Попалась в руки книжка о путешествии по центральной Австралии — «Коричневые люди и красные пески. Путешествие по дикой Австралии». Автор и соответственно сам путешественник — Чарльз П. Маунтфорд. Книга издана издательством Географгиз в 1958 году. А само путешествие было сделано в 1948 году.
Целью экспедиции было в общем-то собирать легенды австралийских аборигенов и уже после — этнография как таковая и в еще меньшей степени географические и натуралистические исследования. Во всяком случае, большую часть книги занимают пересказы именно этих мифов и легенд, хотя в аннотации к русскому изданию написано, что печатается с сокращениями и что сократили по большей части именно этот аспект.
Меня же больше заинтересовали фотографии сделанные автором в экспедиции. И описание жизни австралийских аборигенов, которые на тот момент вели совершенно первобытную жизнь - охота, собирательство. Из инструментов — дротики и палки-копалки. Из посуды - одно деревянное блюдо. Из одежды — ничего. Это даже неолитом назвать сложно, потому что из каменных орудий — только жернов.
Аборигены Центральной Австралии уже в общем-то знакомы с белым человеком и с некоторой цивлизацией. Но знакомство это не всегда приятное. Судя по описанию — чаще неприятное. Приводятся даже факты охоты на аборигенов.
Некое подобие цивилизации в центральной Австралии существует только рядом с железной дорогой: фермы и миссии. И тоже единицы на огромной территории.
Очень редкие аборигены приобщились к цивилизации. Этот парень помогает на скотоводческой ферме.
Центральная Австралия представляет собой ровную почти безводную пустыню. Иногда на многие километры усеянную камнями
И растения тут специфические
Все племена аборигенов считают своими предками каких-то животных. И все их легенды и обряды так же всегда связаны с животными или растениями.
Основные действующие лица в обряде Горного духа.
В экспедиции были набраны помошники из аборигенов.
Естественно экспедиция посещала несколько австралийских вершин. Во-первых их вообще в Австарлии немного, во-вторых все они овеяны множеством легенд и мифов местных жителей.
Аборигены часто пользуются системой оповещения друг друга с помощью сигнальных костров, а точнее дыма. Они конечно рассказывают, что имеют сложную систему сигналов, передавая чуть-ли не рассказы, но по факту - это просто столб дыма, видный за много километров.
Интересно, что бумеранги — этот стереотипный обязательный атрибут австралийских аборигенов — в преданиях встречаются, а в описании жизни людей автор их практически не упоминает - только дротики.
Как и практически во всех первобытных обществах, в Австралии существуют обряды инициации, когда мальчики становятся мужчинами.
Женщины в обрядах почти никогда не участвуют. Ну скажем так - женских обрядов гораздо меньше, чем мужских.
Растительность центральной Австралии довольно бедная, поэтому интерес вызывают почти все встречающиеся виды.
Аборигены не носят одежду. И соответственно, обувь тоже не носят. И ноги их превращаются в обувь сами по себе.
Наскальная живопись аборигенов является больше живописью, чем привычные нам наскальные рисунки в Казахстане, которые больше являются гравюрами, то есть выдалбливаются на скалах.
Здесь же рисунки рисуются красками. В основной красной охрой, которая для аборигенов является довольно дорогим и редким ингридиентом.
Картина, которую не часто можно наблюдать, — обнаженный коричневый человек рисует на стене пещеры мифических предков своего племени.
Рисунки всегда про охоту или про легенды. Здесь изображена охота на эму.
А внизу - уже какой-то другой сюжет, но забавная деталь в том, что художник, уже знакомый с белыми людьми, лошадями и верблюдами, рисовал всадника. Но при этом вся техника рисования у них шаблонная. И поэтому не зная, как правильно нарисовать лошадь, автор посадил человека на кенгуру, на рисование которого у него в голове был шаблон. Во-всяком случае, так объясняет автор книги. Я лично кенгуру тут тоже не очень вижу.
Еще одна гора на пути экспедиции
Самая большая проблема аборигенов, живущих в австралийской пустыне - вода. Ее надо искать, а водоемы, где она когда-то была, часто пересыхают. К тому же чистота воды в этих водоемах часто оставляет желать лучшего.
А собака, пьет прямо из лужи. Кстати собаки есть у всех аборигенов, хотя их завезли туда уже европейцы. С собаками люди и спят, и играют, почти никогда с ними не расстаются. Но при этом собак никогда не кормят и никак не используют в охоте - такая альтруистическая дружба.
Общественное устройство прайдов очень простое. Мужчины охотятся, женщины занимаются собирательством. Зачастую именно женщины кормят прйад большую часть времени, потому что первобытная охота - большая лоторея. Старики имеют непререкаемый авторитет. И еще шаманы - они всегда мужчины, но не всегда старики. Автор почему-то называет их "медицинскими людьми".
Кроме чисто утилититарных предметов - дротиков, блюд, палок-копалок, аборигены создают и религиозные предметы. И хранят их в каких-то пещерах, или таскают с собой и передают из поколения в поколение.
Куранита - это нечто вроде Силы во вселенной Звездных войн. Только если там Сила - одна, то тут бывают разные кураниты (здоровья, жизни, дождя и т.д), которыми пронизано все на свете, но где-то появляются скопления или источники.
И закончить этот обзор хочу интересным фактом, описанным в книге - австралийские аборигены того периода (середина XX века) не понимали связи между мужчиной и деторождением. Поэтому и как такового отцовства у них не было в принципе. Рождение детей связывали с куранитой жизни. А сожительство мужчин и женщин воспринимали как развлечение.
На этом все.