Найти тему
ЮРДКОМ

ВСПОМИНАЯ ОЛЕГА ДАЛЯ

Олег Даль, одна из самых загадочных фигур в нашем актёрском мире. Писать о нём сложно, почти невозможно, так как Даля, как личность, как явление, нельзя мерить привычными рамками, судить по обычным канонам. Современный читатель может чего- то не понять, даже осудить. Но такова действительность шестидесятых.

Олег Даль это – «внеземная» сущность! Недаром, когда он снимался у Козинцева в фильме «Король Лир» в роли шута, Козинцев сказал: «Этот парень- не жилец в этом мире».

Олег жил по своим законам. Наши, земные законы ему были неподвластны. Эпизоды из его жизни, которые я приведу, на первый взгляд, курьёзные, а на самом деле, точно определяют его сущность. В нём всё было неординарно, начиная с внешности (кстати, благообразной и очень приятной), его манеры, поведение, а главное - его отношение к миру. Вот зарисовки, эпизоды дающие лишь малое представление о нём.

Олег много снимался уже с раннего периода своего творческого пути. В кино артисты, в отличие от работы в театре, получали приличные деньги. Несмотря на это, насколько мне известно, за всю свою жизнь он приобрёл себе только один костюм, который ему сшил Александр Титович, лучший портной производственных мастерских МХАТа. Больше он себя не обременил никаким «вещизмом». Вы спросите, почему? В чём причина? На это нет ответа. Возможно он в следующем…

Однажды, получив приличный гонорар, постановочные за очередной фильм, Олег пригласил меня в ресторан ВТО. Сначала, было всё скромно, как обычно. Потом к нам подошёл один из «страждущих» посетителей ресторана и попросил взаймы небольшую сумму. Олег, не глядя, вынул из кармана 25 рублей (по тем временам четверть зарплаты молодого артиста за месяц) и отдал просителю. Буквально, минут через пять, к нашему столу потянулись другие «страждущие». К закрытию ресторана у нас остались деньги лишь на такси, чтобы доехать до моего дома, на улицу Нижняя Масловка.

С утра, я занял денег у соседей, и мы с Олегом поехали на Ваганьковское кладбище посетить могилу любимого нами Сергея Есенина. На обратном пути, проходя по аллее к выходу, я обратил внимание на одну из могил. На памятнике было написано: «Здесь похоронены Дали», и перечислены имена. Я спросил: «Олег, к тебе эти люди имели отношение?» На мой вопрос он ответил отрицательно.

Олег Даль захоронен за той же оградой, в той же могиле. При входе на кладбище стоит указатель со стрелкой, указывающей направление: «К могиле Олега Даля». Причина его скрытности не понятна, как, впрочем, и многое, что касается его, является загадкой. Его поступки, поведение и жизненные ориентиры не поддаются законам быта…

Театр «Современник» гастролировал в Польше. После спектакля мы ужинали в ресторане. Играл оркестр. Олег Даль очень любил петь. Заплатив злотые руководителю оркестра (из полученных суточных на месячный период гастролей) Олег взял микрофон и под аккомпанемент оркестра стал петь. Вдохновлённые его выступлением, посетители ресторана пошли танцевать. Войдя в «раж», Олег стал вытаскивать злотые и веером разбрасывать над головами танцующих. Публика, в ажиотаже, стала ловить и подбирать с пола деньги. Щедро разбрасывая злотые, Олег не думал, что ему предстоит целый месяц жить в чужой стране. Руку помощи протянула сердобольная женская часть труппы театра «Современник», взяв «столование» Олега на себя.

Мы жили в одном номере с Евгением Евстигнеевым. В один из дней, согласно расписанию, Олег обедал у нас. Основным блюдом был порошковый суп, привезённый из Москвы. Горловина раковины была заткнута носком (правда новым). В воду был опущен кила ватный кипятильник, также привезённый из Москвы. Вонь стояла на всю Сталинскую высотку, выстроенную СССР в подарок полякам, за всё «хорошее», что они сделали для нас.

В точно назначенное время входит Даль. В зубах у него незажжённая сигарета. Чтобы её зажечь Олег, недолго думая, вынимает из раковины огромный кипятильник. Тот накаливается до красна. Олег наклоняется к нему, чтобы прикурить и, в этот момент, кипятильник взрывается! Даль падает на пол, закрывая лицо руками. Мы в ужасе бросаемся к нему! ... На этот раз Господь, в очередной раз, сжалился и поберёг его глаза. Он прошёл, как обычно, по краю пропасти без трагических последствий. Но такое везение не может быть бесконечным. Всё шло к логическому завершению…

На гастролях в Петербурге мы жили в гостинице «Октябрьская». Даль вечером был свободен, а у меня - спектакль. Договорились вечером встретится в интер-баре, на первом этаже гостиницы «Октябрьская».

Только я хотел войти в бар, как передо мной распахнулись двери, и толпа лилипутов вынесла в коридор Даля, в горизонтальном положении и в полной «отключке». Картина маслом, из цикла: «Гулливер у лилипутов». Процессия молча продефилировала до конца коридора и, под недоумевающим взором публики, свернула за угол. Оказалось, что одновременно с нами, в Питере работал Московский цирк, и два творческих коллектива объединились в лице их лучших представителей на базе «творческих» интересов.

Конец, в своё время, предопределил великий кинорежиссёр Козинцев. После съёмок, в Киеве, Олег Даль ужинал в ресторане с Леонидом Марковым, ведущим артистом театра имени «Моссовета». По словам Маркова, Олег, в конце ужина, встал из-за стола, со словами: «Ну, я пошёл умирать». На утро его нашли в номере бездыханным.

Он был другом Владимира Высотского. Господь, также отвел ему короткий срок. Видимо в этом кроется какая-то ужасная закономерность, которую нам не дано познать.