Джордано Бруно сожгли за занятие наукой и его открытия - это частый аргумент против средневековой инквизиции. Но на самом деле Джордано Бруно пострадал вовсе не за свои научные достижения.
Полемика вокруг проблемы взаимодействия инквизиции и научных деятелей в средневековье не утихает до сих пор. Одним из главных аргументов агрессии инквизиции является сожжение Джордано Бруно, за его научные взгляды. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
После возвращения Бруно в родную Италию его арестовали. Но вовсе не из-за научных взглядов. Десятилетиями он ездил из страны в страну. Страны в которых он жил были не католическими - В Германии и Швейцарии главенствовал протестантизм, в Англии - Англиканство. И все из-за личного характера.
Детство
Филиппо Бруно, именно так нарекли его родители при рождении, родился в небольшом городе Нола около Неаполя. После пострижения в монахи он получил церковное имя - Джордано. Родители были бедными. Отец - наемный солдат, а матушка из крестьянок.
Родители все же сумели отдать в школу в Неаполе в 10-11 лет (точно неизвестно). Мальчик показал неплохие знания, потому в 15 лет его приняли для продолжения обучения в доминиканском монастыре. Преподаватели отмечали дерзость ученика, постоянно вступающего в спор с учителем.
Однако за усердие в науках Бруно получил уважение наставников и в 1565 году он был пострижен в монахи, а после рукоположен в сан священника. В этом же времени выходит первая его рукопись, которая называлась “Ноев ковчег”. Ее, Бруно, посвятил папе римскому Пию V с рассуждениями о том, как распределены места для животных в ковчеге. Никакой ереси в ней не было, хотя до наших дней произведение не сохранилось.
Первая эмиграция
Проводя время в монастырской библиотеке за изучением книг, входящих в Индекс запрещенных книг, Бруно все чаще стал объектом расспросов от братьев-монахов. В избежании преследование он эмигрировал в Рим.
В Риме Бруно также не чувствовал себя в безопасности, поэтому после переехал в Швейцарию, а после и в Англию. Английское правительство встретило Бруно тепло - у него тоже были проблемы с католицизмом. В Лондоне Бруно выпускает знаменитый труд “О бесконечности Вселенной и мирах”, благодаря которому он стал популярен в научной среде. Проводя время в дискуссиях в стенах Оксфорда, он ссорится со всеми учеными. Почти всех коллег он не стесняясь называл недоумками.
Дальше Бруно проводит кочевую жизнь, по долгу нигде не задерживаясь. Причиной тому были его высказывания, настолько яркие, что сразу же привлекали внимание властей. В любом случае смелые речи Бруно превращались в доносы. Это и приводило к постоянной эмиграции.
Возвращение в Рим
Как отмечают биографы причиной возвращения на родину в 1591 году могло стать приглашение на обучения местного аристократа. Видимо Бруно рассказала весь свой взгляд на философию и религию, что привело к написанию доноса на него. В тот же день произошел арест.
В список обвинения в отношении Джордано Бруно входило как особая трактовка значение Троицы, так и сомнение относительно правильности политики католической церкви. Однако в обвинении нет упоминания ни об одном его научном труде. Более того семь лет происходила безуспешная попытка переубедить его. Все попытки оказались тщетны, Бруно был уверен и непоколебим, об этом свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года:
По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы.