Осенью большинство российских театров откроет новый сезон. С недавних пор в афишах петербургских театров наряду со спектаклями фигурируют экскурсии.
Экскурсионные театральные прогулки носят просветительский характер и дают возможность познакомиться с историей театров. Такие экскурсии, чаще всего, предполагают поход в театральное закулисье. Возможность пройтись по запретным для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к чему-то неизвестному, придаёт театральным экскурсиям очарование и загадочность.
Я люблю театры, зрительский стаж у меня существенный. Экскурсионный, конечно, значительно меньше, но могу похвастаться — моя нога ступала за кулисы многих театров Петербурга.
В момент зарождения театральных экскурсий энтузиасты договаривались с театрами и организовывали экскурсионные группы. Сейчас всё проще — многие театры экскурсии в закулисье легализовали: они прописаны в афишах, билеты на них можно купить на сайте или в билетных кассах.
Не буду рассказывать обо всех походах в закулисье, на которых была. Хочу показать многообразие экскурсионных сценариев. В театрах Петербурга устраивают «исторические» прогулки по театральным помещениям, знакомят с техническими службами, разыгрывают спектакли-экскурсии. Естественно, писать буду только о тех петербургских театрах, чьё закулисье видела сама.
Без истории здания, в котором живёт театр, не обойтись. Когда театр обладает внушительной историей и роскошным историческим зданием, экскурсия может ограничиться лишь осмотром парадных помещений театра и музейной экспозиции, которая, к слову, есть во многих театрах.
Такую классическую экскурсию предлагает, например, Александринский театр. Честно говоря, не уважаю постановки этого театра уже давно и на постоянной основе. Не заходит мне классика в современной интерпретации, как ставят её на сцене Александринки.
А вот на экскурсии в театре была уже дважды и каждый раз получила колоссальное удовольствие. Последний раз экскурсионное посещение случилось накануне Нового года. Какая замечательная ёлка встречала нас в Царском фойе!!!
Не только осмотрели Каретную галерею, Зрительское и Царское фойе,
но и в Царскую ложу заглянули. Красиво! Нынче сюда и билеты на спектакль можно купить. Но не советую. Если для «похвастаться», то можно, а вот смотреть на сцену неудобно и видно плоховато. К слову, у императоров кроме Царской ложи для представительских целей была и собственная Личная ложа, поближе к сцене — для просмотров спектаклей.
Честно говоря, мне больше всего понравились посиделки в зрительном зале, который встретил экскурсионную группу по-домашнему — «в пижаме». Именно так называются белые чехлы, которыми накрывают все бархатные поверхности в зале в отсутствие зрителей.
Представьте… Зал «в пижаме» и без парадного освещения, рабочие копошатся на сцене — устанавливают декорации, а мы говорим... Где ложа Пушкина и архитектора Росси, которую ему подарил император Николай I, где предпочитал сиживать Достоевский с женой. За что можно было угодить в театральный карцер (был в подвалах театра!!!), сколько стоил билет, кто и где смотрел весь спектакль стоя.
Завершилась экскурсия в Музее русской драмы, который располагается в пространстве третьего яруса Александринского театра. В театральном музее несколько залов, в которых выставлены костюмы и реквизит самых значимых в истории театра спектаклей. Красиво, ярко, много!
К слову, в музей можно попасть перед началом вечернего спектакля и в антракте (стоимость билета 300 рублей, есть льготы). Мне такой вариант не очень подходит — не люблю нарушать целостность спектакля. Да, и экспозиция музея обширная, времени в антракте точно не хватит для ознакомления со всеми залами. Придётся выбирать: либо бегом, либо делать несколько заходов.
В репертуаре Александринского театра несколько экскурсий. Все подробности (как попасть, стоимость и краткое содержание) здесь.
