Продолжение. Начало здесь:
Если парники редко брали в качестве музыкального сопровождения "Кармен", то танцоры буквально "купались" в музыке Бизе. Наверное, ни один сезон не обходился без ее использования. Открыли эту "вакханалию" Ирина Моисеева и Андрей Миненков.
Идея поставить им показательный танец на музыку "Кармен" принадлежала Елене Матвеевой, в прошлом балерине Большого театра, а в то время - хореографу группы Татьяны Тарасовой.
Лена всегда мечтала поставить Ире и Андрею "Кармен". Она "видела" их в испанском танце.
Танец получился восхитительный. Балетный. Элегантные, красивые спортсмены в финале замирали в той же позе, с которой начинали свой танец. И программа смотрелась как мистический эскиз, набросок к будущей жизни героев. Поскольку основным идейным вдохновителем программы являлась Елена Матвеева, то отголоски балета "Кармен" в ней чувствовались совершенно явственно. Не только в хореографии, но и в костюмах.
В своей книге "Красавица и чудовище", рассказывая об этой постановке, Тарасова не раз подчеркивала, что это результат совместного труда тренера и хореографа. Но есть подозрение, что ей хотелось обрести полную свободу (это актуально, особенно, когда дела касается испанской красавицы) и поставить свою личную "Кармен". Случай представился, когда в ее руках появился подходящий "материал". Наверное, не было в танцах на льду более страстной пары, чем Бестемьянова и Букин. Они были просто обречены на "Кармен". К постановке подталкивал и муж Татьяны Тарасовой Владимир Крайнев, гениальный пианист. За дело взялись после Олимпиады в Сараево, где получили серебряные медали. Вероятно, нужна была из ряда вон выходящая программа, чтобы перебить послевкусие олимпийского серебра. Слушали оперу, смотрели балет, пересматривали фильмы, разглядывали иллюстрации к новелле Мериме. Особым интересом пользовались гравюры Пикассо. Будучи испанцем по рождению, он точно должен был знать, как выглядела испанская цыганка.
Танец рождался в муках, но он состоялся. Стал победным на чемпионатах Европы и мира 1985 года, его приняли коллеги - специалисты. Он и сейчас очень хорошо смотрится: страстный и стремительный. Поскольку страсти в нем и так было через край, эскизы к костюмам Вячеслав Зайцев, часто работавший со спортсменами Тарасовой, сделал достаточно лаконичные. У Натальи - Кармен строгий черный купальник и только юбка подсвечена красными языками, перекликающимися с алым поясом партнера. У Андрея в программе особая роль, даже не роль, а роли: Хозе, Тореадор и Смерть. Поэтому костюм должен сделали нейтральным. Никаких золоченых болеро и узких брюк с лампасами. Единственное, что менялось в костюме - цвет рубашки. Иногда для выступления вместо белой выбиралась черная.
Следующая Кармен "на высшем уровне" появилась в 1998 году. Именно с этой программой ученики Натальи Линичук Анжелика Крылова и Олег Овсянников собирались бороться за олимпийское золото Нагано.
.
Они принадлежали к когорте вечно вторых. Наверное, поэтому решили зайти с "козырной карты", которой, конечно, является "Кармен". Определенная, понятная история, фактически всем известное либретто, каждую часть которого никому не надо объяснять, ну и, безусловно, гениальные мелодии Бизе. Но сомнения, как выяснилось были. У партнерши.
Я не хотела танцевать «Кармен». Мне казалось, что эта музыка будет слишком избитой, под нее катались десятки известных спортсменов и пар. Должно быть, публике она тоже приелась. Но тренер Наталья Линичук все-таки убедила в обратном: что нам удастся показать совершенно иную, нежели прежде, трактовку образа. Сделать программу в принципиально новом стиле. Мне кажется, получилось.
Программа, действительно, получилась. В ней собрали много интересных находок. Возможно, они были не слишком сложными по технике, но для зрителя выглядели весьма эффектно. Это и неожиданный прыжок партнера в начале программы, и его пробежка, когда он отчаянно бежит по льду, полностью подчиняя свой бег музыкальным акцентам, и наконец, момент в середине программы, когда рука партнерши как бы превращается в маятник метронома, отсчитывающий утекающие мгновения жизни.
Костюмы тоже удались. Кармен Крыловой - это все-таки, в первую очередь, непредсказуемая опасная цыганка, а не гламурная барышня. Неровная, как бы обугленная по краям красная юбка. Черные языки, разрезающие красный верх. Любовь или нелюбовь на грани самосожжения. Гармония в дисгармонии или гармония Кармен, одной ей ведомая, построенная на диссонансах.
Анжелика и Олег выложились по полной. Можно сказать, продали Кармен душу. И проиграли. Хотя их программа стала лучшим завершением определенного этапа. Но "Мемориал" - соперников Платова и Грищук - знаменовал начало новой эры в танцах. Так бывает, Кармен "обманула", оказалась, как ей и полагалось, непредсказуемой. Не смогла "вытащить" своих верных фанатов к золоту.
Скромность костюма партнера в "Кармен" стала практически правилом в спортивных танцах. Но из каждого правила есть исключения.
Таким исключением стали костюмы Татьяны Навки и Романа Костомарова. Татьяна Навка - гламурный вариант Кармен. Юбка правда тоже "рваненькая", но зато какая роза в золотистых волосах! И декоративный пояс, и каменья, украшающие глубокий вырез, слегка "приглушенный" сеткой. Но самое главное, не менее ярким оказался и партнер. Хотя на мой непросвещенный взгляд дизайнеры чуть переборщили с позолотой. Особенно с широкой полосой узорных лампасов на брюках. Это сделало Костомарова чуть тяжеловатым, хотя вполне соответствовало каноническому образу тореадора. Их программа была поставлена в другом, как ни странно жизнеутверждающем ключе. И закачивалась победительным маршем тореадора. Так что гламур был позволителен. Да и у Мериме Кармен многолика. Вот она в сопровождении двух цыганок приходит танцевать в богатый дом.
