Автомобиль должен быть автомобилем, поезд же должен оставить поездом. И совмещать эти два вида транспорта, на мой взгляд сомнительная идея.
- Плавающий под водой самолет, летающая в облаках подводная лодка и тепловоз который ездит на автомобильных колесах. Всё это хорошо смотрелось бы, только в голливудских фильмах о постапокалиптическом мире.
Однако отечественные инженеры, всё же реализовали уникальный проект тепловоза которому не нужны рельсы.
Они сделали то, что до этого в мире никто не делал: на шасси МЗКТ как и у РСЗО "Ураган", установили тепловоз М62-1727. Получившуюся машину ласково назвали "Машкой".
Внешне может показаться, что верхушку тепловоза надели на ходовую часть с силовой установкой и конструкция довольно простая.
Но не всё так просто, очень многое было переделано:
- В ступице каждого колеса был свой асинхронный электромотор, которые и приводили "Машку" в движение
- Электромоторы осуществляли вращение при помощи штатного планетарного редуктора
- Имелся гидравлический привод поворота колёс
- Емкости с маслом для гидравлики и ящики с аккумуляторными батареями - располагались по бокам
Масса этого тепловоза-внедорожника составляла 90 тонн, а мощность внушительные 1450 лошадок.
Построили этот тепловоз-внедорожник в Бронницах в начале нулевых, а разработали проект в Коломенском ВНИКТИ. Министерству обороны был необходим мощный гибридный тягач.
- Попутно на этой экспериментальной машине, отработали и возможность самостоятельного рулевого управления для каждого колеса.
Такой вездеходный тепловоз - был нужен как альтернатива обычным поездам. Его задача работать в экстремальных условиях, где прокладка рельсов невозможна. Он должен обеспечивать отдалённые населенные пункты - различными необходимыми продуктами и товарами.
- Согласно альтернативной версии, этот тепловоз на колёсах должен был стать передвижной электростанцией, мощностью в несколько тысяч киловатт.
Однако на испытаниях "Машки", вылезло много недостатков.
Верх машины как вы уже поняли, был от тепловоза М62, с родным дизелем, генератором и обслуживающими их системами. Были убраны телеги с колесами и моторами, топливный бак, сцепки и другие ненужные элементы.
Но всё равно масса тепловоза, была выше грузоподъемности шасси:
- Вес Тепловоза М62 -116тонн. Вычитаем массу тележек по 23600кг каждая, массу бака с топливом примерно 4000кг, массу песка 600кг. Итого у нас остается примерно 60-65тонн, а грузоподъемность МАЗ-547 составляет только 55тонн.
Как видим многовато, даже для шасси без трансмиссии и агрегатов. Плюс измененная нагрузка на ступицы и подвеску, вследствие расширенной колеи. Это привело к перегрузке ходовой части, из-за чего шасси стало разваливаться.
Была еще одна трудность - на тепловозе нет гидравлической системы, способной обеспечить работу рулевого механизма шасси. Поэтому пришлось городить огород с дополнительной гидравлической установкой - ставить гидронасос, делать баки и магистрали, как-то выводить управление в кабину тепловоза.
В общем, оно таки поехало, но недалеко и недолго. Колеса стали отваливаться, гидросистема не смогла работать исправно.
Поскольку требовалась полная переработка проекта и большие средства, министерство обороны не стали выделять деньги. Уникальный тепловоз-внедорожник посчитали нерентабельным.
- После чего эта машина сделанная в одном экземпляре, встала на вечный прикол. А позже её и вовсе порезали на металлолом.
Однако несмотря ни на что, данная машина была техническим прорывом в машиностроении для своего времени. И за саму идею создания такого вездеходного тепловоза - её создатели получили государственные премии.