Найти в Дзене
Автостатейкин

Забытые автомобильные марки: Saturn (часть 3)

Первый год 21 века выдался для Saturn весьма насыщенным: изменения коснулись и S серии, и флагманской L серии. Также была добавлена ещё одна модель, вы уже увидели её на заставке. Но о ней подробнее расскажу ближе к концу этой части. Начну с обновок, касающихся S серии, на которую всегда был большой спрос: В начале 2001 года дебютировало рестайлинговое купе Saturn SC. Его внешний вид освежили в том же ключе, что и SL и SW годом ранее. Купе получило новый дизайн боковых выштамповок и бамперов, улучшенную оптику (правда, индикаторы поворотников передних фар оставили прозрачными), обновлённый интерьер, а также PCM и BCM. В то же время выходит спецверсия седана SL2, посвящённая 10-летию с момента выпуска первого автомобиля марки Saturn, выпускавшаяся только в 2001 году. Она так и называлась "10th Anniversary Edition". Оснащена она была максимально богато - электропакет, кожаный салон, спойлер на крышке багажника и т.д. Отличить эту версию от всех прочих можно было по логотипам с надписью
Оглавление
Saturn Vue
Saturn Vue

Первый год 21 века выдался для Saturn весьма насыщенным: изменения коснулись и S серии, и флагманской L серии. Также была добавлена ещё одна модель, вы уже увидели её на заставке. Но о ней подробнее расскажу ближе к концу этой части. Начну с обновок, касающихся S серии, на которую всегда был большой спрос:

В начале 2001 года дебютировало рестайлинговое купе Saturn SC. Его внешний вид освежили в том же ключе, что и SL и SW годом ранее. Купе получило новый дизайн боковых выштамповок и бамперов, улучшенную оптику (правда, индикаторы поворотников передних фар оставили прозрачными), обновлённый интерьер, а также PCM и BCM.

Saturn SC после рестайлинга 2001 года.
Saturn SC после рестайлинга 2001 года.
Saturn SC после рестайлинга 2001 года
Saturn SC после рестайлинга 2001 года

В то же время выходит спецверсия седана SL2, посвящённая 10-летию с момента выпуска первого автомобиля марки Saturn, выпускавшаяся только в 2001 году. Она так и называлась "10th Anniversary Edition". Оснащена она была максимально богато - электропакет, кожаный салон, спойлер на крышке багажника и т.д. Отличить эту версию от всех прочих можно было по логотипам с надписью "Saturn 10th Anniversary" на подголовниках передних сидений. Ещё в том же году Saturn включил в список опций для седанов S серии (SL2) боковые подушки безопасности, которые устанавливались штатно в юбилейной версии.

Но была и ещё одна спецверсия - самая редкая в истории S серии и компании Saturn. Эти было купе "Limited Edition", выпущенное в 2001 году тиражом 99 экземпляров.

Saturn SC2 Limited Edition
Saturn SC2 Limited Edition

Визуально отличить его от обычных купе серии SC можно по крыше с зеркалами, окрашенными в чёрный цвет. Сама машина красилась обязательно в ярко-желтый, поэтому эту версию неофициально также называют "Yellow edition". В салоне были уникальные чёрно-желтые сиденья с вышитыми в подголовниках эмблемами Saturn, также вставки дверных карт тоже были жёлтыми. Также с обратной стороны лючка бензобака была этикетка с принадлежностью к этой спецверсии.

Производство серии SW в 2001 году было прекращено, и не только из-за устаревания её убрали из модельного ряда раньше седанов и купе. От общих продаж S серии на универсалы даже в лучшие годы приходилось лишь около 10% спроса, хотя SW даже номинировался на звание лучшего компактного "вагона" в США в середине 90-х годов.

Saturn SW выпуска 2000-2001 годов
Saturn SW выпуска 2000-2001 годов

Теперь переходим к более современным машинам L серии. Список опций также расширился боковыми подушками безопасности для седана, в универсалах такой опции не было. Обозначение LS решили упразднить из-за притеснений компании Lexus, у которой уже была одноимённая модель. Поэтому LS, LS1 и LS2 получили с 2001 года названия L100, L200 и L300. А вот универсалы по-прежнему обозначались как LW, но получили цифровые приставки, аналогичные седанам в зависимости от версии: соответственно LW1 и LW2 получили новые обозначения LW200 и LW300.

