Первый звонок Дварфу на неделе - поездка на коп в субботу в силе? Да, в силе. Дескать, у пана Инженера день рождения, поэтому пойдём на достаточно простой маршрут, проверим несколько разведанных поселух, а заодно и шашлыков пожарим.
Второй звонок напарнику в пятницу вечером, для окончательного уточнения расклада. Планы меняются, Инженер приболел. Едем вдвоём, на очень тяжелый даже по описанию ходовой маршрут-разведку.
Утро, стою у машины. Пью кофе и жду, пока Дварф соберётся. Попутно узнаю, что поскольку синоптики обещали какую-то совершенно невменяемую для августа жару, мы едем на маршрут сильно попроще.
Да... единственная более-менее постоянная величина - это то что мы куда-то едем. А маршрутные карты будут розданы после посадки пилотов в кабины.
.....
Странный лес.
Нет, то есть он безусловно красивый - в массе своей светлый такой березняк. Типаж леса для детских сказок, где какой-нибудь Финист Ясен Пень будет неспеша прогуливаться по опушке, и, улыбаясь в камеру, петь про "В лугах ромашковых, в березовых краях, мне светит солнцем ясным Родина моя".
Вот только я от таких за время выездов с Дварфом отвык. Лес молодой, деревьев старше лет 40-50 просто не наблюдается. Непроходимых завалов тоже. Даже оврагов, которые в изобилии оставил, отступая, ледник - и тех нет.
Гуглоснимки для поиска интересных точек в таких лесах бесполезны от слова "совсем". Скорее нужна карта местности с указанием высот, причем с минимальным шагом между изолиниями. Таковой нет.
.....
Выходим на шубертовскую дорогу. Угадываются остатки её обваловки, ну и находки соответствуют - конина, подковные гвозди, собственно подкова. Временами встречаются незакопанные ямки конкурентов, которые добрались сюда раньше нас. Не, не вариант. Место слишком простое и очевидное. Не интересно.
Уходим в сторону. Проламываемся сквозь подлесок, как два молодых лося. Форсируем пересохшее болото. Болото, кстати, тоже светлое. Красивое, с большим количеством сфагнума.
На противоположной стороне болота шикарный черничник. Таких я не видел, пожалуй, со времен своего пионерского детства.
Мы тогда с отцом ежегодно ездили на базу отдыха от завода, где он работал. Леса Брянской области, река Десна. Две смены по 14 дней, день заезда, день отъезда, два дня пересменки - итого почти месяц. Трехразовое питание, не хорошее, но и не плохое. Ближайший магазин в деревне, часа полтора пешком.
И, главное, ты никому не нужен. Купайся, собирай ягоды-грибы, рыбачь. Вечером в столовой включали телевизор, и, если год попадал на чемпионат Мира или Европы по футболу, то мужики кучковались там.
Хорошее было время.
На похоронах отца подошел его друг, который тоже туда постоянно ездил со своим сыном. Постояли, повспоминали прошлое. Нет уже той базы, говорит. Взял как-то с собой бутылку, попить-поесть, удочку, и поехал туда. Поймал отличную чехоньку, побродил по местам, где база когда-то стояла - нет её. От кирпичного здания столовой один фундамент. Деревянные домики разобраны. Всё, что могло быть вывезено и использовано в подсобном хозяйстве деревенскими жителями - давно вывезено.
Не так давно посмотрел по гуглоснимкам - уже и поляны, где домики стояли, вырисовываются с трудом. Лес забирает своё.
У нас возникает желание набрать черники на обратном пути.
Желание, понятное дело, утопическое - когда будем идти назад, ни о чем, кроме того, что в машине есть пара литров воды, думать уже не будем.
.....
Интересное место. Такая локальная возвышенность до метра, ну, может, до полутора. С одной стороны болото. С другой низинка. Края возвышенности с нескольких сторон четко очерчены, с одной спуск плавный. Грунт - чистейший песок. Березы, немногочисленные ели, вездесущая черника.
Лёжка какого-то зверя. Только ушел, еще мухи вьются, и остался характерный запах. Наверное, бесхвостая кошка, а точнее, кот. Кошка бы начала выяснять с нами отношения и орать, что это её территория. Кот же спокойно ушел, услышав нас - мы в лесу именно для таких случаев стараемся регулярно перекрикиваться, ну и так, в целом, ведем себя достаточно шумно. Элемент пассивной безопасности.
Должны были тут люди жить. Большой деревни точно не было, но однодворочка вполне могла стоять.
.....
Выхаживаем место.
Странно как-то. Культурного слоя в песке не наблюдается. Черметные сигналы, характерные для старых поселух, есть, но они как-то "размазаны", что ли, без явной области концентрации.
Очень сильно мешает высокая трава, и особенно черничник. Местами попадается
Сюда надо будет осенью приехать, и попробовать походить, когда трава уже поляжет. Сейчас, думаю, мы теряем почти все неочевидные и слабые сигналы. А они как раз могут оказаться самыми интересными.
Кованые гвозди. Микродробинка - гляди, а, несмотря на траву, зацепил этот сигнал. Нечастые водочные пробки. Частые пачки из-под сигарет - фольговые сигналы в лесу копаются обязательно. Очки, протерянные каким-то грибником.