В преддверии своего 190-летия Михайловский театр запустил проект «Прогулка по Михайловскому театру», сценарное решение которой схоже с экскурсией по Александринке. Расписание появляется на сайте, где можно приобрести и билеты. В этом театре тоже есть музей (расположен на втором ярусе), его экспозицию можно осмотреть как в рамках экскурсии, так и до начала спектакля и в антракте. Если не знали, берите на заметку.
Когда театр прописан в дореволюционном особняке, у него есть презентабельная часть с обязательной главной лестницей и анфиладой парадных залов.
А там дубовые двери, кариатиды, поддерживающие подоконники (не всем же своды держать), колонны, спрятанные в короба, сказочный камин... Всё перечисленное есть в театре им. Ленсовета, который занимает бывший дом Корсаковых-Голицыных.
На экскурсии мы обстоятельно поговорили о людях и событиях, о перипетиях театральной труппы, а также о здании и этапах превращения его из жилого дома в театральное пространство.
Оказалось, что Малая сцена в театре Ленсовета появилась лишь в 1974 году. К слову, это была первая в Петербурге Малая сцена. Режиссер Игорь Владимиров, который встал у руля театра, делал ставку на молодых актеров. Малая сцена была открыта для первого выпуска его учеников, многие из которых прямо со студенческой скамьи были приглашены в труппу театра.
Для создания малого сценического пространства было перекрыто помещение бывшей Парадной столовой особняка. Нынче столовая дома Корсаковых представляет собой двухуровневое пространство — внизу зрительский ресторан, наверху — Малая сцена.
Мы не только оценили камерность Малой сцены из зрительного зала, но и забрались туда, куда «Посторонним вход воспрещён» — в технические помещения, и бросили взоры сверху и на зал, и на сцену.
После истории и осмотра парадных залов-фойе последовало театральное закулисье. И если парадные залы доступны любому зрителю театра, то пространство за занавесом открывается только на экскурсии. Наша группа осмотрела сценическое пространство, заглянула в гримуборные, познакомилась с возможностями театрального зала…
Ещё одна закулисная изюминка есть в театре на Владимирском — огромный живописный зал под самой крышей, где создают красочные задники для театральных спектаклей. Не только своих, но и чужих. Мы наблюдали, как рождался в цвете сценический «интерьер» для «Баядерки» Мариинского театра.
Музейное пространство в театре им. Ленсовета тоже есть. Выставочные витрины размещены в фойе и помещениях, которые доступны как экскурсантам, так и пришедшим на спектакль зрителям.
Проводит экскурсии по театру заведущая музеем Матвеева Вера Николаевна. В случае организованной группы можно об экскурсионном визите договариваться с ней (тел: +7(812) 764-48-08), индивидуалам придётся обращаться в экскурсионные фирмы города и присоединяться к сборной группе.
Если одни театры лишь частично приоткрывают свои закулисные помещения, Молодёжный театр на Фонтанке в экскурсии по своему театру сделал ставку именно на них. У Молодёжного получилась очень продуманная экскурсия. К «Тайнам закулисья» явно приложил руку сценарист!)
Мы не просто ходили по театральным цехам и узнавали, кто что делает. У нас была возможность пообщаться с «закулисными» специалистами, задать вопросы. А их было море...
Пересказывать всё не буду, но несколькими фактами поделюсь.
- Дождь на сцене Молодёжки настоящий — водяной. Так захотел худрук, технические специалисты осуществили задуманное. Мы в ходе экскурсии проследили круговорот дождя на театральной сцене: надо заметить, «туча с дождём» и дождеприёмник похожи как близнецы-братья.
- Обнаружили, что у актёров есть своё фойе и тайная комната для переодеваний. И да, расписание тоже есть.
- Реквизиторская комната небольшая, но есть запасники, где заслуженно отдыхает отработавший свои спектакли реквизит. Пластмассовых фруктов и овощей не обнаружили, кормят актёров на сцене свежими продуктами. А вот пьют только чай и воду, которые приобретают цвета требуемых напитков. Правда, в одном из спектаклей «стреляет» настоящая бутылка шампанского.
- Театральный трюм (пространство под сценой) просторный, нашпигованный техникой, самая объёмная — мобильные подъёмные машины. Мы осмотр вели при обычном освещении, а во время спектакля здесь работают под синими лампами, чтобы не засветиться на сцене.
- Костюмерная и гримерная, реквизиторский и осветительный цеха, звукоаппаратная и студия звукозаписи... Во время экскурсии вели подсчёт специалистов, задействованных в спектакле «за сценой». Насчитали, что больше сорока человек «обслуживают» каждый спектакль, оставаясь невидимыми для зрителей.
После десятка просмотренных спектаклей и двух часов закулисной жизни могу уверенно заявить: Молодёжный театр достойно выглядит, интересен и одинаково хорош, как из зрительного зала, так и в своём закулисье.
Если вас давно интересовал вопрос «кто и как делает спектакль», вам сюда однозначно надо. Не только расскажут и покажут, но и позволят попробовать собственные силы.
Расписание экскурсий появляется в афише театра. И ещё. У Молодёжного появилась новая экскурсия – «Тропинками Измайловского сада», пешеходная прогулка по месту прописки театра.
Появление экскурсии в Театре юных зрителей имени А. А. Брянцева напрашивалось. Дело в том, что нынешний 2022 год для петербургского ТЮЗа дважды юбилейный. В феврале Театр юных зрителей отметил 100-летний юбилей. В мае исполнилось 60 лет тюзовскому дому — в 1962 г. к 40-летию пионерской организации город подарил театру здание на Пионерской площади.
Было вполне ожидаемо, что двойной юбилей театр отметит особой постановкой. Так и случилось! В феврале к вековому юбилею театра и в преддверии юбилея дома в афише появился спектакль «Время и место», который одновременно и о театре, и о доме.
Режиссёр спектакля Андрей Слепухин определил постановку, как спектакль-путешествие по зданию и истории театра. «Время и место» это не просто театрализованная экскурсия по закулисью, это полноценный спектакль, где есть завязка, повествование, кульминация, развязка…
По классике театр начался с вешалки, в нашем случае — с разговора в гардеробе.
В театре три сцены: основная, малая, новая, на каждой был сыгран небольшой отрывок спектакля.
Гримёрки: слушать, находясь в них, воспоминания артистов особенно волнительно.
Зрительское фойе с окнами «в город» и лестницы, у которых в спектакле особая роль — они освещают движение вперёд.
Трюм — пространство под сценой. Представьте: полумрак, вращающееся колесо, которое приводит в движение сцену, а через динамик транслируется текст о тяжёлых временах в театре, когда время, обстоятельства и власть перемалывали человеческие судьбы… Очень сильно! Для меня этот эпизод стал кульминацией спектакля.
Колосники — мостки-настилы над сценической площадкой, на которые поднялись с самого низа — из трюма. Полумрак рассеивается, артисты появляются на сцене, театр продолжает жить…
Отличный получился спектакль! Браво режиссёру за гениальную идею — рассказать историю театра, превратив все помещения театрального здания в сценическую площадку. Зрительный зал в этой поставке не участвует, он заслуженно отдыхает и потому встречает зрителей «в пижаме»...
Попасть на спектакль «Время и место» легко, главное, чтобы ваши желания и возможности совпали с афишей театра.
Я остановилась на четырёх театральных экскурсиях. Рады экскурсантам БДТ (у них несколько экскурсионных программ, расписание которых отражается в афише) и «Санктъ-Петербургъ Опера», организованные группы могут попасть в стены театра им. Комиссаржевской, театра Комедии и Эстрады. А ещё экскурсии проводят театры кукол — Кукольный Театр Сказки и Большой театр кукол. Но это уже отдельная история, поскольку кроме истории и закулисья там есть особая тема — куклы!
Другие статьи моего канала доступны здесь. Всегда рада новым подписчикам)))
#Петербург #театр #театральные экскурсии #закулисье #театральное закулисье