Найти тему

Скажем решительное НЕТ возрастным недугам!


Жизнь в старости, какова она? Распад, угасание, болезни, бледная немощь, потеря трудоспособности и т.п.? Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным окружающим людям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубинная работа над собой. Примером необычайной работоспособности могут быть люди весьма преклонных лет. После 70 лет успешно работали многие известные ученые – М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Эммануил Кант и др. А.Гумбольт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П.Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет (а всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет).

Но жизнь показывает иногда, что в пожилом возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение, как в семье, так и в государственном социальном учреждении.

Чтобы отодвинуть во времени наступление старческого маразма, болезнь Альцгеймера (даже если она наследственно предопределена) и других старческих недугов, связанных с психическими функциями, необходимо очень напряженно работать над собой в интеллектуальном плане (например, изучать языки, много читать, желательно специальной, сложной литературы), вообще узнавать что-то новое, а для кого-то достаточно разгадывания кроссвордов. Творческая деятельность также способствует поддержанию мозга в хорошем состоянии, ведь если вы создаете что-то своими руками, то задействуются на полную мощь все отделы мозга.

Не нужно бояться того, что клетки мозга медленно, но верно умирают с возрастом. Если пользоваться рекомендациями, изложенными выше, то можно сохранить мозг в рабочем состоянии на долгие годы. Дело в том, что интенсивная интеллектуальная и творческая деятельность способствует прорастанию отростков оставшихся сохранными нервных клеток в пустоты на место умерших клеток. Образуются новые синаптические связи. Для выживания оставшихся нейронов при формировании синапсов важную роль играет их стимуляция в виде активной интеллектуальной и творческой деятельности. В тех из них, которые подвергаются активной стимуляции, появляются новые синапсы, и они вступают во все более сложные системы коммуникаций в коре головного мозга. Нейроны, лишенные активной стимуляции, умирают.

Желаю удачи в столь нелегком труде!