И периодически попадающиеся лисички. Ну, тут без вариантов, их не собирать просто не могу.
.....
Примерно к обеду я понял, что не вывожу. Даже не потому, что устал, нет.
Жара, дикая духота. Отсутствие хоть какого-то ветерка. Ходить приходится в комбинезоне - комаров и слепней предостаточно. Парилка, в общем.
От пота промок до трусов в буквальном смысле. Выпито два литра воды, и хочется пить, пить, пить. Я всё понимаю, что, если буду постоянно воду хлестать, то потеть стану только сильнее, но не пить нельзя по медицинским показаниям.
Выключил временно прибор. Взял бутылку из-под воды. Дошел до примеченной ранее большой березы, очень удачно упавшей на черничник.
В детстве хватало энергии наклоняться за каждой ягодкой, и набрать ведро за день. Но то когда было?! Сейчас примостил задницу на бревно, пособирал ягоды, до которых дотянуться могу... сдвинулся на полметра. И так до конца бревна. Потом развернулся, свесил ноги на другую сторону, и прошел в обратном направлении. Ну, худо ли, бедно, но литр набрал.
.....
Дварф что-то восторженное кричит. Подхожу. Мда...
Монета. Вероятно, билон 300-й пробы. Что-то совсем-совсем средневеково-европейское, начиная от Польши, продолжая Германией, и заканчивая совсем уж фантастической версией с Англией. В наших краях гость ой какой нечастый. В Белоруссии видел, что поднимают подобные периодически. Но не у нас.
Мыть её, делать качественные фото, и на опознание - благо, есть к кому обратиться.
Монета, увы, одиночная. Тем не менее, такая находка мотивирует на то, чтобы оставить ягоды в покое, и снова взять прибор в руки.
......
И снова Дварф отличился.
С его вдумчивой монотонностью при проверке местности, логично, что именно он зацепился за точку, где стояло жилое строение.
Сразу видно наличие культурного слоя - вокруг песок-песок, а тут сначала черная земля, и только под ней песочек. Плюс концентрация железа на площади максимум 3 на 4 метра.
Покрутился вокруг, и выцепил рядом финно-угорскую уточку.
Уточка, правда, при ближайшем рассмотрении оказалась курочкой. Но ему не критично, ему её не на обед готовить.
Я же продолжал со своим везением копать фольгу от сигаретных пачек и водочные пробки.
.....
Спустя какое-то время даже двужильный Дварф признал, что уже и он не вывозит.
Собрались, дошли до машины, пообедали, решили ехать на какую-нибудь полевую точку, где попроще. По пути в местном магазине затарились водой, поскольку запасы закончились почти полностью.
Кстати, колхоз - или что оно там - в тех краях интересный. Нормальный асфальт. Несколько старых, но вполне ухоженных пятиэтажек. Частные дома нормальные. Магазинов несколько. Спортивная площадка. Детские площадки - даже развернули надувной батут. Видимо, руководитель правильный.
В итоге уехали километров на тридцать.
Поле с отвратительным глиняным сохраном, но точно скошенное и плохо видимое с дороги. На него можно заехать на машине до самого дальнего края. Раньше на нем попадалось серебро - и империя, и советы, и чешуя.
.....
По приезде на поле Дварф затребовал ключи от машины, и сообщил, что, хотя он и не Кац, но даже его двужильности есть пределы, и он предлагает сдаться. Ты, дескать, ходи и копай, а я посижу в копомобиле под кондиционером и отдохну.
Своё обещание, кстати, он не сдержал. Машину в итоге заглушил, вылез из неё и начал активно решать рабочие и домашние вопросы, отчаянно названивая нужным людям и строча гигабайты сообщений в мессенджерах.
Я же пошел копать. Ну как копать... земля местами слежалась до каменного состояния, и лопатой просто не берётся. В лучшем случае полштыка, в худшем дай бог миллиметров 50 сковыриваешь.
Сигналов в итоге много, но как минимум 80% просто не мог выкопать, потому бросал. Ну и мусора много, в основном вездесущий пенициллиниум, водочные пробки и прочий алюментий...:)
Так или иначе, за полтора часа поднял одну приятную пуговицу-гирьку с читаемым рисунком, одну затертую до полной неопределяемости чешую, пару конинок на XIX век и маленькую имперскую товарную пломбу. Обычные полевые находки, в общем, от которых благодаря Дварфу я как-то уже даже отвыкать начал.
....
Утро понедельника. Лисички зажарены и съедены, черники еще осталось немного.
А я сижу и думаю... на следующей неделе вроде холостой человек - супруга останется тут, в московской квартире, а мне с ребенком ехать в Обнинск.
Надо, наверное, по погоде смотреть. Если грозовой фронт всё-таки доползет, то в среду-четверг надо с детем после работы в лес выбраться по грибы. А не доползёт, так может по полям пройтись покопать. Наверняка там тоже уже скошенные есть, а у детя с весны свой прибор же. Вот пусть сам и ищет.
А то дома сидеть скучно как-то.