Найти в Дзене
РОКЛЯ

БутлеГ.О.графия

Оглавление

Этот небольшой обзор ставит задачу обратить внимание подписчиков и читателей канала на некоторые бутлеги Егора Летова и #punk/#garage группы Гражданская оборона.

Стоит напомнить, что #бутлеги - это неофициально (иногда спонтанно) создаваемые и распространяемые записи репетиций, студийных сессий и концертов исполнителя, часть из которых, в случае обладания рядом качеств, затем им издается, получая при этом официальный статус.

Гражданская оборона, классический состав
Гражданская оборона, классический состав

#Гражданская оборона оставила нам в наследие впечатляющее количество официальных студийных и концертных записей и сборников. И, тем не менее, ценители вполне могут дополнить свои впечатления от творчества Егора Летова и музыкантов, творивших рядом с ним, благодаря обширной бутлегографии.

Большинство бутлегов #Егора Летова и Гражданской обороны - это записи концертов. Ничто другое, как живые выступления, не показывает исполнителя в естественном качестве. Поэтому, и большинство рассматриваемых в обзоре бутлегов также концертные.

Ранее обзор концертной одиссеи Егора Летова и Гражданской обороны был сделан в обзоре "Серая книга". В нем же упоминались и некоторые бутлеги.

Обзор разбит на три части по десятилетиям творческой активности исполнителя.

1980-е

Ранние годы (1985-1986)

обложка одного из изданий бутлега
обложка одного из изданий бутлега

Ранний материал Гражданской обороны претерпел множество изменений, и в окончательном виде официально издан и известен нам в виде двух первых альбомов группы под названиями "Поганая молодежь" и "Оптимизм".

Промежуточные варианты этих записей имеют хождение в виде бутлегов под такими названиями, как: "Ранние дела", "История омского панка", "Душевные песни", "Поносные звучания" и др.

Комментарий Егора Летова по этому вопросу ранее приводился в обзоре "Дебютник".

Игра в бисер перед свиньями (1986)

обложка первого издания записи
обложка первого издания записи

Также известен под названием "Красный альбом (акустика)".

Егор Летов: "Записано в период моего вынужденного одиночества в лаборатории омского политехнического института неким Евгением (тоже «Джеффом») Филатовым, местным поэтом, футуристом и фолк-рокером, который по собственной инициативе, несмотря на обещанные «неприятности» и попросту — пиздюли со стороны «органов», весьма отечески опекавших меня в это достопамятное время, предложил и оказал мне посильную и непосильную помощь.
Результатом нашего знакомства и сотрудничества явилась эта смешная (хоть и очень качественная) запись. Я играл на гитаре, басе и пел, а Джефф подстукивал на бонгах и подыгрывал на китайской до-мажорной губной гармошке. Кстати, именно он придумал фразу "Мы — лед под ногами майора"".

Существует несколько вариантов записи, как изданных, так и не изданных официально. Для интересующихся эти различия обобщены в таблице.

различия в содержании релизов
различия в содержании релизов

Подробнее о записях Егора Летова и Гражданской обороны периода 1985-1986 можно узнать здесь.

Гражданская оборона на I Новосибирском рок-фестивале (1987)

обложка альбома
обложка альбома

Дебютное выступление Гражданской обороны в электрическом звучании, сыгравшее в истории группы ключевую роль, было издано только в 2020 коллекционным тиражом на виниле, имея до этого хождение в виде неофициального бутлега.

Песни радости и счастья (1989)

обложка первого издания альбома
обложка первого издания альбома

Один из лучших примеров звучания классического состава Гражданской обороны в ее недолгий ленинградский период.

Егор Летов: "Эта запись возникла как курьез попытки живой записи цикла "Русское поле экспериментов", который к этому времени был готов примерно из 40 песен.
Мы базировались на точке Аукцыона, с очень хорошими барабанами, у них была 4-канальная студия, микрофон, Миша Раппопорт как звукооператор.
Вообще была идея записать всё это дело живьём. Как только случилось "время Ч" и вроде как началась живая запись, оказалось, что всё не звучит как надо, то есть что-то звучит слишком чисто, перегруз невозможен вообще, страшного аффекта не получается. Эффект, как от хорошей пультовой записи (только без звука толпы). Стали мучиться ужасно, напрягать инструменты и аппараты, микрофоны, всё получалась какая-то жалкая срань.
Тогда, так как начиналось вечернее время, промучившись целый день, так и ничего не добившись ИСКОМОГО и ЗАДУМАНННОГО, чтоб не напрасно пропадало студийное время, тут же сыграли живьем часть концертной программы того периода, разбавив её нескольких весёлыми хардкорами, накануне сочиненными на этой же точке во время репетиций: "Песня радости и счастья", "Похуй нахуй" и т.п.
Руководствуясь тогдашними критериями метража магнитоальбома (то есть примерно 30 минут), мы записали ровно столько, сколько было необходимо и разъехались по домам.
Позднее, месяца через три, чтобы заполнить определённую пустоту звука, мы снабдили ее стадионным шумом и назвали "Песни радости и счастья"".

