О проекте «КеноVision 2022», школа кино «Инфильм»
В Архангельске происходит кино. Молодое, новое, интересное, живое, ни на что не похожее. Кеноvision — что это? Фестиваль? Учебный проект? Поиск умных и талантливых? Или творческий ураган историй и рождение новых имен в прямом эфире?
Назовем его неделей идей, смеха, новых ролей и открытий, сплошных творческих внутренних и внешних изменений.
У Кено были 100 человек, семь ночей и семь дней, отсутствие связи и только новое, новое, новое.
Мы решили выхватить у семи участников фестиваля воспоминания о каждом дне, и еще раз попробовать разгадать эту загадку — человеческой памяти. Как мы запоминаем и что именно? Как одно событие отражается в памяти разных людей и почему?
С нами поговорили Наташа Самылова, Анатолий Конычев, Иван Лягачев, Виктор Мушковец, Вероника Щербина, Ульяна Каль и Михаил Косарев. Директор, продюсер, фотограф, актер, актриса, режиссер и куратор.
Мы постарались максимально точно передать речь героев.
Первый день
Наташа: Марафон сна по 2-3 часа начался сегодня. Сомневалась, брать ли фотоаппарат, пыталась впихнуть в чемодан все свои платья в цветочек и очень беспокоилась. С утра поехала в аэропорт за экспертами. Потом ехали больше 10 часов в жарком автобусе до Масельги. Открывала фестиваль.
Иван: Изначально планировал ехать на Кеновижн в качестве фотографа — думал, буду работать над своим фотопроектом. За неделю до отъезда художница Уля Каль предложила мне поучаствовать в съемках ее фильма. Я афигел от радости и волнения и поехал в Кенозерье уже в качестве фотографа и оператора.
Первый день был супер драйвовым.
В 9:00 мы встретились у библиотеки САФУ, чтобы затем сесть на автобус и поехать в Кенозерье. В автобусе я слушал музыку, слегка баловался, смеялся, читал, общался с соседкой Соней (перед отъездом мы договорились, что будем меняться местами после каждой остановки, чтобы каждый мог посидеть у окна).
Мы проезжали мимо фактурнейших провинциальных кафе, бензоколонок, деревень, лесов и полей — было круто наблюдать за всем этим великолепием из нашего уютного автобуса.
Спустя 12 часов мы приехали в Масельгу. Я вышел из автобуса слегка вареным и афигевшим: «Я в Кенозерье, ваааау!!!». Дальше было заселение — я вместе с ещё одним Ваней жил в доме, который на карте был отмечен как «Мед. пункт». Сперва комната показалась тесной, но чувство уюта и обжитости появилось буквально на следующий день.
Ульяна: Очень длинная, жаркая, изматывающая дорога в полусне. Нас встретило уже закатное красное солнце с отражением на границе миров (так я называю водораздел).
Вероника: Автобус. Мы ехали вечность (12ч). В дороге спала, хитростью, а, может, наглостью заняв два сиденья :)
Предусмотрительно захватила на заправке Твикс и другой шоколад, знала, что пригодится, позднее он стал моей валютой.
По приезде порадовал наш домик, я заняла самую классную кровать, которую не заняла в прошлый раз.
Пребывание в тех условиях , когда попадаешь в место без сети и электричества, сравнимо, будто ты погрузился в другую реальность, где всё бытовое и привычное со всеми проблемами и заботами осталось за бортом. Ты живешь вот здесь и сейчас, не думая ни о чем, кроме поставленных четких задач.
Мне стало невероятно радостно оказаться вновь в этом месте, воспоминания и предвкушение происходящего, наслаждение природой и отсутствием цивилизации охватили меня. Я будто нырнула в эту другую реальность.
Виктор: Ехали 12 часов. Было, конечно, тяжеловато. Все как обычно, круто, классно, посидели у костра, было оргсобрание, мы потусили, легли спать. Прошли мастер-классы, работали по сценариям.
Анатолий: Мы приехали почему-то первыми — опередили три автобуса. Нас встречали музыканты из Каргополя, которые приехали со всем оборудованием – такой шикардос был.
Приезжают автобусы, мы их разобрали. Потом был концерт и долгое обсуждение с экспертами планов работы.
Второй день
Витя: БОльшая часть работы была сделана заранее за счет проекта «Кенопоиск». «Инфильм» выезжал в область и искал ребят, которые хотят снимать кино. В этом году директором была Наташа, и при ней фестиваль вышел на новый уровень. Было очень круто — она молодец, справилась.
Толя: С утра мы еще раз всех познакомили с экспертами, был питчинг идей, прошли мастер-классы. Мы разобрали все работы и отправили всех плакать – ничего ни у кого не получилось.
Ульяна: Представились командно. Пообщались с экспертами. Оказалось, чтобы попасть в жанр «кино», нужно добавить действие. Но любое действие ломало мистичность истории. Творческие муки. Хотела вернуться домой. Жалела, что поехала режиссером, а не художником, а моя актриса поняла, что проще было бы фотографом.