Saturn L-серии в кузове седан
Saturn L-серии в кузове седан

Что же касается популярности, то L серия, в отличие от S-ки, звёзд с неба не хватала и была убыточной. За весь 2000 год было продано всего 98 тысяч автомобилей данной модели, при этом в компании рассчитывали продать гораздо больше машин L-серии - 300 тысяч. Несмотря на значительное преимущество перед любым из конкурентов в виде кузовов с наружными панелями из полимерных материалов, было и множество недостатков, начиная с плохой шумоизоляции и заканчивая неудачной конструкции втулок рычагов задней подвески, из-за которых сами рычаги изнашивались довольно быстро и балансировка задних колес нарушалась. Также частенько были и сбои в проводке, из-за которых позднее в Штатах организовали масштабную отзывную кампанию.

Главным же событием для Saturn в первом году 21 века стало появление кроссовера Vue (читается как "Вью"), который был разработан для того, чтобы привлечь новых покупателей:

Saturn Vue

Год начала продаж: 2001

Saturn Vue
Saturn Vue

Пятидверный пятиместный SUV длиной 4.6 метра, построенный на новейшей в то время платформе GM Theta, которая впервые была применена именно на нём. Можно сказать, что машина на момент появления была почти полностью оригинальна и не имела прямых аналогов в модельном ряду General Motors. Его предшественником в линейке General Motors был Chevrolet Tracker, который был лишь бейдж-инжиниринговой версией Suzuki Grand Vitara. Для Saturn же это не только первый SUV, но и первый автомобиль, получивший собственное имя, а не безликий "серийный" индекс. Разработкой кузова и интерьера компания Saturn занималась самостоятельно, и поэтому дизайн получился весьма самобытным и отсылающим к S-серии глухой перемычкой между фарами вместо решётки радиатора, а капот по стилю смахивал на "десяточный", потому что тоже был с краями, заходящими на передние крылья, а пороги и бампера не красили в цвет кузова . По традиции Saturn все наружные кузовные панели, за исключением капота, крыши и крышки багажника были выполнены из полимерных материалов. Собирали Vue там же, где и S-серию в родном для марки Спринг-Хилле, штат Теннесси.

Saturn Vue
Saturn Vue
Интерьер с традиционным для марки двуспицевым рулём, электростеклоподьемники были на центральной консоли.
Интерьер с традиционным для марки двуспицевым рулём, электростеклоподьемники были на центральной консоли.

Двигатели были заимствованы у Opel и изначально были аналогичны тем, что применяли на L-серии. "Младшим" был рядный 4-цилиндровый 2.2 литровый двигатель мощностью 143 л.с., по умолчанию стыковался он с 5-ступенчатой механикой фирмы Getrag, при этом с этим двигателем опционально был доступен и вариатор, который был разработан GM самостоятельно, а не куплен у японцев. Машины с этим двигателем выпускались с передним или полным приводом . Более мощным "сердцем" полноприводной версии стал легендарный V6 "54 градуса" мощностью 181 л.с., который впервые появился ещё на Saab 9000. Vue с V6 оснащались только 5-ступенчатым автоматом, однако также (но только в 2003 году) эта связка была доступна и на переднеприводных Vue.

Новый, 2002 год компания встречает с Vue, L-серией и S-серией. Для последней из перечисленных и этот год стал последним на конвейере. Выпускали тогда только седаны SL и купе SC, без каких-либо специальных изданий, хотя машины этого года можно отличить по обновлённой цветовой гамме, в числе неё был, к примеру, оранжевый. Серия S безоговорочно является самым долгоиграющим (12 лет на конвейере) и популярным (2.5 миллиона экземпляров) автомобилем бренда, а спустя несколько лет после "ухода на пенсию" она ещё заслуженно вошла в число самых надёжных американских машин 90-х годов.

Saturn SC
Saturn SC

Что касается L-серии, то она никак масштабно не обновилась, за исключением того, что перестали производить базовую версию L100, а боковые подушки безопасности стали штатным оснащением для седанов.

Также в модельном ряду Saturn в конце 2002 года появляется оооочень своеобразная легковушка , пришедшая на замену S-серии. Это был Saturn Ion, впервые представленный на международном Нью-Йоркском автосалоне несколькими месяцами раньше в том же году.

Saturn Ion

Год начала продаж: 2002

Saturn Ion
Saturn Ion
Saturn Ion
Saturn Ion

Преемник Saturn S-серии, выпускавшийся также на заводе в Спринг-Хилле. Выпускался изначально в виде четырехдверного седана, но спустя пару месяцев стартовало производство четырехдверного купе без средних стоек и с "суицидальными" задними дверями, получившее название Ion Quad Coupe.

