Заселение юга Дальнего Востока российскими подданными стало одной из важных задач для страны в период конца XIX - начала XX века.
Это во многом объяснялось тем, что Азиатско-Тихоокеанский регион (включая Приамурье и Приморье) стал центром пересечения многих "игроков" на поле международной политики. Именно здесь одновременно пересеклись интересы таких государств, как: Британская империя, Франция, Германия, США, Япония, Российская империя, Португалия, Голландия и т.д.
В этих условиях наличие или отсутствие населения, вооружённых сил на подконтрольных территориях, их экономическая отсталость могло привести к печальным последствиям.
Важную роль в развитии Приамурья и Приморья сыграл государственный и коммерческий речной и морской флот, имевшийся на Дальнем Востоке.
Одной из крупных кампаний, обеспечивавших грузовые, почтовые и пассажирские перевозки по Амурскому бассейну, стало начавшее деятельность в навигацию 1894 года "Амурское общество пароходства и торговли" (реорганизовано из созданного в 1892 году "Товарищества Амурского пароходства").
Данное общество обладало множеством судов, однако основная нагрузка в навигацию легла на следующие пароходы: "Цесаревич" (500 сил), "Барон Корф" (500 сил), "Граф Путятин" (200 сил), "Адмирал Посьет" (200 сил), "Граф Игнатьев" (200 сил), "Адмирал Чихачёв" (200 сил), "Амур" (100 сил), " Николай" (50 сил) и "Скобелев II" (40 сил).
Что же представляли из себя данные суда?
Корпуса и машины пароходов "Цесаревич", "Барон Корф", "Граф Путятин", "Адмирал Посьет", "Граф Игнатьев", "Адмирал Чихачёв", "Амур" были изготовлены на бельгийских верфях завода "Общества Джон Кокерил" и доставлены на р. Амур в разобранном виде к концу лета 1893 года. На тот момент эти машины представляли собой последнее слово в науке и технике.
При этом, здесь, на р. Амур их сборка проходила в разных местах. Так, "Адмирал Чихачёв" (первоначально, - "Александр") собирался и к началу навигации 1894 года находился в г. Благовещенске, "Барон Корф" - в Пальво, "Амур" - в г. Хабаровске, а "Цесаревич", "Граф Путятин", "Адмирал Посьет", "Граф Игнатьев", - в Софийске (Софийском).
Пароход "Николай" собирался уже в 1894 году в г. Хабаровске, а "Скобелев II", - в Сретенске.
Рабочим и матросам, трудившимся на сборке судов и машин, приходилось трудиться в крайне суровых условиях. Заработанный ими хлеб нельзя назвать "лёгким". Основная часть их сборки производилась в ноябре и декабре 1893 года, когда в Приамурье и Приморье стояли сильные заморозки, господствовали холодные ветра и непогода, а световые дни были короткими. Но необходимо было поспеть к навигации!
Где же трудились эти пароходы?
"Цесаревич" и "Барон Корф " обеспечивали перевозки между г. Благовещенск - г. Хабаровск (сообщение - через каждые 10 дней).
"Граф Путятин", "Граф Игнатьев" и "Николай" трудились на маршруте: "г. Николаевс - г. Хабаровск - г. Благовещенск - Сретенск - Иман" (сообщение - через каждые 5 дней).
Шилкинская дистанция с маршрутом "г. Благовещенск - Сретенск" обеспечивалась пароходами "Адмирал Посьет", "Адмирал Чихачёв", "Амур" и "Скобелев II" (сообщение - через каждые 5 дней).
Пароходы, помимо груза и пассажиров на своём борту, вели за собой баржи.
В последующих публикациях мы расскажем о героической судьбе этих кораблей, внесших славную страницу в историю российского и советского флота.
При написании материала использованы источники фондов "Дальневосточной Государственной Научной библиотеки".
#история #флот #Россия #ДальнийВосток #Амур #реки #транспорт #родословная #генеалогия #природа