Продолжая тему древних народностей, сегодня расскажу вам о массагетах. Я уже упоминала о них тут, но бегло и в двух словах. Настало время рассмотреть этот народ более детально.
Итак, античные авторы утверждали, что массагеты ираноязычный кочевой народ, обитавший на территории Скифии, а Геродот, напротив, считал массагетов скифским племенем. Данный народ сформировался в Азии восточнее Каспийского моря и очень подробно описан Геродотом.
О происхождении данного этнонима есть несколько версий. Но все они сводятся в основном к тому, что этноним массагеты расшифровывается как "питается рыбой" или "рыба едоков". Так же имеется версия о том, что этноним массагеты составной и образовывает из частей, что в расшифровке нам дает "большая сакская (скифская) орда" или "великие (большие) геты". Оба понятия точны, так как подтверждают и то, что массагеты питались рыбой, потому, что не занимались земледелием и многочисленность войска, о чем так же писал и Геродот:
"Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко"
"…Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем"
О месте расположения массагетов так же учеными ведуться многочисленные споры, так как многие исследователи, видя некое противоречие в сообщениях Геродота, в части массагетов владеющих значительной частью Закаспийской равнины и обитающих за Араксом, текущим на восток, предлагают версии его локализации. Так же существуют мнения, что в Геродотовой "Истории" упоминания о кавказском Араксе и мнения им же противоречащие и отождествляющие Геродотов Аракс с Оксом (современная Амударья). Существуют и другие версии, отождествляющие Геродотов Аракс с Волгой, другие же авторы, отождествляя его с Яксартом (современное название реки Сырдарья), размещают массагетов за ним или в его низовьях в дельте реки Сырдарьи где она вливается в Аральское море. Последней версии придерживались Алексей Левшин и Уильям Тарн, которые полагали, что массагеты господствовали от Каспийских степей до Карпат, что на востоке их ограничивало устье Яксарта, а севернее Каспия жившие там аорсы. Центром массагетского государства был город Чирик-Рабат (Казахстан) расположенный на юго-востоке Аральского моря. Город был основан древними сако-массагетскими племенами примерно в XIV веке до н. э. Жители города владели гончарным, кузнечным, литейным искусством. В городе была своя библиотека. Чирик-Рабат был торговым центром на пути древнего Великого шёлкового пути.В общем и целом, как я уже писала у Геродота было два источника, а именно он сам и купцы и торговцы, что наводит некую неразбериху в сведениях, которые он предоставлял и соответственно приводит к спорам ученых и историков, вводя неразбериху и путаницу.
Далее, поговорим о бытности массагетов. Как сообщает Геродот одежды и образ жизни массагетов походили на скифские. Как я уже писала массагеты не занимались земледелием, в их бытности было скотоводство и рыболовство. Также они изготавливали украшения, посуду и оружие из меди, но инкрустация на одежде и всем прочем была из золота, об этом мы узнаем у Геродота:
"Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготавливают из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии."
Как можно видеть из слов Геродота основной акцент он делает на оружие, восхваляя доблестных воинов даже в описании быта, но об этом чуть позже, а сейчас о традициях, не менее интересных. Массагеты брали в жены одну женщину, но жили, как писал Геродот "сообща", а именно:
"Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими женщинами сообща...
Так, когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине, то вешает свой колчан на ее кибитке и затем спокойно сообщается с этой женщиной..."
Я думаю все мы люди взрослые и дословный перевод фразы сообщается не нужен, да и цензура вероятнее всего не пропустит тут моих масштабных рассуждений на эту тему.
Так же Геродот описывает еще один обычай, не менее странный, но в те времена странности он не вызывал и звучит он так:
"Никакого предела для жизни человека они не устанавливают. Но если кто у них доживет до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть - для них величайшее блаженство. Скончавшегося же от какого-нибудь недуга они не поедают, но предают земле. При этом считается несчастьем, что покойника по его возрасту нельзя принести в жертву."
Специально ставлю цитату, чтоб потом не было вопросов откуда такая информация и как обычно все источники будут в описании. А я продолжу свой рассказ.
И последнее, что Геродот внес в свою "Историю" упоминание о том, что массагеты поклонялись богу солнце. Считали его самым быстрым богом и приносили в жертву ему лошадей, объясняя это тем что самому быстрому богу положено самое быстрое животное. На этом тему с обычаями и вероисповеданием можно закрывать, но не тему в целом.
У массагетов была могущественная армия, некоторые из ученых даже утверждают то, что именно массагеты вытеснили скифов, но прямых тому доказательств я не нашла. Сражались массагеты как на конях так и пешими, а в бою, как и у сарматов, женщины и мужчины были равны в своем воинском искусстве. Огромную роль в истории массагетов сыграла легенда о Томирис, которую я вам сейчас и поведаю.