Saturn Ion Quad Coupe
Saturn Ion Quad Coupe

Построен Saturn Ion на корпоративной переднеприводной платформе GM Delta, которая впервые применялась именно на этой модели. Большинство наружных кузовных панелей выполнено из полимерных материалов, как и на других моделях марки. Под капотом можно было увидеть только 4-цилиндровый 2.2 литровый двигатель, такой же, как у Vue. Трансмиссии также были заимствованы у кроссовера, это механика Getrag или 5-скоростной автомат для седана (который не нуждался в капремонте и его ресурс был приравнен к ресурсу всей машины), а на купе место автоматической трансмиссии занимал вариатор.

Салон Иона был выполнен очень нестандартно, сама машина снаружи на его фоне выглядела скучно. Первое, что бросается в глаза - приборная панель посередине и немного развернута в сторону водителя. Ещё привлекал внимание очень своеобразный двуспицевый руль, а также форма решёток воздуховодов. Вообще, с задачей вложить всю креативность в салон Saturn справился самым лучшим образом!

Интерьер Saturn Ion
Интерьер Saturn Ion

Всего у Ion было 3 уровня оснащения: базовым был Level 1, он был доступен только для седана. Из особенностей этой версии можно отметить диски на 14", ручные стеклоподъёмники, аудиоподготовку и единственную доступную трансмиссию - 5-ступенчатый manual.

Следующим был Level 2, и он же был базовым для купе. Он включал в себя кондиционер, CD-плеер и 15" штампованные диски с колпаками, а также в качестве опции автоматическую трансмиссию.

Более богатым уровнем оснащения был Level 3, в котором шли по умолчанию: 16" литые диски, комбинированное радио с слотом для диска и кассеты (как у Vue), улучшенные обшивки, электропакет. Дополнительно можно было заказать противотуманные фары, люк в крыше и спойлер на крышке багажника (неважно, для седана или купе).

Настал 2003 год, а вместе с ним и время рестайлинга L-серии, выпуск которой стартовал ещё в 1999-м. "Узкоглазые" передние фары поменяли на широкие и комбинированные, также переднюю часть стала украшать ячеистая решётка радиатора с хромированным кантом. Седаны и универсалы обзавелись новыми задними фонарями и хромированными накладками над задними местами под номерные знаки. При этом седанам ещё убрали вышедший из моды редфиниш с крышки багажника, и её место заняла накладка в цвет кузова. Не поленились обновить и интерьер, в котором деревянные вставки уступили место хромированным. Дизайн всех литых дисков был также обновлён, некоторые даже были заимствованы у соплатформенного Saab 9-5.

Saturn L-series 2003
Saturn L-series 2003
Saturn L-series 2003
Saturn L-series 2003
На рестайлинговых машинах Saturn L-серии также обновили и приборную панель.
На рестайлинговых машинах Saturn L-серии также обновили и приборную панель.

Тем не менее, спрос на L-серию продолжал угасать. Мне удалось найти любопытные данные о продажах всех моделей Saturn за 2003 год. Бесспорным бестселлером марки тогда стал Ion, который купили 117230 раз, при этом машин выпустили гораздо больше, чем продали, из-за чего производство модели пришлось приостановить на 3 недели. Vue был далеко позади (хотя позднее продажи этих моделей почти сравняются), так как смогли их продать всего 81924. Машин L-серии было продано меньше 70 тысяч, а если точнее - 64957. Правда это данные только по США, хотя марка была представлена и в Канаде.

В 2004 году GM полностью перевёл Saturn под свой контроль спустя 19 лет после основания и перешёл к непосредственному управлению компанией. С того момента компания лишается своего уникального имиджа "Автопроизводителя, не похожего на других" , а работники Saturn стали получать такую же зарплату, как и работники GM. Разработка новых моделей также осуществлялась специалистами корпорации.

Модельный ряд после этих событий пока не сильно изменился, однако первая подвижка к тому, чтобы продавать под брендом Saturn лишь бюджетных клонов других GM-овских марок уже произошла, но об этом в самом конце 3 части.

Самой старой модели в гамме, Saturn L, поменяли систему обозначений и сделали набор комплектаций, идентичный Ion. Обозначение LW было упразднено, и теперь все универсалы начали продавать как Saturn L300 station wagon. Седаны же также стали носить обозначение L300 sedan, а комплектаций было 3: L300.1, L300.2 и L300.3 для седанов и универсалов.