Русское поле экспериментов (Акустика) (1988/1990)

-7

Еще один бутлег ленинградского периода, но более камерный - сольный и акустический. Также известен под уточняющим названием "Фирсовская запись".

Егор Летов: "Песенки, беспечно исполненные под электрогитару мной, изнемогающим от температуры и жестокого насморка, и проникновенно записанные Серегой Фирсовым у себя дома в декабре 1988-го на кассетник. Полученное самим Серегой названо "Русское поле эксперимента", и в таком бутлеговском виде имеет неудержимо-широкое самовольное хождение.
Летом 1990-го я наложил на запись ревер, частично порезал фон, вырезал щелчки между песнями и, сделав из нее этакую выборку, как бы "оффициализировал" в виде вот такого вот альбома".

1990-е

Мертвый сезон (1990)

-8

Запись с акустических выступлений Егора Летова в Иркутске в марте 1990.

Наталья Чумакова: "В марте 1990 года Егор играл несколько концертов в Иркутской области: Усолье-Сибирском, Ангарске и, собственно, Иркутске, где в один день состоялось аж два выступления подряд. Оба были записаны — пусть и не слишком качественно из-за отсутствия приличных микрофонов. Время от времени запись обрывалась или включалась не с начала песни.
Копию пленки организаторы отдали Егору, который, к сожалению, стер ее почти целиком — осталась лишь концовка второго концерта. Из этих записей он составил компиляцию, которую мы готовили к изданию еще при его жизни, но что-то тогда не сложилось и работу мы не закончили.
Сейчас выяснилось, что существует и полная запись этих двух концертов, в том числе с ответами на записки из зала. Ее пришлось взять из интернета, поэтому качество довольно плачевное, кроме того, по неизвестной причине порядок песен там не оригинальный".

Праздник кончился (1990)

обложка альбома
обложка альбома

Записан на еще одном сольном выступлении Егора Летова в Киеве в августе 1990, также известен под названием "Киевская акустика". Бутлег интересен спонтанностью своей записи, историчностью (недавно была распущена Гражданская оборона), фрагментами общения со зрителями.

Наталья Чумакова: "У этого релиза необычная судьба. Концерт состоялся спонтанно, когда Егор приехал в Киев навестить друзей. Записали его более-менее случайно, на кассетный магнитофон, и люди, которые это делали, не ожидали, что концерт будет таким длинным, поэтому вторую кассету взяли у кого-то из зала, старую и зажеванную.
Далее записи с этих кассет разошлись в разных направлениях, и одна из версий дошла до архива ГрОб-Records — с нее я и реставрировала концерт. К сожалению, кто-то постарался добавить туда разные эффекты, отчего сильно пострадала разборчивость звука. И все же по качеству эта запись была лучше, чем загадочные аудио, которые гуляют в сети.
Тут есть интересный момент: на нашей пленке запись прерывается посреди концерта — на треке "Красный смех" — и возобновляется только на "Дурачке". На записи из интернета, источник которой определить не удалось, есть и "Красный смех", и еще несколько треков, которые мы с трудом смогли довести хоть до какого-то ума. При этом на ней нет последнего трека — "Русского поля экспериментов", — который присутствует на нашей записи.
Как бы то ни было, чудесным образом удалось восстановить концерт целиком. Несмотря на хромающее качество, он очень интересен — пусть и потому, что здесь Егор долго и пространно отвечает на вопросы, да и сам произносит длинные монологи, что случалось и тогда нечасто, а позже не случалось вовсе. Мы решили оставить все как есть, даже если Егор забывал слова или просто не допевал песню. С одной стороны, этот концерт документирует черный и отчаянный период жизни, о котором Егор, может быть, и сам хотел бы забыть. С другой стороны — так было, а из песни слова не выкинешь".

Все идет по плану (1992)

обложка винилового издания
обложка винилового издания

С названием "Все идет по плану" существует путаница, в которой, для незнакомых с ее правильным решением, интересно разобраться.

Прежде всего, это название культовой песни, своего рода гимна группы и ее поклонников, которая была написана в 1987 и записана для одноименного альбома в январе 1988. В эти дни был записан цикл из трех альбомов (двумя другими стали "Так закалялась сталь" и "Боевой стимул").