Легенда о Томирис, мстительной царице
После смерти царя массагетов в VI веке до н.э., царицей становится его супруга Томирис - почитаемая и многоуважаемая женщина - воин. Под предлогом сватовства царь мидян Кир отправляет к ней своих послов, но Томирис была умна и сразу же поняла, что Киру нужна не она а царство массагетов и отказала ему. Узнав об отказе и о том, что хитрость не удалась царь Кир в гневе приказал идти войной на массагетов и начинать строить понтонный мосты для переправы войск. Эти мосты должны строить из судов, на которых должны будут стоять башни. Пока войска Кира были заняты этими работами, царица Томирис передает ему послание через глашатого такого содержания:
"Царь мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов. Оставь это, царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты, конечно, не захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать как угодно, но не сохранять мир. Если же ты страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, так как мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь допустить нас в свою землю, то поступи так же"
После прочтения послания Кир собирает совет из персидских вельмож, чтобы узнать как быть ему в данной ситуации. Совет практически единогласно голосует за то, чтобы войска Томирис перешли Аракс и вступили на земли Кира, но присутствовавший на совете лидиец Крез не одобрил это. Сыграв на тщеславии Кира и на том, что исход битвы не ясен он объясняет царю следующее. Если выиграют массагеты, то они не отступят назад и захватят все его царство если же выиграет Кир, то его успех не будет таким значимым, как если бы он разбил войска массагетов на их земле - ведь в этом случае он сможет сразу вторгнуться во владения Томирис, кроме того Киру будет постыдно подчиниться женщине и позволить ей вторгнуться в его владения. Далее Крез предлагает перейти реку, загнав массагетов как можно дальше вглубь владений, отступить обратно, оставив малочисленное войско, а вместе с ним и устроить в своем стане роскошное персидское угощение, так как массагеты совершенно не знакомы с персидской роскошью и только лишь узрев обилие яств сразу же набросятся на них, тем самым представив Киру возможность свершить великие воинские подвиги. Киру понравилась эта хитрость. Отвергнув мнения других вельмож он велит объявить Томирис о том, чтобы она отступила со своим воском, так как он будет переправляться в ее владения.
Перейдя Аракс и углубившись во владения массагетов на один день пути, Кир воспроизводит все то, что ему советовал Крез, а именно оставляет в своем стане самое слабое войско, накрывает столы с яствами и отступает обратно к Араксу. Как только это произошло, третья часть войска массагетов вторгается в стан персов и перебив всех садиться за шикарные столы пировать. Возглавлял это войско сын царицы Томирис - Спаргапис. Наевшись досыта и напившись вина массагеты улеглись спать и как только они уснули персы вернулись в лагерь и перебили огромную часть этого войска, а кого не убили взяли в плен, в том числе и Спаргаписа. Узнав об этом, Томирис отправляет Киру послание:
"Кровожадный Кир! Не кичись этим своим подвигом. Плодом виноградной лозы, которая и вас также лишает рассудка, когда вино бросается в голову и когда вы, персы, напившись, начинаете извергать потоки недостойных речей, - вот этим-то зельем ты коварно и одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. Так вот, послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли, после того как тебе нагло удалось погубить третью часть войска массагетов. Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен"
Кир проигнорировал послание Томирис, не обратив внимания на слова глашатая. А вот Спаргапис, протрезвев и поняв, что произошло, попросил освободить его руки и покончил с собой.
Томирис, узнав о том что Кир не внял ее совету, собрала все свое многочисленное войско и напала на персов. Эта битва со слов Геродота была самой жестокой среди варваров. Сначала врага закидывали друг друга стрелами издалека, а когда запас стрел иссяк бросились в рукопашную с кинжалами и копьями. Как я уже писала массагеты были превосходными войнами как в конном так и в пешем бою и в этой нелегкой войне одержали победу.
В этой битве пал и сам царь Кир. После сражения Томирис повелела найти тело Кира и отрубив голову царя, всунуть ему в рот винный мех, наполненный кровью персов. Сделав все это она молвила следующее:
"Ты все же погубил меня, хотя я осталась в живых и одолела тебя в битве, так как хитростью захватил моего сына. Поэтому-то вот теперь я, как и грозила тебе, напою тебя кровью"
На этом ее месть и закончилась, царь Кир был похоронен в Пасаргаде со всеми почестями, подобающими царю. Его усыпальница сохранялась на протяжении многих столетий.
В честь Томирис же был возведен город Томы, построенный ею на западном побережье Черного моря.
На этом я и закончу свою статью. Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите комментарии - вам не сложно, а мне приятно!)
Источники:
Большая российская энциклопедия
Геродот "История" Книга первая "Клио"
Страбон "География" XI
Советская историческая энциклопедия
Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам