Найти тему
Валентин Днепров

Случай на дороге и технологический суверенитет

Случай на дороге и технологический суверенитет

Первая история – из рассказа “крутого” литовца. В 1996 году, мчался домой по дорогам Тамбовской области. Впереди – Рождество. В районе Мичуринска, TOYOTA заглохла – ночь, мороз под тридцать. Пока поймал машину, думал - околею, но дальше – свезло. Водитель “Жигулей”, выслушал и сообщил, что такую машину видит впервые, но в гаражах, принадлежащих работникам завода Прогресс, собираются технари, способные понять о чем речь, а то и помочь. Нашли Петровича. “Потыкал” цифровым вольтметром, поставил перемычку– заводи. Машина зафырчала, как новенькая. По приезду в Вильнюс, поехал в сервис. Удивлялись, но подключили к стенду и сообщили, что исходящие параметры в норме. Машина гарантийная, но пока пришел новый электронный блок, проехал более 3 000 км. Разговор, состоялся после Крым наш. Литовец, осуждал Путина, но помнил Петровича и повторял – “Учил историю, но только в ту зимнюю ночь в Тамбове понял, почему немцы проиграли- вы сумасшедшие и хорошо, если американцы понимают, что с вами, воевать нельзя”.

Вторая - из личной практики. Осенью 1989 года, привлекался в качестве эксперта для оценки проекта фронтового бомбардировщика Су – 34, он же – “утенок”, созданного под руководством Ролана Мартиросова на ОКБ Сухого в условиях тотальной технологической изоляции. Первый полет опытного экземпляра Т- 10В-1 -1990г Потом страна, поверила в сказку и пошла, в никуда. Опытная эксплуатация Су-34 -2006 год. Принят на вооружение в 2014 году, а до сих пор- лучший. Сроки от идеи до серийного производства советских Миг-29, Су-27, Су – 25 ниже на 20 лет.

Санкции, бьют по обработчикам металла. Европейские станки, подорожали вдвое, китайские на 40 - 50%. Но хуже, когда: европейский станок, при смене локации, отключается, а наши – “разводят руки”; предприятие, покинутое западным собственником, закрывается. На фоне новых проблем, заговорили о технологическом суверенитете. Одно дело – говорить, а другое – реализовать. Знаю, что ни один импортный станок, эксплуатируемый в условиях технологической изоляции первой волны и находившийся под опекой инженеров советской школы не остановился бы, а производства, брошенные западниками “не заметили бы потери бойца”.

Инженерная школа, как секта – свое коллективное мышление, свой язык, свой стиль и почерк. Судя по "Калибрам", "Сарматам" и "Искандерам", многие инженерные школы, выжили. Для достижения технологического суверенитета, важно не суетиться и не зевать. Провести аудит остатка, переориентировать денежные потоки, но главное – провести грамотную зачистку индустриальных вертикалей. Прекратить практику, когда стратегию новой индустриализации пишут, а инженерными коллективами, руководят спекулянты с любым, кроме инженерного, образованием. Хотим технологический суверенитет – ставим на тех кто думает как инженер, говорит как инженер и одевается как инженер“, а спекулянтов, отправляем торговать или "бычкам, хвосты крутить”.