Каково это — путешествовать по современной России на исторической армейской технике? Рассказываю на собственном опыте.
Если кто пропустил, приключения первого дня описаны здесь:
А второго — здесь:
День 3. Орёл — Курск (170 км)
«Чёрное золото» — так в автоспорте называют шины. Что битва с секундами на треке, что сражение с природой на бездорожье — везде выбор покрышек играет решающую роль. И для колёсной бронетехники резина важна не меньше.
Когда я пересел на второй БТР-80 нашей колонны, механик-водитель Олег чуть ли не сразу спросил: «И как вчера ехалось на 126-й?» Казалось бы, с виду никакой разницы — обе машины обуты в типичную советскую вездеходную «ёлочку». Но если приглядеться, шины и правда чуть отличаются даже протектором. А ещё сильнее — конструкцией.
Родные для бронетранспортёра КИ-80Н мягче КИ-126, и это действительно чувствуется на ходу: зелёный БТР идёт плавнее убаюкивающего камуфлированного — самый грубый рельеф вдруг расправляется, как ткань под утюгом. И дело не только в комфорте: по проходимости тоже разница есть. Ведь при наличии на борту системы регулирования давления в колёсах крайне важно, чтобы при стравливании воздуха покрышка не оставалась дубовой, а расплющивалась, увеличивая пятно контакта.
И вообще я снова убедился: двух одинаковых военных машин не бывает даже среди техники одной серии. У каждой свой характер, свои нюансы, своя история. К примеру, на вчерашнем пятнистом БТРе хуже втыкались передачи, зато на сегодняшнем шумнее работали редукторы, особенно на поворотах. А всё потому, что зелёный бронетранспортёр, помимо прочего, выполняет ещё и функцию подвижной лаборатории. Но обо всём по порядку.
Попавший в руки специалистам НПП «Солитон» и общества «Боевое братство» БТР-80 выпуска 1993 года раньше возил бойцов пензенского ОМОНа в «горячих точках». Машину списали с полностью выработанным ресурсом, однако по факту агрегаты и начинка сохранились неплохо. Олег рассказал, что машину купили в феврале и чуть ли не сразу, после минимальной профилактики, бронетранспортёр выехал на «Лыжню России» в целях патриотического воспитания молодежи.
Но поскольку «Солитон» занимается также сборкой вездеходов, то БТР стал ещё и мобильным стендом для проверки различных решений и ГСМ. Как поведёт себя та или иная смазка на жаре? А на дальнем марше? Бронепробег — отличный способ это проверить.
Иными словами, работы впереди у зелёного БТР-80 и его новых владельцев хоть отбавляй. И пусть пока машина выглядит несколько потрёпанной, зато внутри у неё полный комплект оборудования — от радиостанции и дозиметра до шлангов подвода чистого воздуха к противогазам. И даже в башне уже стоят вполне натуральные макеты вооружения — спарки крупнокалиберного 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.
Что касается ситуации на маршруте, то всё прошло в штатном режиме — серьёзных поломок не было, даже «Катюша», наконец, ожила, когда ребята чуть ли не всю навеску мотора перебрали в походных условиях. Оно того стоило — если в Орле из-за коронавирусных ограничений Военно-техническому обществу не разрешили провести мероприятие, то в Курске ровно наоборот: на мемориале «Курская дуга» собралось немало людей возложить цветы на могилу неизвестного солдата и поприветствовать колонну. Да и на импровизированной выставке, которую участники пробега устроили на парковке у гостиницы, яблоку негде было упасть от избытка посетителей. Само собой, БМ-13НМ оказалась в центре внимания.
И с погодой повезло — с неба не упало ни капли, так что весь день я провёл на броне. Загар получил похлеще пляжного, хожу теперь чёрный, зато передо мной как в кино мелькали российские пейзажи. На смену лесам пришли бескрайние — от края до края — цветные поля. Красота! И местами трагедия. Это — северный фас Курской дуги в 1943 году. На пути то слева, то справа скорбными вехами вырастали крупные братские захоронения, на могильных плитах которых не десятки — сотни имён…
Мехводам стало сложнее ехать — трасса сузилась до одной полосы в каждую сторону, местами идёт ремонт мостов и прочих отбойников. Логично, что при скорости колонны 40-50 км/ч было немало желающих наш караван лихо обогнать. Разумеется, это у торопыжек не получалось, хотя бронетехника жалась к обочине, стараясь не создавать помех. Но одним махом объехать два десятка машин не сможет даже суперкар, поэтому раз за разом в организованный строй вклинивались чужаки, уходившие от встречки.
Умоляю — не надо так делать. БТР или БРДМ — не легковушка. Обзор скверный, тормозной путь велик, а запас прочности изрядный: раздавят и не заметят. Любопытно, что у каждого мехвода свой рецепт выбора посадки на марше. Одни предпочитают ехать по-боевому, внутри машины, другие городят специальные подставки на штатные сиденья, чтобы рулить, слегка высунувшись из люка для лучшего контроля окружающей обстановки.
Результат один — эти люди знают свою технику и умеют с ней обращаться. И всё же на дороге от бронемашин лучше держаться подальше — так безопаснее. Неслучайно «Дорогу мужества» сопровождают экипажи ВАИ и ГИБДД — без их помощи пришлось бы совсем туго.