На территории Красноармейского района находится четыре памятника участникам Гражданской войны, погибшим в борьбе за установление Советской власти на Южном Урале. Вполне возможно, что таких памятников на самом деле гораздо больше, учитывая происходящие кровопролитные бои в нашем регионе. Но другие захоронения на сегодняшний день не выявлены или выявленным погребениям нет документального подтверждения в принадлежности к событиям вековой давности.
В селе Нижнепетропавловское неподалеку от полуразрушенной церкви стоит невысокая тумба – пирамида, обнесенная загородкой из металлических прутьев, укрепленных в столбах из кирпича. Так отмечена братская могила, в которой захоронены Иван Иванович Ломов, питерский рабочий, красногвардеец, убитый в 1918 году колчаковцами и местный красный партизан Семен Иванович Кусков. Житель Нижнеперопавловки умер естественной смертью после окончания Гражданской войны и его прах был перенесен сюда 40 лет назад, после пожара, уничтожившего здание сельского Совета, возле которого он был первоначально захоронен. Памятник представляет собою выложенную камнем оцементированную пирамиду с фамилиями погребенных на небольшой вмурованной пластине, на штыре металлическая звезда. Вокруг памятника разбит цветник.
В годы Гражданской войны в Нижнепетропавловке располагался отряд белоказаков с командным составом численностью в 500 сабель. Им противостоял партизанский отряд Т.Г. Анчугова, насчитывавший в своих рядах 300 бойцов, дислоцировавшийся в соседнем селе Верхнетеченское. В состав отряда входили жители окрестных населенных пунктов. Отряд находился в полной боевой готовности. Анчуговцы занимались охраной дальних подступов к Шадринску со стороны Челябинска. Непрерывно велась конная и пешая разведка, день и ночь дежурили сторожевые посты. Военное командование Шадринска уделяло большое внимание укреплению Верхнетеченского гарнизона, так как с челябинского направления поступали тревожные вести. Петроградский отряд анархистов и отряд красногвардейцев из Смольного прибыл в Шадринск 6 июня 1918 года и приказом командования разделен на два самостоятельных подразделения. Один отряд питерцев был отправлен на усиление гарнизона в село Верхнетеченское под двухцветным знаменем – символом единства большевиков-красногвардейцев с анархистами и максималистами. В июне 1918 года партизанский отряд анчуговцев имел стычки с разведывательными группами белых. Была такая стычка и у села Нижнепетропавловское. В этом бою в руки колчаковцев попал в плен боец Петроградского отряда И.И. Ломов. После долгих пыток он был убит белоказаками. В 1919 году село было освобождено частями Красной Армии, и останки питерского рабочего жители села с почестями захоронили на площади у клуба, который располагался в кирпичном здании бывшей церковно-приходской школы.
В окрестностях бывшей деревни Актюбинка на юго-восточном берегу озера Актюба на небольшой пологой возвышенности, именуемой грива Корина, находится братская могила красноармейцев. О ее существовании известно со слов краеведа В.К. Егорова, который, в свою очередь, данную информацию получил в туристическом походе со школьниками в июне 1970 года со слов егеря охотничьего хозяйства «Актюба». На тот период времени от братской могилы не осталось следов. Могила была обнесена деревянной оградой и отмечена памятником с красной звездой. Письменные упоминания об утерянной братской могиле хранятся в архивных источниках В.К. Егорова в краеведческом музее села Миасского. Вполне возможно, что в ближайшем будущем местонахождение могилы будет выявлено благодаря археологическим раскопкам древнего некрополя на гриве Корина. У восточного основания возвышенности сохранились следы окопов, в которых полвека назад была найдена винтовка времен Гражданской войны.
Части Красной Армии в 1919 году в данной местности вели наступление на позиции колчаковцев по двум направлениям: одна колонна прорвала оборону противника между озерами Уелги и Айдыкуль, обходя озеро Актюба вдоль юго-восточного берега 26 июля устремившись через деревню Кошкуль на село Бродокалмак. Дорога на данные населенные пункты проходила именно возле гривы Корина. Следует пояснить, что озеро Айдыкуль и озеро Актюба раньше представляли один водоем, но по причине обмеления разделились на два озера и сегодня отдалены друг от друга узким болотистым перешейком. Вполне возможно, что колчаковцы предприняли очередную попытку остановить продвижение Красной Армии, блокировав у гривы Корина разветвление дороги на Кошкуль-Бродокалмак и Сугояк. Перед этим кровопролитные бои шли в окрестностях деревни Борисовка (три километра западнее гривы Корина), где также сохранились окопы времен Гражданской войны. С вершины гривы Корина местность в западном направлении просматривается на многие километры, видна деревня Борисовка и данная возвышенность представляла естественный оборонительный пункт. Тем удивительнее, что на холме не найдено стреляных гильз патронов, а окопы находятся у восточного основания возвышенности. С точки зрения стратегии оборонительных действий и выбора позиции это трудно объяснить.
Вторая колонна красноармейцев атаковала колчаковцев севернее озера Айдыкуль и озера Актюба. К исходу 28 июля обойдя сильно заболоченные северо-восточные берега данных озер, части Красной Армии появились в районе деревни Никитина, отстоящей от села Сугояк в одном километре севернее. Дорога на Сугояк с юго-восточной оконечности озера Актюба у гривы Корина проходила через деревню Актюбинка. По этой причине оборонительные позиции белых на данный период времени начинались у деревень Кошкуль и Актюбинка, затем вдоль берега реки Теча тянулись до села Нижнепетропавловки и села Верхнеключевское. Таким образом, окопы колчаковцев у гривы Корина возле озера Актюба обозначали собой крайнюю точку оборонительных позиций левого фланга данного участка фронта.
