Найти тему
Петербург и не только

Изящество и функционал. «Роскошная вилла» общественного назначения на окраине Петербурга

В середине XIX века в России стал развиваться железнодорожный транспорт. Первая железная дорога связала Петербург с Царским Селом и Павловском в 1837 году. Но было и другое важное пригородное направление, на Петергоф, ещё одну императорскую резиденцию и местность, изобилующую дворянскими усадьбами.

В 1856 году начинается строительство Петергофской железной дороги. Она была частной, строилась на деньги барона А. Л. Штиглица при поддержке графа А. Ф. Орлова, конечно с одобрения императора и улаживанием всех бюрократических процедур.

На пути следования поезда были и промежуточные станции, на которых для комфорта пассажиров сооружались железнодорожные вокзалы. Одним из них стал вокзал в поселке Стрельна, где, кстати, располагалась резиденция особ императорской фамилии.

Стрельна, вокзал, 1915 год. Фото Вольф А. По материалам Госкаталога.
Стрельна, вокзал, 1915 год. Фото Вольф А. По материалам Госкаталога.

Стрельнинский вокзал был построен в 1856-1857 годах по проекту архитектора Н.Л. Бенуа. Основная часть здания двухэтажная, украшенная арочными окнами, другим элементом декора можно считать карниз разделяющий этажи. В основании лежит фундамент из известняка – Путиловской плиты. Стены возведены из кирпича покрытого теперь кое-где обвалившейся штукатуркой под кирпич.

Такой вид открывается со стороны платформы. Совсем по-иному это здание предстаёт с противоположной стороны. К центральной части примыкает чётырёхэтажная башня бельведер, глядя на этот северо-восточный фасад непросто догадаться каково назначение этого здания. Авторам акта историко-культурной экспертизы этого вокзала он напомнил:

«…романтическую итальянскую приморскую виллу с венецианскими окнами».

Башня завершается открытой галереей, украшенной белыми колоннами. Над ней располагается квадратный, с большими козырьками навес, защищающий обозревающих виды людей, от непогоды. Первый этаж башни служил арочным въездом, здесь же предусматривался пандус для карет.

Дополнительную асимметрию зданию придает небольшой выступ, расположенный с юго-восточного торца здания. Небольшой, но не по значению, здесь располагался кабинет начальника станции, здесь же находились императорские покои, из которых на платформу вёл отдельный выход, всё это использовалось и для других vip-персон.

-6

По понятиям царского времени, это место считалось вокзалом второго класса. На первом этаже предусматривались не только служебные помещения, билетные кассы и зал ожидания, но и буфет с молельней. На втором этаже располагались квартиры сотрудников железной дороги.

В годы войны Стрельна была оккупирована, вокзал значительно пострадал, но после был восстановлен. Он и сейчас продолжает сохранять свои функции и радует не только красотой своей архитектуры, но и возможностью купить билеты и дождаться электрички.

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

#санкт-петербург #петербург #стрельна #железныедороги #вокзал #интересныеместа #интересные факты #эклектика #архитектурапетербурга #историясанкт-петербурга