Однако серии оставалось жить всего ничего, к примеру уже в феврале 2004 свернули выпуск универсалов, последний же седан сошёл с конвейера в Дэлавере 17 июня того же года, тем самым недолгая и неудачливая история L-серии подошла к концу. За 5 лет с конвейера сошло 406 тысяч экземпляров этой модели, из них больше 300 тысяч попало под самую масштабную в истории Saturn отзывную кампанию , произошло это в связи с быстро выходившими из строя стоп-сигналами задних фонарей. Изначально модель не приглянулась покупателям из-за неудачной внешности и плохого качества сборки. Позднее те, кто всё же решился приобрести машину серии L, страдали от мелких и частых поломок электронной начинки. Ниша этой модели пустовала ещё 2 года

Спецсерии Saturn вновь возрождаются. К примеру, оставшиеся в производстве Vue и Ion получают спортпакеты "Red Line". Кстати машины в этом пакете, несмотря на название, красили не только в красный, что выглядит довольно странно.

Под капотом Ion Red Line, выпускавшегося только в качестве купе, находился 2-литровый Ecotec серии LK9 с турбокомпрессором и интеркулером. Двигателю также доработали и множество других компонентов, в результате чего появилась серия спортивных моторов LSJ. Мощность его составляла внушительные 205 л.с., а стыковался он с 5-ступенчатой механической КПП, взятой непосредственно у Saab 9-5. Помимо этого, заряженный Ion получил множество визуальных отличий от собратьев, это заниженная на 10 мм подвеска, спортивные бампера, выхлоп, литые диски и спортивный 4-спицевый руль (чуть позднее, также с 2004 года, стал применяться на всех купе). Также опционально был доступен пакет Competition Package, делавший машину ещё спортивнее. Он включал в себя двухцветные колёсные диски, дифференциал повышенного трения, а также на руле был датчик наддува. Ещё появился датчик передачи, показывающий, какая именно скорость была включена по ходу движения.

Saturn Ion Red Line Competition Package
Saturn Ion Red Line Competition Package
Saturn Ion Red Line Competition Package
Saturn Ion Red Line Competition Package
Интерьер Saturn Red Line Competition Package
Интерьер Saturn Red Line Competition Package

Что касается Vue, то он обзавёлся новым V6 J35S1 мощностью 250 л.с. по лицензии Honda, сочетавшимся с 5-скоростной автоматической трансмиссией, поскольку производство старых V6 было остановлено вместе с прекращением производства L-серии. Серия Vue Red Line в техническом плане принципиально не отличалась от обычного Vue с таким двигателем, но всё же были внесены незначительные изменения в конструкцию: занижение подвески на 10 см, оригинальный "спортивный" усилитель руля, 18" литые диски (самые большие в модельном ряду), выхлоп с хромированной трубой. Внешне, как и у Ion Red Line, Vue выделялся новыми, спортивными бамперами и накладками на пороги. В салоне во всех машинах серии Red Line была более качественная аудиосистема и спортивное рулевое колесо, только у Vue оно было трехспицевым.

Saturn Vue Red Line
Saturn Vue Red Line
Интерьер Saturn Vue Red Line
Интерьер Saturn Vue Red Line

Напоследок, я поведую и о первой бейдж-инжиниринговой модели Saturn, выпуск которой стартовал в июне 2004 года. Это был минивэн Relaу:

Saturn Relay

Год начала продаж: 2004

Saturn Relay
Saturn Relay

Выпуск третьего поколения минивэнов GM на платформе U-body стартовал 20 июня 2004 года на заводе в городе Доравилл, штат Джорджия. Раньше минивэны на этой платформе продавались в США под брендами Oldsmobile, Chevrolet и Pontiac. Однако с приходом нового поколения изменился состав марок и моделей. На смену Chevrolet Venture пришёл Chevrolet Uplander, на замену Pontiac Montana пришёл Pontiac Montana SV6. Oldsmobile уже доживал свои последние месяцы, поэтому роль флагмана в линейке занял Buick Terraza. А Saturn был самым бюджетным брендом корпорации GM, поэтому под ним решили делать упрощённую версию Uplander. Ей и стал Relay, самый первый в истории бренда 7-местный авто. Под капотом находился единственный для этой модели мотор - 3.5 литровый V6 мощностью 200 л.с. , с ним в сочетании с 4-ступенчатым автоматом минивэн разгонялся до 100 км/ч за 9 секунд.

Saturn Relay
Saturn Relay

Визуально модель отличалась от Uplander неокрашенным в цвет кузова обвесом, бамперами и логотипами.

На этом 3-я и самая длинная часть подходит к концу, всем спасибо за просмотр😊. Ставьте лайки и комментируйте, если есть желание.

#saturn

#сатурн

#редкиемашины

#saturn vue