнь замерла», “In The End”/«Политика-дерьмо» и «Первый трек»/“1 STP KLOSR”. Судя по моим записям, были ещё идеи, но они ими так и остались. Всё это было записано чисто «по приколу», о качестве мы особо не думали.
Также, разок съездили на два дня в санаторий «Сосновый бор» и по ходу дела сходили в два соседних лагеря. В одном из них работал друг Шела охранником (или вожатым?), дали послушать ему «Закись».
Кстати, пока шли из одного лагеря в другой, я услышал кукушку и задал ей традиционный вопрос. На счёте «150» мы сбились. А когда возвращались – «ку-ку» ещё доносилось…
«Она ещё отсчитывает», - пошутил Никит.
В июле мне не повезло – прилёг в больницу с гайморитом. Пока был там, написал песенку на мотив System Of A Down “Sugar”. А что удивительного? Я как раз там слушал их первый альбом.
Чуть позже к Никите приехал его двоюродный брат (не помню точно родство, пусть будет так). Братан сразу же получал от меня кликуху «радио», потому «радио» не хотело затыкаться никогда.
А в конце августа решили снят клипешник. Под всё тот же «Жизненный путь». Взяли камеру на пошли улицу Воробьёва. Сейчас-то там стоит торговый центр «Европа», а тогда была брошенная стройка. Конечно, музыкальное видео не отличается динамикой монтажа, к тому видео с камеры мы сразу экспортировали в Windows Movie Maker, что сильно потеряло в качестве, но что было – то было.
Запись в тетради: 22.08.2005 г. Сняли клип на песню «Жизненный путь» из альбома «Закись андеграунда».
Приближался новый учебный год. 11-й класс…
10. Беги
Темп сочинения и написания мы практически не сбавляли. На 16-летие, кстати, мама мне подарила mp3-плеер, теперь я наконец-то мог дома слушать соответствующие диски. Шелтер перепись мне всю Касту и немного иностранного рэпа, и я продолжил вдохновляться.
Но LP меня, конечно же, не отпускали. Как-то раз я гулял один. За год голова приучилась сочинять что-то на ходу. Мог сочинить хотя бы пару строк лёжа перед сном, в маршрутке, на улице… И вот тогда у меня закрутились в голове куплеты “Runaway”. В общем, песня «Беги» - это такая жирнющая отсылка на этот трек. “Graffiti decorations” – «Цветные декорации», “Under a sky of dust” – «Под серым небом лжи», “I wanna run away” – «Бежишь, так беги». С плагиатом, как помните, я завязал раз и навсегда. И, да, частенько, я вдохновлялся чем-то, но тут уж точно не присвоение…
С готовыми тремя куплетами и припевом я зашёл к Шелтеру. А он как раз нарезал музыку из песни Чупакабры (вроде правильно назвал этого исполнителя). Фрагмент музыки мне понравился, и я предложил положить на него мой текст. Идея зашла, но записывать пока не стали.
Чуть позже Шел зашёл уже ко мне. Он частенько просто стоял у входной двери, и мы что-то обсуждали. А вот он написал длинный текст и стал его зачитывать прямо в подъезде! В этом что-то было.
А на следующий день в курилке техникума мы исполнили акапелла наше «комбо». Ладно, наши одноклассники, они привыкли. А теперь поставьте себя на место учащихся техникума… Вы стоите, курите на перемене, а неподалёку собрались в кружок человек 10, и двое из них читают рэп!
Как раз на тот момент технический прогресс сделал для нас ещё один решительный шаг: Никита где-то достал программу Hip-Hop eJay 4. Напоминаю, тогда такого интернета не было. Все игры, программы и фильмы мы брали в прокате. И вот мы решили написать минусовку под готовый текст. Повод двигаться в творческом плане был ещё какой, ведь теперь проблем с музыкой быть не должно. Так нам казалось тогда. Шелтер начал дома штамповать инструменталки. Я иногда тоже что-то пытался делать, но немного, да и получалось далеко не всегда хорошо.
В ноябре всё в том же «Гелиосе» должен был пройти новый фест. Соревнования между брейк-данс-командами. Снова взяли камеру, приоделся я уже сам…
Между отборочным турниром и «плей-офф» был небольшой перерыв, где могли выступить рэп-исполнители. Там были знакомые вам уже «Панацея», “WN-Clan”, а также Дэн и Димак, которые тогда назывались «Свободный стиль» (чуть позже они станут “Game Over”, а затем «Блок-шот). Кроме них ещё выступили незнакомые мне МС Скат и МС Завод. Нас, помню, мариновали до последнего. Минусовка «Беги» была у Никиты припасена…
И выступили мы гораздо лучше, чем в прошлый раз, судя по видеозаписи (а она есть!) Я был гораздо раскованнее и, как сказал потом Шел, «тащил» песню, так как сам он пару раз немного потерялся (причину озвучивать не буду).
