Найти в Дзене

Что такое хаус? Музыкальная революция 1980-х в десяти культовых треках

Оглавление

Диско подарило электронной музыке клубную культуру, господство продюсера, который сидит в студии в окружении техники, и мастерство ди-джея, способного сотворить нечто небывалое из готовых записей. В Чикаго продолжением диско стал хаус. Минималистический ритм в четыре четверти с синтезаторными украшениями произвёл потрясающий культурный взрыв!

Настала эра тайных рэйвов на открытом воздухе, клубного безумия, кислотных цветов, вездесущих смайликов и очередного коллективного опыта выхода в иные миры под воздействием музыки.

Z Factor «Fantasy» (1984) / «On & On» (1984)

В 1983 году кто-то украл миксы чикагского ди-джея Джесси Сондерса, и он решил самостоятельно восстановить запись с помощью драм-машины и синтезатора. Так возник трек «Фантазия» — точка отсчета для всей эстетики хауса. Участники местной группы Z Factor пригласили Сондерса присоединиться к ним. В том же году продюсер издал похожую композицию «On & On», которая принесла своему создателю бешеный успех.

Оба трека вдохновили немало синтезаторных кудесников. Секрет популярности заключался в простоте и доступности: после прослушивания сбивок и синтезаторных переборов, дополненных вокалом королевы хауса Скримин Рейчел, многие коллеги Сондерса сочли, что могут сделать не хуже.

Jamie Principle «Your Love» (1984)

Переехав в Чикаго в конце 1970-х, ди-джей Фрэнки Наклз начал выступать в клубе The Warehouse — месте, которое дало название зарождающейся хаус-музыке. В 1982 году он познакомился с начинающим артистом по имени Джейми Принцип и спродюсировал несколько его треков, самый известный из которых — «Your Love», основанный на синтезаторном арпеджио, меланхоличных аккордах и глубокой басовой партии.

«Your Love» гремел в чикагских клубах с 1984 года, когда он ходил по рукам только на плёнке, задолго до официального выпуска.

Танцы в The Warehouse
Танцы в The Warehouse

Phuture «Acid Trax» (1985)

В начале 1980-х японская фирма «Роланд» выпустила дорогостоящий синтезатор TB-303, призванный имитировать бас-гитару. По звучанию он никого не устраивал, и фирма через полтора года свернула производство.

В 1985 году подержанный экземпляр купил чикагский диджей Натаниэл Джонс, известный по кличке DJ Pierre, состоявший в составе трио Phuture. Балуясь с серебристым ящиком с дюжиной ручек, он извлёк из недр прибора булькающие, визжащие и жужжащие звуки.

Танцоры в клубах чуть не сошли с ума от восторга! Другие ди-джеи скоро пронюхали, каким способом Пьер создавал этот писк: так появился эйсид-хаус, названный по ассоциации с гитарными запилами кислотного рока 1960-х.

Marshall Jefferson «Move Your Body» (1986)

Чикагский паренёк Маршалл Джефферсон всегда был фанатом рока, пока в 1983 году подружка не привела его в клуб, в котором на страшной громкости крутил пластинки безумный ди-джей Рон Харди. Атмосфера произвела на него такое впечатление, что он тут же купил синтезатор, драм-машины и магнитофон, чтобы ваять свои собственные миксы для дискотек, даже не умея толком пользоваться аппаратурой.

Рон Харди
Рон Харди

Маршалл Джефферсон заслужил прозвище «Крёстного отца хауса». В 1986 году он записал вещичку «Двигай телом», прозванную гимном хауса. «Move Your Body» с её фортепианными аккордами и скоростным темпом стала настоящим прорывом.

Fingers Inc. «Can You Feel It» (1986)

Классика раннего дип-хауса. Лидер группы Fingers Inc. Ларри Херд записал «Can You Feel It», используя синтезатор и драм-машину «Роланд»: «У меня были две кассетные деки — не было ни цифровых записывающих устройств, ни даже многодорожечных устройств. Я сделал один дубль, один проход на одной ленте, а затем перемотал её обратно и сыграл некоторые партии вручную, которые хотел добавить. Это и был весь процесс записи».

Трек вышел на пластинке «Another Side» (1988), признанной первым полновесным хаус-альбомом.

A Guy Called Gerald «Voodoo Ray» (1989)

Темнокожий мальчик Джеральд Симпсон ещё в детстве решил заняться музыкой. В его распоряжении была огромная папина коллекция отборного ямайского ска и регги. Именно он основал группу 808 State и после выхода из неё записал свое главное детище — один из первых британских эйсид-хаусных треков, классический «Луч вуду».

Трек переместился из легендарного клуба «Хасиенда» на 12-е место британского хит-парада на волне интереса к кислотным переливам. Простая линия баса, гипнотический вокал — настоящая классика танцевальной культуры 1980-х!

808 State «Pacific State» (1989)

Вроде бы просто коробка с разноцветными клавишами и ручками — а ведь японская драм-машина Roland TR-808 стала основой для всего эйсид-хауса! В честь неё и прозвалась троица манчестерских классиков: владелец музыкального магазина Мартин Прайс, музыкант Грэм Мэсси и фанат хип-хопа Джеральд Симпсон. Последний покинул 808 State и сотряс танцполы синглом «Voodoo Ray» (см. выше), а двое оставшихся принялись ковать роскошный эйсид-хаус.

Эйсид-хаус мог быть и элегантным, и изысканным. Обилие воздуха в звуковой картине, красивые аккорды, обволакивающая атмосфера, саксофон, пение птиц: добро пожаловать в кислотный влажно-тропический лес!

Primal Scream «Loaded» (1990)

До 1989 года шотландцы Primal Scream пытались пробиться с прямолинейным рок-н-роллом, но появление в Англии эйсид-хауса внезапно изменило ситуацию. Как-то на рэйве они повстречали ди-джея Эндрю Уизерола и передали ему копию своей песни «I'm Losing More Than I'll Ever Have», чтобы тот сделал на нее ремикс.

Primal Scream
Primal Scream

Ди-джей превратил просто хороший рок-трек в психоделическую симфонию из сэмплов, звуков фортепиано и духовой секции. Сингл имел грандиозный успех в клубах, достиг 16-го места в хит-параде, прозвучал всюду от Ибицы до Глазго и подготовил почву для выхода революционного альбома «Screamadelica», где рок, хаус, даб и психоделия сошлись в полном экстазе.

Deee-Lite «Groove Is In The Heart» (1990)

Весёлая хаус-песенка соединила в себе элементы диско, фанка и раннего хип-хопа. В составе нью-йоркского трио Deee-Lite сошлись такие странные персонажи, как американка Леди Мисс Кир, японец Това Тей и наш советский человек, Дмитрий Бриль из Киева. Плюс культовый фанк-басист Бутси Коллинс. Вместе они делали шутливый, полный эйфории и радости жизни хаус, будто заимствованной из музыки шестидесятников-хиппи.

Deee-Lite
Deee-Lite

Смачный хит ночных клубов «Грув в сердце» в 1990 году прогремел и на советских просторах, став одной из первых ласточек самой модой западной музыки после краха железного занавеса. Грува этой вещичке по-прежнему не занимать!

#музыка #история #хаус #культура #искусство