Сценарий упорно не разрешил делать в себе поправки, а я слушалась его. Ваня Лягачев сказал важную вещь: «мы здесь, чтобы проверить внутренний магнитик, а не играть по правилам».
Вероника: Эксперты были неаккуратны в высказываниях и грубы с нашей идеей, сказали, что у нас нет сюжета, смысла, только набор образов, и это не кино. Уля была очень расстроена, но осталась на своем.
Пытались сделать раскадровку. Она никак не давалась.
Наташа: Ездили в соседнюю деревню для лекции качать пятиминутный фильм, который весил три гигабайта. Просидели больше часа и растаяли не хуже мороженого, а ночью парни так долго собирались и не шли купаться, что спели все существующие костровые песни. Уже тогда устала слушать группу Кино.
Иван: Второй день запомнился походом в баню по-черному. Афигеть как я обожаю баню по-черному! Нравится ощущение замкнутого пространства, нравится любопытный характер жара — по сравнению с классической баней, он более острый, обжигающий. Самым крутым было напариться и потом резко прыгнуть в находящееся рядом с баней озеро — это просто вау! Первые секунды в воде после жаркой бани — невероятный, расфигачивающий на миллиард квинтиллионов осколков опыт. Такое ощущение, что ко всем фигам улетаешь в стратосферу.
Третий день:
Наташа: Бегала много. Вечером слушала The cure и болтала со всеми про кино. Загрустила, ведь любимые музыканты в возрасте и некоторые уже умирают, а на просмотр фильмов хватает все меньше времени.
Иван: Третий день для меня был про мастер-класс игры на диджериду.
Ульяна: Решила, что буду снимать своё «не кино». Пообещала, что это последний раз в роли режиссера. Посмотрели локации. Наш проводник Ваня Митюшёв обжег все ноги в крапиве. В этот день структурировали весь хаос с Вероникой.
Вероника: Была на лекции у актрисы, поняла, что актрисой быть не хочу. Доделали раскадровку с Улей, я была очень рада.
Ходили смотреть места для съемок в заброшенную деревню, это была целая экспедиция. Ваня шёл первым в шортах, его колени от крапивы распухли, но нужный дом и локацию мы нашли.
Чувствовалось напряжение и страх перед съемками. Не понимали, что мы вообще тут затеяли.
Анатолий: Выдали экспертные наработки командам. В середине третьего дня я понял, что молодежь смотрит на экспертов немного косым взглядом, и решил, что эксперты тоже должны снять кино. И все начали работать – мы разбились на несколько команд, потом был внутренний питчинг, и по итогу голосования выбрали нашу, продюсерскую, идею. На нас обиделись сценарная и режиссерская группы и не разговаривали с нами несколько часов. Но ночь пережили.
Четвертый день:
Ульяна: Первый съемочный день. Во время съемки в бане по-чёрному наступила гроза, в точку к атмосфере. Ребята донесли технику до домиков под надувным розовым фламинго)) Наш оператор Миша захрапел на одной из сцен во время съёмки)) Ребята из соседнего домика с разбегу катались по мокрой траве под дождем на пузе.
Вероника: Понравилась сцена в бане, где снимали, как я пытаюсь убрать мух со спины. Уля погружала меня в жуткое состояние глубокого чувства одиночества. После каждой сцены я чувствовала тяжесть и шла обнимать Вань (Митюшёв и Лягачёв).
Мы много смеялись и купались в озере. Мне впервые было так приятно и легко купаться, было ощущение, будто тело согрелось полностью, каждой клеткой.
Наташа: Ночью под Мака Миллера сидела на качелях и наблюдала издалека, как эксперты обсуждают прошедший день, свои мастер-классы и будущие фильмы. Осознала, наконец, что мы все здесь и у нас получилось организовать фестиваль и собрать столько прекрасных людей вместе. У бани смотрели на огромную Луну и я была по-настоящему счастлива!
Анатолий: Вечером был туман, и получился самый красивый кадр нашего фильма. Доделали раскадровку. Завтра снимать.
Пятый день:
Наташа: Били тарелку фильма «Челнок», который решили снимать наши эксперты. Все как в настоящем кино! Я, девочка-хлопушка, и продюсер, а потом фильм весь день снимали.
Ульяна: Второй съёмочный день уже с массовкой. Был русалий день, полная луна, все такое. Просто много смешных моментов.
Вероника: У нас были 6 мужчин, которым закрыли лица масками, многие сцены действительно были похожи на клип, мы хохотали над этим.
Больше всего понравилась сцена , где 4 мужчины обмазывают мое лицо сажей , когда мы репетировали , кто-то боялся и делал это аккуратно , кто-то грубее , я чувствовала , что им это нравится. Но когда прозвучало «снимаем» они будто набросились все, я едва устояла на ногах.
Вечером снова пошла в баню по-чёрному.
Шестой день:
Ульяна: Съёмка в заброшенной деревне. Добирались на Мишиной Приоре через лужи, ямы и глину под геройскую музыку из кинофильмов, точно в компьютерной игре с препятствиями.
