Согласно канонической версии, #Иисус был распят вместе с двумя разбойниками - Дисмасом и Гестасом. Искренне раскаявшись и уверовав в божественность Иисуса, Дисмас получил от него обещание пребывать с ним в Раю. Став первым спасённым из людей, уверовавших во Христа, и третьим (после Илии и Еноха) из райских обитателей. Даже Адам, Ева и прочие ветхозаветные святые, оказались там уже после Воскресения.
В канонических Евангелиях имена и биографии распятых с Христом разбойников отсутствуют. Поэтому приходится опираться на апокрифы.
Дисмас был распят вместе с Христом и Гестасом, по правую руку от Сына Божия. Во время казни он, в отличие от Гестаса, покаялся в своих грехах и более того. Дисмас сказал "подельнику": "Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!"
Гангстеры упоминаются во всех четырёх канонических Евангелиях, однако наиболее полный рассказ о казнённых вместе с Христом приводится у Луки. В древнерусской же традиции встречается вариант имени Рах, которого нет ни в одном византийском литературном источнике. Откуда появилось имя - не понятно.
Дисмас почитается как пример истинного покаяния. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших.
В Европе широкое почитание его началось с конца XI века. Крест "благоразумного разбойника", якобы находился на о. Кипр, откуда он в XIV веке был перенесён в Болонью.
Имя Дисмас в почитании "налетчика" на Западе закрепилось, благодаря употреблению в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), весьма популярном в Позднем Средневековье в "определенных кругах".
#Кардинал Цезарь Бароний конце XVI в. писал о широком распространении почитания Дисмаса, во имя которого были освящены многие #алтари.
В XVI в. наметилась тенденция отказа от употребления имени Дисмас ввиду его апокрифического происхождения. Службы в честь Дисмаса в Римской #Церкви прекратились. Несмотря на это, имя Дисмас всё равно было распространено среди верующих христиан.
В нашей - Православной Церкви - несмотря на историческое почитание Дисмаса, он не канонизирован. Более того, среди серьезных богословов нет единого мнения и относительно его святости. Что, видимо, зря.
То есть, официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует. Однако Дисмаса поминают на каждой Православной службе в Великую Пятницу.
На Руси, он был весьма почитаем в Средние века, но к XIX веку его образ потерял свою актуальность.
В 2004 году #митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, в одной из колоний Донецкой области, освятил первый #православный #храм во имя Дисмаса.
В византийской традиции он представлен достаточно широко. Включая иконы, где изображён в Раю возле восседающей на троне Богоматери. В древнерусском искусстве получили распространение расширенные композиции, описывающие пребывание Дисмаса там же. Широкое распространение на Руси имела место быть традиция помещать образ "благоразумного разбойника" на севере иконостаса. Изображается он всегда с нимбом.
На заре христианства, когда ещё были актуальны античные понятия о красоте, его писали без бороды. С развитием же христианского мировоззрения, борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и #Дисмас стал изображаться уже с бородой. Почему - загадка.
К Дисмасу обращаются те, кто ИСКРЕННЕ раскаялся в своих преступлениях, а также те, кто молится за осужденных.
ТЕПЕРЬ ВАЖНОЕ: мы (и наши товарищи "по опасному бизнесу") уже несколько дней пишем "в пустоту". На "Яндекс Дзен" разрушена старая система подсчета прочитываний, а новая не работает (надеемся - "пока"). Огромная просьба: прокомментируйте, пожалуйста, выпуск (если Вы его получили). Хотя бы: "понравилось" - "не понравилось". Или поставьте "+".
И еще: не забывайте подписываться и ставить лайки. Привет всем нашим подписчикам из Апрелевки!!! Читайте: "Рай", "Апостол Иуда", "Всеми забытый святой" и "Пост". Храни Вас #Бог. Еще раз: не забывайте ставить лайки и подписываться.