Сегодня мы с вами отправимся на морскую прогулку по Севастопольской бухте с осмотром ее достопримечательностей. Это будет необычная прогулка. Не та, что обычно заказывают отдыхающие на каком-нибудь корыте от Графской пристани на один час. Мы пойдем на рейсовом катере, но тоже не по правилам.
Обычно как бывает? Пришел человек на Графскую пристань, взял билет на катер и поплыл в Инкерман не понятно зачем. А потом обратно... Мы же с вами рано утром, еще до жары уедем из Севастополя на электричке в Инкерман и с пользой проведем день в верховьях Севастопольской бухты. Сначала осмотрим византийскую крепость Каламита, которой в последствии владели феодориты, а затем сильно перестроили турки, спустимся вниз в заброшенный карьер по добыче инкерманского камня, искупаемся в озере, слазаем в инкерманские штольни, посетим пещерный Инкерманский монастырь и лишь потом задумаемся о дороге обратно. Это и будет наша морская прогулка от верховьев Севастопольской бухты до Графской пристани.
Но до моря от Инкерманского монастыря надо сперва дойти. Я шел очень быстро, в надежде успеть на последний катер. Именно поэтому ни в этот раз, ни в следующий, спустя год, мне так и не удалось толком осмотреть попадающиеся на сухопутном участке пути то тут то там различные достопримечательности. На это ушло бы еще пару часов. Поэтому фото мало. Важное примечание, с января 2022 года маршрут "Графская пристань - Инкерман" временно отменен и катера ходят только до Троицкой пристани.
Сегодня мы с вами осмотрим самые истоки Севастопольской бухты где еще не совсем понятно бухта ли это или уже река Черная. В 1773 году на первой карте Севастопольской (Ахтиарской) бухты штурмана Ивана Батурина собственно бухта заканчивалась на травесе Воловьей балки, по линии нынешнего восточного берега бухты Графской (Нефтяной). Впадающая в нее река Черная показана еле заметной ниточкой. Ныне после масштабных строительств ХХ века и дноуглубительных работ эстуарий реки Черной существенно расширился, стал судоходным до шоссейного моста и дополнился рукотворной Инкерманской бухтой на месте заболоченной поймы реки.
На карте Ивана Батурина 1773 года хорошо видны не только очертания Ахтиарской бухты с промерами глубин, но и отмечен город Инкерман с крепостью, пещеры Монастырской и Загайтанской скал, расположенные рядом церкви и мечеть. Для нас представляет интерес церковь Святой Софии к которой мы идем практически по древней дороге от Свято-Климентовского (Инкерманского) монастыря. Жирная линия на карте, почти соединяющая Инкерман с церковью Святой Софии это отмеченные Батуриным остатки дамбы древней дороги, пересекающей в этом месте плодородную пойму реки Черной. Дорога из крепости Каламита в порт Авлита была проложена во времена расцвета княжества Феодоро. Возможно, что она существовала и намного ранее. Властитель Феодоро Алексей I, княживший в 1411-1446 гг., в ответ на захват генуэзцами порта Чембало, лишивший княжество выхода к морю, недалеко от крепости Каламита построил новый порт - Авлита, чем намного сократил путь к морю, предложив более выгодный для купцов маршрут.
Вот только остается вопрос где же этот порт был расположен?
А.Л. Бертье-Делагард и Мартин Броневский локализуют торговые пристани феодоритов между устьем реки Черной и Килен-бухтой (в левой части фрагмента карты Ивана Батурина). По всей видимости они правы, но подтверждающих их догадки материальных артефактов до сих пор не найдено. Место предполагаемого древнего порта за последние 150 лет подверглось сильному антропогенному воздействию (железная дорога, ГРЭС, портовые сооружения) и там вряд ли что-то сохранилось.
Косьвенно о существовании порта в этом месте свидетельствует только древняя дорога. П.С.Паллас отмечал, что для переправы на правый берег реки Черной недалеко от Каламиты был построен мост с четырьмя арками, развалины которого сохранялись вплоть до начала XIX века. Бертье-Делагард добавляет описание дороги тем, что она проходила через долину реки Черной по каменной дамбе, через заполняемые во время паводков ложбины были переброшены деревянные мостки, а каменный мост пришел в негодность еще в конце XVIII века. И наконец визуальное подтверждение существования древней дороги в порт Авлита мы находим на гравюре к книге Д. Вебстера «Путешествие через Крым, Турцию и Египет в 1825-28 гг»
Источник: Княжество Феодоро
На гравюре мы видим неплохо сохранившуюся на тот момент крепость Каламита на Монастырской скале и Загайтанскую скалу на дальнем плане. Характерные выработки крымбальского известняка на западном склоне Монастырской скалы уже тогда имели место быть. Но главное это руины каменного средневекового моста через реку Черная в правой части гравюры.
Как мы видим, река Черная не впечатляла свой полноводностью даже в начале XIX века. Другое дело сейчас, после проведения дно углубительных работ, которые свели шанс нахождения порта феодоритов к нулю и окончательно уничтожили остатки моста.
