В Эскориале (монастырь и резиденция испанского короля) хранится интересная картина Иеронима Босха, по поводу которой искусствоведы вот уже более ста лет ломают копья. Споры вызывает авторство произведения. До конца XIX века однозначно считалось, что картину написал Босх, но потом появились сомнения, поскольку манера письма отличалась от зрелых работ этого художника, изображения казались грубоватыми на их фоне. Возникла версия, что «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» написаны в мастерской Босха его учениками или даже просто последователями.
Эту версию отвергают другие специалисты, которые утверждают, что картина написана самим Иеронимом Босхом, но является одной из его ранних работ.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
Как бы то ни было, лично для меня нет сомнений в авторстве великого голландца. Но оставим тему атрибуции. Чем же интересно само произведение? Эту картину еще называют столешницей, поскольку действительно она похожа на поверхность стола и вполне могла бы служить ею, ибо изображение нанесено на деревянную поверхность. Однако, в качестве столешницы картина никогда не использовалась (и слава богу, не хватало еще, чтобы за ней ели или работали. Велика честь!).
Разглядывать картину в вертикальном положении, меж тем, не очень удобно, поскольку в центре изображение делится на секции, которые располагаются по кругу. Так что получается, что некоторые секции оказываются верх ногами. Но ничего. Круги по углам и надписи ясно дают понять, как нужно смотреть картину — именно вертикально.
Уже само название произведения говорит о том, что оно имеет религиозный смысл и назидательный характер. Самый центр картины — четыре круга, напоминающие глаз, символизируют Всевидящее Око Божье, в зрачке которого отражается Иисус Христос. Недвусмысленная надпись «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит», расположенная во втором круге, выражает основную идею картины. В секторах художник изобразил в различных бытовых сценках семь смертных грехов. Понятно, что они имеют аллегорическое значение. Например, Похоть показана в виде двух влюбленных в шатре, которых развлекают шуты. Довольно странное понимание похоти, надо признать, но Босх так видел.
А что ждет людей, грешны они или нет, ясно из расположенных по углам картины тондо — смерть, Страшный суд, ад и рай. Тут же приведены и цитаты из Библии: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла», «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их».
#искусство #культура #картины
Читайте еще на моем канале:
Это юмор или отсутствие вкуса?
В Помпеях откопали древнюю закусочную: как же она выглядела, и что в ней ели?