28 июля Церковь отмечает память равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси. В этот же день символическая дата Крещения Руси, поскольку процесс этот был долгим и сложным.
Помню один преподаватель истории так описывал нам Крещение Руси:" Если в Киеве ещё было тепло, и люди охотно лезли в воду, в Смоленске, примерно в сентябре, кряхтели-бурчали, но лезли, то в Новгороде глубокой осенью лезть в воду отказывались...". С юмором, и доля правды здесь есть.
Конечно, представить, что все люди до одного ( ещё и народом-то их назвать было нельзя) крестились добровольно - невозможно. Но, друзья мои, не надо представлять людей того времени в современных категориях свободомыслия, эдакого:" Я право имею".
В то время и язычники были более послушны в прямом смысле этого слова. Почитали старших как более опытных и оценивали друг друга по делам. Поэтому слова князя Владимира:" Кто завтра не придет на Днепр креститься - тот мне не друг", - не воспринимали как шантаж. Это своего рода приглашение строить новую жизнь, государство на новых началах, а для этого нужно родиться свыше.
Истреблять собственный народ ради Крещения не стал бы ни один нормальный государь. Никаких материальных доказательств казней некрещённых нет. А бунт в Новгороде обусловлен не только и не столько нежеланием креститься, а нежеланием подчиняться киевской власти.
Нам, христианам, ещё очень важно понимать, что князь Владимир уверовал по-настоящему. И, если в нас нет страха Божия, то у него он был. Представьте, что вашему ребенку грозит смертельная опасность. Например, он поедет с какой-то компанией гулять, а вы точно знаете, что он разобьётся насмерть. Вы что, будете слушать его "не хочу"? Да вы кинетесь спасать его даже против его воли! Примерно так поступил и князь Владимир.
Церковь называет его вторым апостолом Павлом: он так изменился, что некоторые люди не могли в это поверить. А он не хотел, чтобы его подданные гибли и губили своих детей.
Конечно, немало было тех, кто крестился неосознанно, из страха, из-за выгоды. Воцерковление Руси шло долго и нелегко, но оно того стоило! И уже среди внуков и правнуков русичей, принявших Крещение, стали появляться святые.
Один священник, киевлянин, говорил мне, что спасение - не индивидуальное дело, как мы привыкли думать. Я не изучала этот вопрос, но смысл его слов был такой, что спасается семья, народ, государство. В этом плане князь Владимир предопределил нас ко спасению. И слава Богу!