По автомобильному мосту пешком пересекаем углубленное русло реки Черной.
На фото выше реку Черную пересекает ныне разобранный на металл железнодорожный мост ветки к Инкерманскому судоразделочному заводу, бывшему судостроительному НИИ им. Академика Крылова и так и не достроенному сухому доку (1930-50-х гг.).
С урочищем Шампаны связана масса легенд и печальных историй. Первоначально, с глубокой древности здесь добывали, в том числе и подземным способом, крымбальский известняк (самобытное название одной из разновидностей инкерманского камня) для строительства как античного и средневекового Херсонеса, так и Севастополя. Крымбальский камень, в отличии от других мшанковых известняков Крыма и известняков сарматского яруса из района того же Инкермана, обладает пониженной пористостью, минимальной гигроскопичностью, высокой плотностью, прочностью и морозостойкостью, что делает его пригодным для постройки не только зданий, но и гидротехнических сооружений. Этим он обязан не только своему органогенному происхождению с последующей перекристализацией, но и включением кварцевого гравия. Залежи крымбальского известняка идут небольшими по мощности пластами в толще сарматских известняков и именно поэтому их испокон веков добывали поземным способом, выбирая наиболее ценную породу и экономя на вскрышных работах. На период Крымской войны огромные штольни в Каменоломном овраге уже существовали. В дальнейшем в них разметили склад шампанских вин и арсенал Черноморского флота и Севастопольской крепости.
В период второй обороны Севастополя в семи штольнях по правому борту оврага от его устья располагалось хранилище флотских и армейских боеприпасов, следующие шесть штолен по какой-то причине не использовались или данные не сохранились. В 13 штольнях по левому борту оврага с декабря 1941 года по июль 1942 года располагались госпиталя и медсанбаты, Спецкомбинат № 2 по производству вооружения и боеприпасов, швейный и сапожные цеха, школа, различные мастерские и убежища. И лишь в последней 14-ой штольне весь период обороны хранилось шампанское.
30 июня 1942 года в 2 часа 30 минут семь штолен с боеприпасами были взорваны лейтенантом Саенко. Вся оконечность известнякового мыса между Каменоломным оврагом и долиной реки Черной вместе с уникальным городищем бронзового века Уч-Баш поднялась в воздух и осела вниз, погребая под собой сотни тонн неразорвавшихся боеприпасов. От взрывной волны внезапного взрыва и обломков породы погибло много советских солдат, находящихся поблизости, раненных из так и не эвакуированных госпиталей и гражданских, скрывающихся от бомбежек и артобстерлов в штольнях на противоположном борту Каменоломного оврага.
Саенко доложил, что в результате взрыва было уничтожено 300 фашистов и 10 танков, что и вошло в историю. О погибших в результате подрыва советских гражданах вспоминать было не принято. Более того, вплоть до развала СССР придумывали различные легенды, пытаясь обвинить в военном преступлении немцев, которые и сами были, по воспоминаниям Манштейна, шокированы варварством Советов, хоть и не пострадали от взрыва. Ныне в уцелевших штольнях находится действующий военный объект, использующий их по прежнему в качестве подземного хранилища. Про Шампаны я как-нибудь напишу отдельно.
Перед самой Крымской войной устье Каменоломного оврага пересек Инкерманский акведук Лазаревского водопровода, служившего для заполнения севастопольских доков пресной водой и снабжавшего ей корабли Черноморского флота. Вода по каналу из реки Черной проходила до Каменоломной балки, пересекала ее по акведуку и уходила в тоннель в глубине скалы, в которой был расположен средневековый пещерный монастырь Святой Софии. Во время Крымской войны водопровод был поврежден, надобность в нем отпала и он больше не восстанавливался.
Изначально Инкерманский акведук состоял из 10 арок общей длиной 60 метров и высотой около 7 метров. Акведук остался невредимым после взрыва, разрушившего штольни Каменоломного оврага, но после войны был разобран, более менее уцелели лишь три пролёта. Их остатки находятся на территории частных домовладений по правому борту балки и доступ к ним ограничен. В Каменоломном овраге сохранилось еще одно сооружение водовода - вход в тоннель, куда заходил канал Инкерманского акведука. Тоннель выполняет свои функции до сих пор по прямому назначению и там проходит труба обычного водопровода.
Еще одной коммуникацией пересекающей устье Каменоломного оврага является законченная постройкой в 1874 году Лозово-Севастопольская железнодорожная линия, соединившая Москву и Севастополь. Ее можно увидеть на фото ниже, но нас больше интересует пещерный монастырь Святой Софии. К нему мы и подойдем, несмотря на риск опоздать на катер.