В близлежащем от гривы Корина (девять километров восточнее) селе Сугояк к концу июля 1919 года по утрам стали слышны орудийные и пулеметные выстрелы. Это наступала Красная Армия севернее озера Айдыкуль и озера Актюба. 31 июля в поскотине села произошла перестрелка между разъездом красных и группой конных колчаковцев. Был убит один белогвардеец. В ночь на 2 августа со стороны деревни Бакланово в небе появилось несколько осветительных ракет, и по дороге из Кирдов в полной тишине в Сугояк вошел батальон красноармейцев. За ним катились два орудия в конной упряжке. На следующий день в 8 часов утра на окраине села в местности под названием Курья произошел кратковременный бой между ротой колчаковцев и красноармейцами. Колчаковцы убили своих офицеров и сдались в плен. Белогвардейцами была предпринята попытка орудийного обстрела позиций Красной Армии, в селе вспыхнул пожар, и началась паника. В ходе острела погибла девочка. Орудия красноармейцев были выведены к гумнам на окраине села, наблюдатель с колокольни Сугоякской церкви передал точные координаты противника артиллеристам и ответным орудийным огнем огневые точки колчаковцев были уничтожены. За границей села до сих пор видны следы окопов. Здесь была найдена австрийская каска, которая хранится в школьном музее.
В селе Алабуга весной 1975 года был открыт памятник Василию Федоровичу Просвирнину – коммунисту, первому алабугскому милиционеру. В.Ф. Просвирнин родился в 1883 году в селе Алабуга. Трудился в сельском хозяйстве, был призван на службу в царскую армию. После службы остался в Петрограде, поступил работать на завод, где оказался в гуще революционных событий. Будучи уже семейным человеком решил вернуться на Урал. Бывший питерский рабочий первым в селе вступил в партию, являлся активным участником установления Советской власти в родном крае. Осенью 1921 года В.Ф. Просвирнин организует алабугских активистов в количестве восьми человек на ликвидацию белогвардейцев в соседней деревне Шаболтак. Операция прошла успешно, но сам милиционер был смертельно ранен главарем белогвардейской банды и на подводе привезен в Алабугу. Захоронен коммунист возле церкви. На его могиле был установлен памятник – невысокая мраморная плита с надписью: «Просвирнин Василий Федорович. 1883 – 1921 г.г. От благодарных земляков».
На площади села Бродокалмак стоит обелиск на братской могиле. Там захоронены останки бродокалмакских большевиков, членов местного Совета Семена Дмитриевича Свинина, Степана Петровича Свинина, Павла Яковлевича Пашнина и командира Красногвардейской дружины села, бывшего подпоручика царской армии Афанасия Петровича Манойлова. 8 июня 1918 года партийные работники были арестованы белогвардейцами и по пути конвоирования в Челябинск расстреляны в лесу. Трупы большевиков белоказаки забросали ветками. Только через год жители села нашли тела убитых в 9 км от Бродокалмака. 27 сентября 1919 года при огромном стечении народа, под хоровое пение похоронного марша, исполненное церковным хором под руководством регента Григория Ивановича Буткина, четыре гроба торжественно опустили в братскую могилу в центре села. Затем последовал прощальный салют перекрестного залпа из 50 винтовок. Остальные расстрелянные сторонники Советской власти были похоронены родными на общественном кладбище.
Сохранились данные о пленении Павла Яковлевича Пашнина, который в мае 1918 года поехал в Шадринск за оружием для сформированного в Бродокалмаке отряда красноармейцев. На обратном пути около деревни Осолодка белоказаки окружили его, и завязалась перестрелка. Один против десятка разъяренных конников П.Я. Пашнин не смог устоять. Отстреливаясь, он добежал до придорожных кустов и скрылся от преследования в лесу. Винтовки и патроны на повозке достались казакам. Раненый в ногу Павел Яковлевич глубокой ночью приполз к владельцу отруба, своему куму – Бархатову, в надежде отлежаться и залечить ногу, но тот выдал его казакам. Утром трое верховых забрали П.Я. Пашнина и увезли его в Бродокалмак. Следует отметить, что захватив Бродокалмак, белоказаки расстреляли весь Совет, за исключением трех человек, спасшихся от расправы и примкнувших к вышеупомянутому партизанскому отряду Анчугова в селе Верхнеключевское.
Памятник бродокалмакским большевикам сооружен в 1919 году. Имел форму тумбы с прикрепленной звездой. В 1967 году установлен новый бетонный обелиск прямоугольной формы высотой 6 метров с мемориальной доской, на которой высечены фамилии революционеров-большевиков, погибших во время бело-чешского мятежа от рук белоказаков в 1918 году.
Старожила села Миасского В.Н. Бобылев рассказывал мне, что примерно 30 лет назад на южной окраине райцентра вблизи не большого болотца под названием Трехберезки при производстве земляных работ были обнаружены скелетированные останки 17 человек. Владимир Николаевич со слов односельчан слышал версию о принадлежности останков пленным красноармейцам или белогвардейцам, расстрелянным в данном месте во времена Гражданской войны. Более подробной информацией старожил не владел и ничего подробного к сказанному добавить не смог. Вполне возможно, что в данном месте были расстреляны пленные белогвардейцы, взятые в плен во время освобождения станицы Миасской частями Красной Армии 3 августа 1919 года.