ZAPPAMANIA (Part One)
(Этим письмом, запечатанным в чужую автоХтонную самоХонную бутылку, авторское duo Эсквайра и мисс Покровски, Ph.D, продолжает, с помощью профессионального музыковеда и друга семьи, Юрия Б. aka канал showbiz, творческий экскурс вглубь словосочетания "ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК/МУЗЫКА" (она, моя - ж.р.). "It's a long way to the Ventures..." (c))
Если б ни страшнейшая болезнь, ОРЗ, и ни симпатичнейшие оппоненты в лице, мы б ЭТО ни написали. Бы.
А так - s'il vous plait, россияне...
После вступления коротенького наш постоянный ЧЛЕН-корр Пятница, он же ProgyFriday, и по совместительству "в миру" Сергей Беляев начинает путешествие на Остров Прог-архипелага, под названием ЗАППАМАНИЯ!
Вот так движется порою мысль: "прогрессивность в музыке-Стэн Кентон-Хиндемит и Стравинский-Заппа". Начали за упокой: ну кому в России в 2022-м нужны реформаторы музыки 20-го века? Что? Стравинский? Ученик Римского? Эмерсон и Ко играли Мусоргского? Заппа? Ну и что? У нас с мисс Покровски бульдога зовут Заппой. Иногда Фрэнком.
Но друг семьи Юрий успокоил: "Не надо громко играть! Не беспокойте больных и соседей! Прогресс в музыке? Давайте поуже! Прогрессивный Заппа!"
И хотя ни Дефо, ни Виллем, ни Крузо, ни Том, ни оба Алехандро, Робинзон и Эсквайр плюс леди Гага aka мисс Покровски, ТЕРПЕТЬ НЕ выносят Заппу, мы пишем о нем. Ибо это тот человек, кто РЕФОРМИРОВАЛ рок. Почти до неузнаваемости. Так его продвинул вперед, что стало ясно: "pro"="вперед", "gradi"="иду, двигаюсь". "Вот ведь какой ты, ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК! А МЫ ДУМАЛИ, это просто СЛОВО такое! Иностранное! Ну как икра..." (с)
"Нет, это не Заппа, друзья! Это Мусоргский. Модест."
"А как читатели aka пользователи поймут, когда Эсквайр говорит, когда Заппа?..
" - Все просто: бульдоги лают. Минчане говорят с акцентом. Мисс Покровски - по-английски..." (с)
Отлично!
АКТ ПЕРВЫЙ. ВСТУПЛЕНИЕ.
... Орнетт Коулмэн. Элис Колтрейн. Стив Райх. Майкл Кларк ("панк в современном танце"). "The Bad Plus", трио из Миннеаполиса с охватом от "АВВА" до "The Flaming Lips". В этом ряду КРУПНЫХ фигур искусства двух столетий и Фрэнк ЗАППА.
" - Ты не упомянул Бергмана и Кокто...
- Я много кого не упомянул.
Но Стравинский повлиял на всех". (С)
" - Большой знаток и любитель академического модернизма...
- Стоит помнить, что величайшим музыкальным авторитетом для него с ранней юности и до самой смерти оставался Эдгар ВАРЕЗ!
- Совершенно верно! Так вот, Заппа просто не имел ни малейшего шанса НЕ ПОДВЕРГНУТЬСЯ влиянию Стравинского!.." (с)
По его многочисленным записям - а наша компания, как вы понимаете, разбежалась по всем трем этажам СЛУШАТЬ! - это прекрасно слышно!
Заппа многократно ЦИТИРОВАЛ Стравинского, КРАЛ у Стравинского, и даже АДАПТИРОВАЛ ЛИБРЕТТО произведений Стравинского под свои "песни".
Причем, цитировал, крал и адаптировал произведения всех ТРЕХ основных этапов творчества композитора, а не ограничивался, как многие, только "русским" или неоклассицистическим периодом.
... Ну вот вернулись с этажей мои друзья. Что-то они нашли, интересно... что-то НАКОПАЛИ".
" - Ну вот. То, что я и ожидал: "Freak Out!", дебютник "Матерей", о котором особый разговор...
- Ибо! "Absolutely Free", с издевательским призывом жертвовать деньги. Пародию на "Louie Louie" мы только что слышали...
- Вся середина этого шедевра - сплошь Стравинский!
- Да. С не менее потрясающего "Guitar" симбиоз Стравинского и "Бабочки" мы тоже успели послушать. А это что у вас, друзья?
- Это "Zappa In New York". "Titties & Beer". Понятно без перевода. Слушаем!!!" (С)
... И мы принялись раскладывать принесенные с этажей винилы по кучкам: раннее, очень раннее, позднее, совсем-совсем позднее, ГЕНИАЛЬНОЕ.
" - Как наперсточники. Ибо в конце концов все переместится в последнюю стопу..." (с)
При этом договорившись:
МЫ НЕ рассказываем о том, что...
- Фрэнк Винсент ЗАППА родился в день рождения И.В.Сталина. Только год был 1940-й...
- Балтимор, Мэриленд - кузница ученых-физиков (отец был таковым), ударников барабанного труда (обожал до гитары сие занятие) и ниспровергателей (кем был по призванию)...
" - Друзья! Наш бульдог жует конверт "Freak Out!". Пора бы..." (с)
Именно так: каждый день у нас проблемы, если мерять гениальностью. Творческая группа меняет решение: ВАЖНОСТЬ. ДЛЯ ПОТОМКОВ.
И по этому критерию все гораздо легче...
" - Итак, год 1966. Потом Заппа уйдет, как ушли мы, от понятий "хорошо/плохо", будет популяризировать СТРАННОСТЬ ("freak" - весьма странный человек, и человек ли (?)), будет прыгать от джаза к классике, от сарказма к стёбу, от Стравинского к Стравинскому...
- В итоге СОЗДАСТ альтернативный рок.
(Пауза.)
- Друзья! Кирпичи в нас летят с досветовой скоростью. Успеем добежать до границы Добра и Зла..." (с)
Пока что на конверте написано: "Матери Изобретения". Было просто - "Матери". Лейблу не понравилось...
Двойной дебютник! Ощущение (ложное), что этот баснословный КРЕДИТ ДОВЕРИЯ от "Verve" основан на уже сформировавшемся КУЛЬТЕ.
" - Ан нет! Через пару лет - таки да. Но пока - таки нет. Никакого культа. Все наоборот..." (с)
Лейблы футболили и футболили Заппу за звук, предлагаемый им, понимая, что саунд не отзовется эхом падающих в кассу монет. (Это нам не "Money" с таки искомым ЗВОНЧИКОМ.)
Но! Мы накануне "Лета Любви"! Представление о ПОП-музыке уже расширено, как ноздри. Охота за, в том числе, ритм-энд-блюзовыми группами, играющими "неформат", идет.
Том УИЛСОН слышит живьем эту самую "TROUBLE..."! Загорается идеей протащить группу НАВЕРХ! ВЫБИВАЕТ разрешение на ДАБЛ!
" - Прослушав первые тэйпы, звонит боссам: "Ну не совсем БЕЛАЯ БЛЮЗОВАЯ группа... но ЧТО-ТО ВРОДЕ этого..."" (с)
Штамп "что-то вроде" потом будут ставить на ДРУГИХ: "что-то вроде ЗАППЫ или КАПИТАНА..."
Мы тоже пойдем поплачем. На ПЛЕЧЬЯХ друг у друга. Нам хорошо. МЫ ВТРОЕМ ПОЙМАЛИ ЗАППУ. ЕГО ВОЛНУ.
(To be continued.)
(C) 2022