Наша «брейк-данс-крю», к сожалению, осталась на первом круге «плей-офф». Причём, насколько помню соперники устроили небольшой скандал, сказав, что «эти парни ничего делать не умеют, какой смысл с ними соревноваться?». Комментарии излишни. Остаток вечера прошёл в обсуждении этого события разными людьми.
Запись в тетради: 19.11.2005 г. Выступление в «Гелиосе» с песней «Беги».
11. Дворец пионеров
А как же относились к нашей деятельности в школе? – спросите вы. По-разному. В классе всё было нормально: либо положительно, либо нейтрально. Наша классная руководительница нас поддерживала, несмотря на то, что ей было тогда за 50.
Однако, как мы знаем, у медали две стороны. Ранее я уже упомянул, что нашёлся персонаж, который сказал, что пишет нам музыку, но это всё мелочи. Находились пацаны, которые старались нас задеть, мол, «ёу-ёу, это наши рэперы» или «о, о, нигеры идут, эминемы». Мы особо внимания не обращали, но всё же «осадочек был». Как-то раз нам предложили выступить перед школой, но мы быстренько отказались. Перед кем надо мы и так могли выступить: иногда делали это даже в коридорах школы. Просто читали акапелла недавно сочинённый текст.
Итак, год близился к концу, минусовки в «и-джее» штамповались, тексты сочинялись.
«Беги», как вы знаете, была уже готова, к ним добавились «Ты великий… (Величие)», «Мой храм» и «Начало без конца». Я снова написал про героя, который в конце песни погибает, но эту песня так и останется не записанной, как, впрочем, и «Величие». Ещё решили исполнить «Гетто» под новую музыку.
Как-то раз нам всё же сделали в школе предложение, «от которого невозможно было отказаться». Нужно было написать и исполнить песню на тематику «Нет наркоте». Курировать это поручили учителю труда, хорошему человеку. Не трудовику, ё**а, а именно учителю труда. Человек был на хорошем счету.
Пораскинув мозгами, мы решили сделать следующее: взять минус песни «Мой храм», в качестве припева будут слова из «Величия» («Ты великий человек, но у тебя ничего нет / Бесполезный слова, несёшь какой-то бред…»), а на куплеты пойдёт текст группы «Нашедшие себя» - «Опять всё то же». Нам тогда нравилась их песня, и текст под тему подходил. Чужое – своё, это школу сильно не волновало.
Репетировали в актовой зале, следила за этим ещё и наша завуч. Особой редактурой она не занималась, её, в основном, всё устраивало.
Запись в тетради: 22.12.2005 г. Выступление во «Дворце пионеров» с песней «Нет наркоте»
И вот день наступил. Мы с шелом заняли места в зрительном зале, помимо этого с нами были другие ребята (вроде бы, из 10-го класса) и учитель труда. Мы уткнулись в тексты и повторяли их. В это время фоном слушали, как выступают другие школы перед нами.
В какой-то момент мы услышали: «Со школы №55 снимается один балл за шум в зрительном зале!» Оказывается, наша «молодёжь» не могла спокойно усидеть и, соответственно, напортачила. Ладно, главное: нормально выступить.
Наша очередь. «На разогреве» был 10-й класс, мы завершали выступление песней. Да уж, «Дворец пионеров» - это вам не школа и даже не «Гелиос». Зал был забит полностью, вот только со сцены мы это видеть никак не могли – «фонари» просто слепили. Заиграла наша музыка, я натянул шапку на глаза. Понеслось.
В целом, выступили нормально. В одном месте я забыл строчку и просто «проблеял» что-то. Но ушли на свои места под аплодисменты. Учитель нам сказал: «Молодцы! Отлично!». «Да ладно», - подумал я, - «можно было и получше сделать». Вероятно, поняв мою реакцию, преподаватель добавил: «Я серьёзно! Вы бы видели, что было в зале, там все в шоке». Но видеть мы ничего не могли. И сразу после этого отправились домой.
Следующее утро. Звонок в домофон. Шел:
- Прикинь, наша школа заняла первое место!
- Как?! У нас же сняли балл…
- Все равно первое место!
- …
Такие дела.
Как-то раз мы, кстати, выступили в школе в актовом зале в рамках КВНа с песней «Мой храм». Но вспоминать там особо нечего. Выступление было так себе.
Однако, я лично заслужил лучи любви от учительницы, которая мне была, мягко говоря, не очень приятна. Ирония в том, что буквально за час до этого я получил от неё же знатных моральных люлей.
Наступал год 2006. Последний год в школе. Год полный для нас событий и противоречий. Но об этом дальше…
Ремастер-версии наших треков можно услышать тут: https://soundcloud.com/user-468080223