В середине XIX века в России стал развиваться железнодорожный транспорт. Первая железная дорога связала Петербург с Царским Селом и Павловском в 1837 году. Но было и другое важное пригородное направление, на Петергоф, ещё одну императорскую резиденцию и местность, изобилующую дворянскими усадьбами.
В 1856 году начинается строительство Петергофской железной дороги. Она была частной, строилась на деньги барона А. Л. Штиглица при поддержке графа А. Ф. Орлова, конечно с одобрения императора и улаживанием всех бюрократических процедур.
На пути следования поезда были и промежуточные станции, на которых для комфорта пассажиров сооружались железнодорожные вокзалы. Одним из них стал вокзал в поселке Стрельна, где, кстати, располагалась резиденция особ императорской фамилии.
Стрельнинский вокзал был построен в 1856-1857 годах по проекту архитектора Н.Л. Бенуа. Основная часть здания двухэтажная, украшенная арочными окнами, другим элементом декора можно считать карниз разделяющий этажи. В основании лежит фундамент из известняка – Путиловской плиты. Стены возведены из кирпича покрытого теперь кое-где обвалившейся штукатуркой под кирпич.
Такой вид открывается со стороны платформы. Совсем по-иному это здание предстаёт с противоположной стороны. К центральной части примыкает чётырёхэтажная башня бельведер, глядя на этот северо-восточный фасад непросто догадаться каково назначение этого здания. Авторам акта историко-культурной экспертизы этого вокзала он напомнил:
«…романтическую итальянскую приморскую виллу с венецианскими окнами».
Башня завершается открытой галереей, украшенной белыми колоннами. Над ней располагается квадратный, с большими козырьками навес, защищающий обозревающих виды людей, от непогоды. Первый этаж башни служил арочным въездом, здесь же предусматривался пандус для карет.
Дополнительную асимметрию зданию придает небольшой выступ, расположенный с юго-восточного торца здания. Небольшой, но не по значению, здесь располагался кабинет начальника станции, здесь же находились императорские покои, из которых на платформу вёл отдельный выход, всё это использовалось и для других vip-персон.
По понятиям царского времени, это место считалось вокзалом второго класса. На первом этаже предусматривались не только служебные помещения, билетные кассы и зал ожидания, но и буфет с молельней. На втором этаже располагались квартиры сотрудников железной дороги.
В годы войны Стрельна была оккупирована, вокзал значительно пострадал, но после был восстановлен. Он и сейчас продолжает сохранять свои функции и радует не только красотой своей архитектуры, но и возможностью купить билеты и дождаться электрички.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#санкт-петербург #петербург #стрельна #железныедороги #вокзал #интересныеместа #интересные факты #эклектика #архитектурапетербурга #историясанкт-петербурга