Найти тему
История нашего мира 2.0

Попались на примитивную уловку.

310 год до н.э.

Италия

Идет война Рима с Самнием и Этрурией.

Весть о том, что римляне перешли Циминийский хребет и теперь знают дорогу, по которой можно совершать грабительские набеги на богатые поля Этрурии и их соседей, всколыхнула не только всю Этрурию, но и ряд соседних народов.

Вопреки надеждам консула Квинта Фабия его поход не только не положил конец войне с этрусками, но разжег ее еще сильнее. А войско, которое собрали и прислали под Сутрий этруски с присоединившимися к ним умбрами, оказалось куда многочисленнее, чем то, которое разгромил Квинт Фабий несколько недель назад.

Когда этруски спустились с гор к Сутрию, они думали, что римляне тут же вступят с ними в битву, но не тут-то было. Римские воины, может, и рванули бы в сражение, но консул категорически запретил это. Единственно, что консул потребовал от своих воинов, чтобы они были постоянно находились при оружии и были готовы вступить в бой хоть днем, хоть ночью по первому же требованию.

Когда этруски и их союзники увидели, что римляне сражаться не хотят, то расположились недалеко от римского лагеря прямо в поле, намереваясь отдохнуть с дороги, будучи при оружии, а утром следующего дня штурмовать римский лагерь.

Незадолго до рассвета (около четвертой стражи по римскому военному счету времени) римские офицеры тихонько разбудили всех воинов и также тихо выстроили.

Обозным роздали мотыги, чтобы срывать вал и засыпать ров, окружавшие римский лагерь. У ворот, на выходе из лагеря были поставлены отборные когорты.

И перед самым рассветом по знаку, отданному консулом, римские воины, опрокинув подрытый частокол, вырвались в боевых порядках из своего лагеря и атаковали спящего противника.

Кто-то был убит во сне, кто-то полусонным, мало понимая, что происходит, кто-то, когда пытался схватить оружие. Большинство же бежали кто к лесу, кто к своему лагерю. Последнее было глупостью, так как римляне взяли лагерь этрусков штурмом сразу же после избиения их армии.

По приказу консула захваченное золото и серебро сдали ему для передачи в государственную казну, а все прочее имущество врага было отдано воинам.

Этот день стоил этрускам шестидесяти тысяч убитыми и пленными.

После этой битвы в Рим явились послы из Перузия, Кортоны и Арретия – главных городов Этрурии - и договорились с римлянами о мире на тридцать лет.

Надо отметить, что в обоих сражениях у Сутрия с консулом Фабием этруские командиры показали полное незнание военного дела. Наверное, возглавили армии, благодаря родственным или дружеским связям, как это практикуется среди чиновников и сегодня.

(Источник: Тит Ливий)