Найти в Дзене
ВРЕМЯ ТЕХНИКИ

Для чего создали тепловоз на колесах и почему всё закончилось плохо

Автомобиль должен быть автомобилем, поезд же должен оставить поездом. И совмещать эти два вида транспорта, на мой взгляд сомнительная идея.

  • Плавающий под водой самолет, летающая в облаках подводная лодка и тепловоз который ездит на автомобильных колесах. Всё это хорошо смотрелось бы, только в голливудских фильмах о постапокалиптическом мире.
Уникальный тепловоз на автомобильных колесах
Уникальный тепловоз на автомобильных колесах

Однако отечественные инженеры, всё же реализовали уникальный проект тепловоза которому не нужны рельсы.

Они сделали то, что до этого в мире никто не делал: на шасси МЗКТ как и у РСЗО "Ураган", установили тепловоз М62-1727. Получившуюся машину ласково назвали "Машкой".

Внешне может показаться, что верхушку тепловоза надели на ходовую часть с силовой установкой и конструкция довольно простая.

Ходовая часть машины
Ходовая часть машины

Но не всё так просто, очень многое было переделано:

  • В ступице каждого колеса был свой асинхронный электромотор, которые и приводили "Машку" в движение
  • Электромоторы осуществляли вращение при помощи штатного планетарного редуктора
  • Имелся гидравлический привод поворота колёс
  • Емкости с маслом для гидравлики и ящики с аккумуляторными батареями - располагались по бокам

Масса этого тепловоза-внедорожника составляла 90 тонн, а мощность внушительные 1450 лошадок.

Это был проект министерства обороны
Это был проект министерства обороны

Построили этот тепловоз-внедорожник в Бронницах в начале нулевых, а разработали проект в Коломенском ВНИКТИ. Министерству обороны был необходим мощный гибридный тягач.

  • Попутно на этой экспериментальной машине, отработали и возможность самостоятельного рулевого управления для каждого колеса.

Такой вездеходный тепловоз - был нужен как альтернатива обычным поездам. Его задача работать в экстремальных условиях, где прокладка рельсов невозможна. Он должен обеспечивать отдалённые населенные пункты - различными необходимыми продуктами и товарами.

  • Согласно альтернативной версии, этот тепловоз на колёсах должен был стать передвижной электростанцией, мощностью в несколько тысяч киловатт.
У машины было много недостатков
У машины было много недостатков

Однако на испытаниях "Машки", вылезло много недостатков.

Верх машины как вы уже поняли, был от тепловоза М62, с родным дизелем, генератором и обслуживающими их системами. Были убраны телеги с колесами и моторами, топливный бак, сцепки и другие ненужные элементы.

Но всё равно масса тепловоза, была выше грузоподъемности шасси:

  • Вес Тепловоза М62 -116тонн. Вычитаем массу тележек по 23600кг каждая, массу бака с топливом примерно 4000кг, массу песка 600кг. Итого у нас остается примерно 60-65тонн, а грузоподъемность МАЗ-547 составляет только 55тонн.

Как видим многовато, даже для шасси без трансмиссии и агрегатов. Плюс измененная нагрузка на ступицы и подвеску, вследствие расширенной колеи. Это привело к перегрузке ходовой части, из-за чего шасси стало разваливаться.

Это вездеходный тепловоз так и остался лишь экспериментальной моделью
Это вездеходный тепловоз так и остался лишь экспериментальной моделью

Была еще одна трудность - на тепловозе нет гидравлической системы, способной обеспечить работу рулевого механизма шасси. Поэтому пришлось городить огород с дополнительной гидравлической установкой - ставить гидронасос, делать баки и магистрали, как-то выводить управление в кабину тепловоза.

В общем, оно таки поехало, но недалеко и недолго. Колеса стали отваливаться, гидросистема не смогла работать исправно.

Поскольку требовалась полная переработка проекта и большие средства, министерство обороны не стали выделять деньги. Уникальный тепловоз-внедорожник посчитали нерентабельным.

  • После чего эта машина сделанная в одном экземпляре, встала на вечный прикол. А позже её и вовсе порезали на металлолом.
Необычный тепловоз стал музейным экспонатом
Необычный тепловоз стал музейным экспонатом

Однако несмотря ни на что, данная машина была техническим прорывом в машиностроении для своего времени. И за саму идею создания такого вездеходного тепловоза - её создатели получили государственные премии.