Найти тему
В поисках смысла

А чего мы немцам такого сделали?

Александр Сосновский -политолог, популярный в России.Открытый источник.
Александр Сосновский -политолог, популярный в России.Открытый источник.

Такой неожиданный вопрос на одном из своих вечеров Владимир Соловьёв адресовал Александру Сосновскому. Тот хоть и киевлянин по рождению и еврей по крови, но немецкую душу препарирует с 90-ых годов. Соловьёв так и назвал его "доктор", вероятно, намекая на первую профессию.

И Александр Сосновский, изящно отбив эту " подачу" в своём ответе, неожиданно использовал термин "сублимация". Кто забыл, напомню, что это такой защитный механизм в нашей голове, который не позволяет нам окончательно превратиться в млекопитающих. К примеру, у кого-то периодически возникает сильный импульс "вмазать" ближнему, а он вместо этого идёт в спортзал. Или при виде красивой девушки у кого-то возникает желание овладеть ею, а он вместо этого пишет картины на эротическую тему.

Картина Сергея Шендеровского "Сублимация". Открытый источник.
Картина Сергея Шендеровского "Сублимация". Открытый источник.

Но как эту самую "сублимацию", придумку Зигмунда Фрейда, доктор Сосновский соотносит или, как ещё теперь выражаются, коррелирует с германо-российскими отношениями?

Оказывается, немцы в душе таят на нас обиду. Дескать, мы столько для русских сделали в своё время! И в плане промышленности, и в плане культуры, да и строительства армии. Припоминают нам Екатерину Великую. И куда ж без её сына Павла I, который был первейший немецкий подражатель и германофил. Несчастная Александра Фёдоровна, конечно, тоже не забыта.

Император Павел Петрович, наследник Екатерины Великой. Открытый истчоник.
Император Павел Петрович, наследник Екатерины Великой. Открытый истчоник.

Иными словами, немцы много сделали для возвышения России. А взамен? - Май 1945 года.

И всё это, по мнению доктора Сосновского, болит в немецкой душе. Видят они в этом великую несправедливость Космоса. Почему нам - безалаберным, расточительным и где-то с ленцой - все эти неисчислимые богатства недр? А им - дисциплинированным, трудолюбивым, умным - шиш с маслом и скромная территория обитания? А ведь так старались расшириться и раздвинуться!

Доктор Сосновский считает, что отношения России и Германии похожи на отношения в семье. Где одному брату - всё, а другому, более достойному, ничего.

Казалось бы, сравнение притянуто за уши. Что может быть общего между русским и немцем? Ведь даже пословица есть: что русскому- хорошо, то немцу -смерть.

Однако не все с этим согласны. В том числе и классик немецкой литературы Эрих Ремарк, чьи книги фашисты жгли на кострах.

В России книги писателя читают до сих пор. Открытый источник.
В России книги писателя читают до сих пор. Открытый источник.

Есть у Ремарка книга под названием "Приют грёз". Она малоизвестна, поскольку написана ещё неопытным пером совсем молодого автора. В романе нет ни слова про войну. Но зато много про тайны немецкой души. И вот что удивительно: они очень схожи с нашими.

Дебютный роман Ремарка был опубликован в 1920 году. Открытый источник.
Дебютный роман Ремарка был опубликован в 1920 году. Открытый источник.

Так главный герой "Приюта грёз" художник и композитор Фриц в рассказе о своём умершем друге Хермайере подчёркивает его полную непрактичность и мечтательность. На гонорар за свою драму, которую тот писал ночами, собирался поехать в Италию. И даже учил итальянский язык. Но до ошеломляющего успеха своего творения не дожил, умерев от застарелой болезни лёгких.

Не правда ли, очень напоминает судьбу российской творческой интеллигенции конца 19-го начала 20-го века?

И вот что устами своего героя Фрица писатель говорит об этом печальном жребии:

"Кто-то может сказать: один из множества дураков-немцев. Но для меня в этом заключено больше величия, чем в завоевании мира."

Про дураков-немцев - неожиданно!

Ведь Иванушка-дурачок - это из русских сказок. А Германия - это не только практичный, но и философский ум. Гегель, Кант, Шлегель, Шопенгауэр и так далее.

Эрих Ремарка на фронте Первой мировой войны. Открытый источник.
Эрих Ремарка на фронте Первой мировой войны. Открытый источник.

Дальше -больше. Фриц начинает рассуждать о своём народе.

"Пожалуй, ни один другой народ не испытывает такого восхищения перед чужестранным, такой тяги к другим мирам и тоски по дальним далям, как мы, немцы. Более того, эти чувства частенько заходят слишком далеко и оборачиваются обезьянничаньем..."

Сказано про немцев, а такое чувство, что про нас.

Тем не менее стоит сделать скидку на то, что эти строчки писались двадцатилетним парнем. Пусть и будущим классиком.

Дальше идут ещё более удивительные признания.

Когда я в Риме под сверкающим синевой куполом неба восхищался каррарским мрамором, на меня вдруг навалилась такая невыразимая тоска по летней ночи в Германии, такая ностальгия, что я тут же уехал домой и растрогался чуть ли не до слёз, вновь увидев первую берёзку".

Вот уж чего никогда не представишь, так это немца, со слезами на глазах обнимающего берёзку!

Это наш, исконно российский художественный образ!

Картина Николая Петровича Богданова-Бельского. Открытый источник.
Картина Николая Петровича Богданова-Бельского. Открытый источник.

А заканчивается эта лирическо-патриотическая глава следующим эпизодом:

"Фриц порывисто поднял бокал:

-Этот последний бокал я посвящаю Родине, Германии.

Звякнули бокалы. Элизабет воскликнула:

-За нашу дорогую любимую Родину!

Все осушили бокалы до дна".

И кто теперь возразит доктору Сосновскому, что русские и немцы не родственные души? Можно сказать братья...