"РГ" рассказывает о любимых фильмах пяти современных культовых режиссеров.
Квентин Тарантино без ума от триллера "Челюсти"
Американский режиссер Квентин Тарантино во время недавнего подкаста Cinemabland признался, что лучшим фильмом всех времен и народов считает "Челюсти" режиссера Стивена Спилберга.
"Нет ничего лучше, чем "Челюсти", - сказал Тарантино. Он также отметил, что никому до сих пор не удалось повторить успех фильма, снятого в далеком 1975 году.
Триллер о гигантской акуле-людоеде действительно был мегауспешным. Причем в то, что "Челюсти" станет кинохитом, продюсеры поверили практически сразу после начала съемок и поэтому смело вложились в продвижение. Результат - побиты все рекорды того времени по кассовым сборам. Полмиллиарда долларов. До "Звездных войн" триллер Спилберга оставался самым кассовым.
Оценили картину не только зрители. Фильм "Челюсти" завоевал три премии "Оскар". Другие награды даже не поддаются счету, да и зачем считать чужое золото, если главная победа триллера вот она - фильм все еще живет в умах творцов и, значит, влияет на современный кинематограф. Тарантино даже не скрывает, что в работе над звуком и монтажом он часто брал пример со старшего товарища.
Стивен Спилберг любит супергероев
А какой фильм возглавляет топы создателя "Челюстей"? Здесь однозначный ответ дать тяжело - по киножурналам давно ходит "Список Спилберга", в котором боле двухсот фильмов, всех их культовый режиссер рекомендует к обязательному просмотру. В списке практически вся классика американского и европейского кино - Феллини, Бергман, Хичкок… Киноманов такая подборка не удивляет - на этих мастеров ссылаются все современные гении.
Но недавно Спилберг признался, что обожает фильмы о супергероях. И вот это уже заставило кинокритиков удивиться: как?! Сам Спилберг смотрит экранизированные комиксы?! Спилберг также назвал, по его мнению, лучший фильм этого жанра - "Стражи галактики". Его цитату на этот счет привело издание "Screen Rant".
Известно также, что режиссер блокбастера Джеймс Ганн, узнав, что великий Спилберг его творение называет лучшим, прослезился. Возможно, что Ганн просто принял правила жанра - американцы любят пустить слезу, когда их хвалят, но слов из песни не выбросишь, как теперь киножурналам удалить из всевозможных топов "Стражей галактики".
Эмир Кустурица и "Тени забытых предков"
Самый знаменитый серб из ныне живущих всегда подчеркивает, как он обожает русское кино! Например, фильмы Никиты Михалкова, у которого многому научился. Кустурица также нередко косвенно или прямо цитирует советские фильмы в своих работах. Например, в киноленте "По млечному пути" есть целая сцена, построенная вокруг фрагментов фильма Михаила Калатозова "Летят журавли".
И все же лучшим фильмом в мире Эмир Кустурица всегда называет "Тени забытых предков" Сергея Параджанова 1965 года.
Нынче кинопеснь об украинских Ромео и Джульетте можно встретить в коллекции лишь киноэстетов, а зря, ведь тренды современного кино как раз повернули в сторону Параджанова - когда каждый кадр "рисуется" так, что можно открывать выставку в Третьяковке, когда метафора оказывается главным инструментом воздействия на зрительские сердца, а документальной подлинностью лишь выстраивается атмосфера эпохи, быта, ситуации.
Еще одна параджановская черта - смешение стилей ради той самой эстетики. Режиссер будто не кино делает, а вышивает узоры на ковре.
Тот же Кустурица прямо признается, что позаимствовал у Параджанова несколько приемов - например, белая анимационная птичка из фильма "Время цыган" - это откровенный "привет" анимационным красным коням из "Теней".
Кристофер Нолан - взгляд из космоса
Тут без интриги! Создатель "Интерстеллара" список своих любимых картин всегда начинает с шедевра Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея". Нолан в своем предпочтении не одинок, даже банален. Потому что именно Кубрик, как считается, открыл в мировом кино эпоху научной фантастики. Никому до этого не удавалось языком кино рассказать о том, что и в переводе на буквы понять не всегда просто. Зато это стало удаваться потом, у тех, кто пошел по следам влиятельнейшего кинематографиста. Тот же Нолан - среди явных его последователей. И если вспомнить, как в "Космической одиссее" взирает на Землю персонаж по имени Дейв, по сути, часовой галактики, а потом переключиться на тот же "Интерстеллар" с часовым Купером, то становится очевидным, что даже в таком молодом искусстве как кино, уже нет ничего нового.
А уж совсем внимательные зрители увидят у того же Нолана аллюзии на еще одного всемирно признанного гения. Антона Чехова.
Никита Михалков и "Стыд" Ингмара Бергмана
В этой паре двух культовых режиссеров Чехов тоже не будет третьи лишним. Говоря о Бергмане, Никита Сергеевич не единожды упоминает Антона Павловича: "Бергман, как Чехов, он как тропинка в траве - то она есть, то ее нет. По ней надо просто идти, не задумываясь".
Как понимать эту "красивость" Михалкова? Здесь все просто - Бергман хоть и считался интеллектуалом, однако верил, что киноискусство должно попадать в сердце "минуя промежуточную посадку в области интеллекта". То есть, кино должно потрясать всех, независимо от уровня образованности. Этого правила режиссуры придерживается и Никита Сергеевич.
Что же касается конкретного фильма у Бергмана, то Михалков всегда однозначно называет "Стыд", снятый в 1968 году. Эта же картина неизменно входит в личные михалковские топы, в том числе в топ-10 фильмов, сформировавших его как художника.
Почему именно "Стыд"? Режиссер на этот вопрос ответил еще в 2007 году, когда на Московском кинофестивале прошла ретроспективная программа "Список Михалкова":
"У моего брата в книге есть замечательная фраза, что отражение сильнее луча. То есть некое рефлекторное отображение ситуации сильнее, чем прямой показ, каким образом происходило это страшное или любовное, или же еще какое-то событие. У Бергмана в "Стыде" (а эту картину, как правило, по сравнению со всеми остальными фильмами из списка редко вспоминают), в этом смысле дана абсолютно потрясающая, глубокая и агрессивная независимость от зрителя".
Напомним сюжет "Стыда" Бергмана - это история о том, как война ставит крест на спокойной жизни двух музыкантов, уехавших жить на маленький остров.