Моя цыганочка. На этот раз она была разукрашена, как икона, разряжена в пух и прах, вся в золоте и лентах. Платье с блестками, голубые туфли тоже с блестками, всюду цветы и шитье. В руках она держала бубен.
А такой ее видит Хозе на балконе дома англичанина.
Она же была одета роскошно: шаль на плечах, золотой гребень, вся в шелку; и ... как всегда, хохотала до упаду.
Если не гламурными, то во всяком случае очень красивыми были костюмы у пары Каппеллини - Ланотте. У Анны пышная красная юбка дополнялась кружевным верхом. Но Луку уже вернули на круги своя к рубашке и брюкам, тем более, что тема тореадора в их программе не звучала совсем..
Ее кожа, правда, безукоризненно гладкая, цветом близко напоминала медь. Глаза у нее были раскосые, но чудесно вырезанные; губы немного полные, но красиво очерченные, а за ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Ее волосы может быть, немного грубые были черные с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие.
Никого не напоминает? По-моему, это портрет Елены Ильиных! Во всяком случае здесь, особенно со стороны Елены, работы на сопротивление точно не было. По взрывному темпераменту, по некоторому безрассудству и отчаянной смелости в поступках, мне кажется, она к Кармен близка.
Музыку Бизе Елена Ильиных и Руслан Жиганшин взяли не для произвольной, а для короткой программы, в качестве пасодобля. Антракт к 4 действию и марш тореадора. Очевидно, Кармен благоволила к ним. Это был самый удачный сезон для пары. Сезон - взлет. Им удалось удачно выступить на нескольких этапах Гран - при, стать чемпионами России и утереть таким образом нос "соперникам - изменщикам".
Костюм для Елены придумывала подруга - дизайнер.
Я рада, что понравились наши костюмы. Эскиз моего платья нарисовала моя подруга, дизайнер, мне хотелось, чтобы это было броско, сексуально, я ведь танцую «Кармен». А костюм Руслана мы увидели на фотографиях у испанского хореографа Нахарро и позаимствовали идею. У Руслана два разных костюма, в Китае он выступал в черном. А у меня, как ни странно, только один!
Обратимся к Мериме.
На ней была очень короткая красная юбка, позволявшая видеть белые шелковые чулки довольно дырявые и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Она откинула мантилью, чтобы видны были плечи и большой букет акации, заткнутый за вырез сорочки.
Подруга - дизайнер почти в точности выполнила рекомендации автора. Разве что за исключением дырок на чулках. И правильно: такое следование оригиналу вряд ли оценили бы судьи. Могли еще и балл снять - за небрежность в костюме. С них станется.
Правда, юбка у Елены черная - не как у Мериме. Зато "с красным подбоем" и очень эффектная по крою. Но танцевать в такой юбке оказалось непросто. Елена с ней справилась не сразу.
Пока я не очень освоилась, хотя на всех тренировках уже довольно давно катаюсь в длинной юбке. Во-первых, она дает совершенно другие ощущения. Без юбки кататься проще – крутишь ручкой под музыку – и все. А юбку нужно захватить, приподнять, а она тяжелая, липнет к ногам.
Кроме этого, если бы я на тренировках каталась в трико, а юбку надела только на соревнования, это могло отвлечь Руслана. А так ему сразу понятно, что пасодобль – это не только я, но еще и юбка!
Наверное самые необычные костюмы выбрали для своей "Кармен" канадцы Тесса Виртью и Скотт Мойр.
"Total black look". В первом варианте кристаллы Сваровски, а во втором синие ленты на юбке Тессы лишь подчеркивают мрачность всепоглощающего черного. Даже роза на платье партнерши - черная. Все это далеко не случайно. Наверное, такова трактовка, концепция всей программы. Тесса, Скотт и их тренер Марина Зуева максимально приблизились к новелле Мериме. В новелле Мериме и рассказчик, и Хозе чувствуют в Кармен что-то инфернальное. "Ведьма", - утверждает рассказчик, "Дьявол!" - вторит ему Хозе. Но именно это колдовское начало, наверное, и влекло к себе, в общем - то, чистую душу бывшего капрала. И канадские фигуристы подчеркивают именно эту сторону натуры Кармен. Кармен Тессы не улыбчивая, лукавая цыганка, а какое - то средоточение большой силы и энергии, но, наверное, со знаком "минус". Не знаю, какой подтекст закладывали в программу фигуристы со своим тренером, но она "читается" и как рассказ о вечной борьбе темных и светлых сил. И на светлой стороне, как раз будущий "убивец" Хозе. Кармен сразу объявляет ему об опасности связи с ней: "Я доведу тебя до виселицы!" Но безоглядно влюбленный Хозе верит в свои силы. И проигрывает. Финал у "Черной Кармен" Тессы и Виртью совершенно потрясающий. Погибает не Кармен, гибнет, падает, рушится Хозе. Программа не похоже ни на одну виденную раньше. Притом, что канадцы берут "стандартную" нарезку фрагментов: арию Кармен, нежнейший антракт к 3 действию, и даже арию Хозе. Честь им и хвала, что они сумели показать какую-то новую сторону этой истории. Ну и конечно, не последнюю роль в этом сыграли необычные костюмы. Они с первого момента являются камертоном, по которому спортсмены настраивают зрителей на нужный им минорный, трагический лад.
Будем надеяться, что это не последняя интерпретация "Кармен". А значит, будут новые программы и новые костюмы.
Продолжение следует. На очереди мужчины - тореадоры.