На карте И. Батурина 1773 года в этом месте отмечен храм Святой Софии, предположительно, весь пещерный комплекс носил это имя. Традиционно считалось, что монастырь возник в период иконоборческого движения в VIII-IХ веках, однако современные исследователи относят его к XIII-XV вв. или даже к ХIV-ХV вв., не исключая, однако, строительство на этом месте скита в более раннее время. Вблизи этого монастыря имелись несколько отдельных небольших скитов: у станции Инкерман-1, в Георгиевской (Крымской) балке, в Троицкой и Мартыновой балках. Вполне возможно, что их основали монахи монастырей Святой Софии и Святого Климента. Место было благостное, как раз рядом с портом Авлита.
В 1886 году описание монастыря с его планом составил А.Л. Бертье-Делагард. Монастырский пещерный комплекс был вырублен в скале в два яруса, состоял из четырех храмов, а также келий и хозяйственных помещений в количестве 22 штук. К главному храму вели два прохода: главный и более поздний со стороны реки Черной, от него осталась часть лестницы, второй - от Каменоломного оврага, в виде длинного коридора. Из коридора был выход на верх скалы, не показанный на обмерном чертеже Бертье-Делагарда. На момент обмеров в помещениях монастыря еще жили люди.
Основной храм № 1 расположен на высоте семи метров во втором ярусе. Он был крестообразный в плане, с плоским потолком, в центре которого вырублен рельефный крест. Большая часть этого храма в месте с алтарем утрачена в результате обвала. После обвала рядом успели построить наземную церковь, отмеченную Батуриным в 1773 году (или все-таки он отметил пещерную?). Рядом с главным храмом была высечена церковь № 2 меньшего размера с двумя могилами в полу, а через нее можно пройти в церковь № 3 с пятью могилами в полу и фрагментами росписей на стенах. Т.е. все три пещерных храма были вырублены последовательно и соединены друг с другом. Храм № 4 наиболее ранний в комплексе, расположен в конце коридора ведущего из Каменоломного оврага и представляет собой классическую одноабсидную, почти полностью разрушенную церковь на момент обмеров с утраченной южной и западной стенами. Именно ее не идентифицировал Бертье-Делагард во время своего визита в монастырь и выполнения обмеров, хотя даже отметил круглое гнездо в полу для установки престола (?).
По своей планировке: туннель, вырубленный в скале, расположение храмов, обработка — данный монастырь стоит ближе всего к монастырю Святого Климента и, может быть, к Успенскому в первоначальном виде, и частично, к Шулдану. По внутренним пространственным объемам главный храм (высокие потолки) напоминает большую церковь Шулдана. Однако, по своим архитектурным особенностям крестообразная церковь Святой Софии не имеет аналогов в скальной архитектуре Крыма, хотя подобная планировка и известна в церквах Херсонеса. Храм (часовня) № 3, служивший местом погребения, является типичной для византийской церковной архитектуры, в частности для пещерных монастырей Каппадокии.
Среди архитектурных аналогий монастырю св. Софии встречаются в основном памятники XII–XV вв. Учитывая, что монастырь расположен на открытом месте и практически не защищен, а также значительные его объемы, для сооружения которых требовались немалые средства и влиятельные покровители, скорее всего его, вслед за Бертье-Делагардом, следует датировать XIV–XV вв., по крайней мере, основную часть, хотя не исключается и XIII в.
К моменту присоединения Крыма к России монастырь прекратил свое существование. Пещеры монастыря использовали под пороховой склад, а также для жилья строителей акведука и рабочих каменоломен. Во время Крымской войны бывший монастырь был занят отрядом французских егерей, откуда они вели обстрел русских позиций, находившихся на противоположном берегу реки Черной. После войны здесь опять жили люди.
В 1905 году к 50-летию первой обороны Севастополя пещерный храм Святой Софии восстановили как храм во имя иконы «Всех скорбящих радость» (архитектор А.М. Вейзен) сильно исказив его первоначальный облик. В ходе работ была восстановлена обвалившаяся алтарная часть и прилегающие к ней наружные стены, сооружен вход в храм со стороны железной дороги, расчищены и обновлены стены и потолок.
В 1930-е годы монастырь окончательно пришел в запустение, а в ходе Великой Отечественной войны все пристройки 1905 года года были разрушены. Сейчас он прибывает в жалком состоянии. Подойдем и мы с вами к его остаткам, чтобы осмотреть снаружи. Вход в пещеры монастыря закрыты решетками, вероятно, по причине соседства с военным объектом и возможности туда попасть по коридору монастыря. Иначе я не могу объяснить столь странную заботу.
Оставим в покое несчастный пещерный монастырь Святой Софии, практически не известный современным туристам и паломникам, и устремимся на причал Малый Инкерман, где уже скоро будет подан для нас катер.
Кто такой этот капитан Rafaat и чем он был знаменит я так и не узнал. На момент съемки судно постройки 1978 года, водоизмещением 6 тыс. тонн ходило под флагом Грузии и было приписано к порту Батуми. С тех пор оно поменяло название на "Eastarn Planet" и ходит под флагом каких-то малоизвестных островов.
На этом пока все. Продолжение следует.
Репортажи с прогулки по Южной бухте Севастополя:
Понравился репортаж? Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение. Спасибо.