В мае 1989 Егор Летов перезаписал часть этого материала, и составил из него сборник "Тошнота". Он же был использован при издании компанией BO’N’DA Records в 1992 первого официального издания Гражданской обороны на двойном виниле под названием "Все идет по плану". В выходных данных пластинки обозначено, что на ней представлен материал, записанный в январе 1988 года, однако часть треков была взята из сборника "Тошнота", но некоторые песни, присутствовавшие в оригинальных альбомах, на ней не представлены.

Альбом был издан на дисках-гигантах черного цвета, пластинки упакованы в разворотные конверты. Изначально к изданию также прилагался плакат. "Тошнота" же была впервые издана гораздо позже, только в 2001.

Егор Летов: ""Тошнота" — это странный альбом, то, что это самостоятельный альбом, вещь сама по себе, стало ясно по прошествии многих лет. Изначально были просто перепеты и переиграны песни цикла 1988 года, которые, как я считал и считаю, в оригинале получились скверно по причине спешки, в которой они создавались.
Тогда же, в середине 1989-го, я заново пересвел и перегруппировал «Все идет по плану», «Боевой стимул» и «Так закалялась сталь», заменив старые версии песен на новые, и через Фирсова запустил их в массовое распространение. Впоследствии все это вышло как «Все идет по плану» на двойном виниле".

Полигон (1997)

кассетная обложка бутлега
кассетная обложка бутлега

С возвращением в первой половине 1990-х Егора Летова и Гражданской обороны к активной деятельности изменились и содержание, и атмосфера их выступлений.

Концертные бутлеги того времени интересны сочетанием в трек-листах старого и нового материала, страстным исполнением некоторых песен (чего стоят, например, версии песен "Победа" и "Насекомые" с концертного альбома "Концерт в городе-герое Ленинграде", запечатлевший выступление Егора Летова от июня 1994!), общением с залом и его специфической риторикой (например, его же обращением "товарищи" к зрителям).

Все это можно найти на бутлеге "Полигон", запечатлевшим полное выступление Егора Летова от 24 мая 1997 в этом петербургском клубе. Существует и видео-версия этого концерта.

Обзор же студийной активности Гражданской обороны в первое десятилетие "второй эпохи" группы был сделан ранее в публикации "Красная эпоха".

2000-е

Лучшее (2002)

обложка сборника с автографом маэстро
обложка сборника с автографом маэстро

Этот удивительный сборник, ныне являющийся абсолютным раритетом, и вовсе поделен на две части. Первую половину трек-листа составляют избранные треки с сольного выступления Егора Летова в клубе "Полигон" от 23 марта 2002 (также, в него зачем-то добавлены два трека с уже упоминавшейся записи концерта в этом же клубе, но находившемся тогда по другому адресу, и состоявшегося пятью годами ранее). Вторую половину составляют треки с электрического концерта Гражданской обороны, прошедшего в этом же клубе 8 декабря 2001 (однако, есть предположения, что на самом деле это записи с концерта в этом же клубе от 18 марта 2000).

Ранее в обзоре "Охотник за автографами" уже отмечалось, что Сергей Летов считает этот сборник пиратским.

Выступление в клубе Рок-Сити (2004)

обложка бутлега
обложка бутлега

Запись этого концерта Гражданской Обороны в новосибирском клубе «Рок-Сити» от 17 мая 2004 является официальным бутлегом и пекрасным примером звучания группы в последние годы существования. Она была сделана отчасти стихийно, по просьбе поклонников группы, близких к организаторам, впоследствии была передана Егору Летову, ну а потом ее выпустили на CD, за исключением нескольких композиций, на которых присутствовали помехи и дефекты. И вот, в 2013 Наталья Чумакова отреставрировала фонограмму, в том числе и дефектные треки, и подготовила ее к изданию на виниле.

Наталья Чумакова: "Жалко, что "Луч солнца золотого" в запись не попал: у человека, что ее записывал, места на носителе не хватило.
Концерт как концерт, на самом деле. Для столиц обычно другая программа была. В Сибири реже играли, там понятно, чего люди больше всего хотят. Зато когда тут играешь, всегда есть ощущение, что для своих".

Последний концерт (2008)

И конечно, не будем забывать, что осталась, пусть и посредственного качества, съемка последнего концерта Гражданской обороны.

Бутлеги остаются важным источников изучения творчества рок-исполнителей, и особенно тех, которые стремились не подпадать под известные каноны и правила поведения.
К таким, безусловно, относятся Егор Летов и Гражданская оборона, феномен которых еще предстоит изучать.
Егор Летов
Егор Летов