Вероника: Была на лекции операторов, позабавило, что эксперт снимал ролики для одного известного психотерапевта, наверное, потому что меня забавляет сам психотерапевт.
Пытались ехать на машине всемером, не вышло, и полпути все равно шли пешком.
Были дожди, дорогу размыло. Тут-то мне и пригодился Твикс — на него я выменяла резиновые сапоги.
Сцены в доме будут самыми красивыми — мы привезли много посуды, сухих цветов и будто бы играли в Параджанова.
С каждым днём наш процесс был всё слаженнее. Я отмечала, как классно все в нашей команде дополняют друг друга. Мы все умеем слышать, что очень ценно.
Виктор: Я участвовал в пяти проектах одновременно: три фильма из конкурсной программы, один фильм вне конкурса, и еще мы с Настей Хуртай записали специальный выпуск подкаста «Чик-чирик».
Этот кенозерский выпуск получился просто великолепным, мы сняли его за один полный день, начиная с четырех утра, а заканчивая уже совсем поздно вечером. Мы говорили с победителями прошлого года, с Илоной Волконской, которая преподавала у нас актерское мастерство. На десерт при цветном свете мы оставили Наташу.
Миша: Уже ночью мы отдыхали, и вдруг в четыре утра, в прекрасный рассвет, мы решили, что надо всех разбудить и снять подкаст, что это офигенная идея – собрать всех в четыре утра. На наше счастье почти никто не спал.
В 4:10 две наши гостьи сидят в лодке, сзади неописуемая красота, разливается оранжевый прекрасный рассвет, три оператора стоят за камерами, и два наших ведущих подкаста уже сидят в лодке и работают.
Витя немного поныл, но Витя-актер сел в лодку, зарядился и начал работать. Это было великолепное начало дня.
Я стал режиссером подкаста и оператором фильма Ульяны Каль, а изначально я туда ехал куратором дневников фестиваля. У каждой съемочной группы был чувак, который снимал бэки, и все они отлично поработали – все тизеры мне понравились, и мы даже сняли микстейп с музыкантами и диджеями, но, правда, было очень мало времени.
Этот день должен был отнять энергию, но от каждого дела ты снова заряжался и заряжался, и по итогу я не успевал уставать. А еще мы в лесу сняли нашу замечательную Наташу.
Наташа: Помню съемки и розово-оранжевый закат на берегу, который мы почти упустили.
Седьмой день:
Наташа: На просмотре тизеров одновременно в небольшом конференц-зале насчитала 86 человек. Как они туда уместились? Так радостно от мысли, что каждый тизер — что-то самодостаточное и может стать приятным фильмом. Вероломно проголосовала за два фильма вместо одного.
Михаил: Я подведу мой личный итог — я здорово отдохнул, насладился природой, насладился шикарнейшими людьми, очень много разговаривал, общался и классно поработал оператором в фильме Ульяны.
Голосовали на Кено шишками – и наш тизер «Русалки» взял гран-при.
Ульяна: Досняли последние кадры. Почувствовала освобождение от идеи и образов. Наконец-то растанцевалась и напелась песен у костра. Выдох. А ещё мы победили в шишечном конкурсе трейлеров — второй год подряд.
Виктор: Мы успели всё. Я устал, но преисполнен работой, творчеством и новым опытом.
Вероника: День для себя, ура.
Была не лекции по продюсированию, задумалась пойти учиться.
Настя с Улей половину дня монтировали тизер, а я отстранилась отдыхать. Загорала на холме, училась плести ловец снов, фотографировалась у Вари, поделилась с нашим композитором своими записями звуков, очень порадовало, что они пригодятся!
И композитор у нас чудесный! Очень нравится его подход. Пока мы снимали, он с Таней (Крыловой) записали целую песню для фильма. У Тани родились слова сами собой, и Уле они очень понравились.
Анатолий: Мы искали с коптерами заброшенную деревню, но начался дождь, мы вымокли, но сделали отличные кадры.
Понедельник:
Наташа: Выехали раньше всех, и я почти всю дорогу домой спала под забавный плейлист. Очень не хотела возвращаться к цивилизации со всеми ее привилегиями и заботами. Показали экспертам набережную.
Ульяна: Нас долго не отпускали из-за пропажи окна в Кенозерье. Мистический лешайный кот проважал нас, лёжа на мусорных баках рядом с автобусом.
Первый раз не привезла жутковатых таинственных историй из этого пространства, надеюсь, все проявится в кадре, работали нон-стоп, конечно.
Вероника: Дорога домой прошла быстрее на два часа, я была счастлива первой заправке с хот-догом, вернуться в город тоже было приятно. А высшим удовольствием стал душ и чистая одежда.
У автобуса все прощались как в последний раз, но собрались на следующий же день.
Я вышла с благодарностью приобретенному новому опыту. Мне интересен мир кино и любопытно, куда это заведет. Вынырнула)
Проект реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области «Вместе мы сильнее».
Фото любезно предоставлены организаторами фестиваля «КеноVision 2022».
#кино #творчество #кинофестивали #кенозерье #кеновижен