В 2012 году конструкторы Московского института теплотехники приступили к разработке железнодорожной ракетной системы "Баргузин". Он превосходил своего предшественника (БЖРК "Молодец") по многим параметрам, а главное - на нем можно было ездить практически по всей стране.
Нет, "Молодец" не мог, потому что вез довольно тяжелую ракету, которая была размещена в двух вагонах, так что обычные рельсы под поездом просто затрещали бы как тростинки. К сожалению, старый БЖРК не мог атаковать "отовсюду", поскольку для затрудненного перемещения требовались усиленные железнодорожные пути. Это был, пожалуй, главный недостаток Молодца.
А пришедший ему на смену "Баргузин" перевозил ракету в одной машине, и вес его был гораздо меньше, чем у 15Ж60/15Ж61. Это означало, что ребята из MIT полностью решили проблему недостаточной мобильности, и новейший "Баргузин" наконец-то получил возможность курсировать по всем железнодорожным "артериям" России.
А учитывая, что в то время (то есть в 1993 году, когда был подписан договор о сокращении вооружений СНВ) Америка считала своей главной задачей уничтожение всех "Молодцов", я бы подумал, что принятие "Баргузина" на военную службу доставило бы им не меньше головной боли.
И вроде бы разработчик опытный, квалифицированный (создавший "Булаву", "Тополь-М" и "Ярс"), вроде бы перспективный, вроде бы готовится к испытаниям, но в последний момент MIT объявляет о временной приостановке всех работ.
О чем это? Все дело в слове, от которого закладывает уши у многих умных людей, когда-либо участвовавших в создании гениальных технологий: финансирование. На все проекты, которыми занимается национальная оборонная промышленность, просто не хватает денег. Что-то нужно отложить, чтобы освободить место для чего-то другого, более нужного и важного. Таков случай с Баргузиным.
Однако нельзя отрицать, что проект разработки реактивной системы залпового огня "Баргузин" вскоре может быть возобновлен. Более того, об этом говорят не только СМИ, но и влиятельные военные эксперты, аналитики и специалисты (как российские, так и зарубежные).
Большинство из них считают, что ракетная система будет готова к поставке в войска через 3-5 лет с начала возобновления работ. Некоторые склоняются к мысли, что проект не отменен, а скрыт от глаз, но я ничего не могу сказать по этому поводу.
Но возвращаясь к характеристикам БЖРК (они понадобятся при возрождении комплекса.
Один "Баргузин" несет 6 ракет "Ярс", которые все вместе почти в 1,8 раза мощнее "Молодца". Ракета ядерного сдерживания имеет четыре боеголовки с общей мощностью 500 килотонн, максимальной дальностью 12 000 километров и вероятностью попадания до 120 метров. Ракета весит "всего" 46 тонн, а это значит, что ее можно буквально перевозить в самом обычном грузовике грузоподъемностью 66-68 тонн. Очевидно, что это сделает "Молодцы" еще более незаметными. БЖРК развивает скорость до 100 км/ч и может преодолеть до 1 000 км за одну ночь.