От восторженного одобрения до горького разочарования. Рассказываю, почему.
Признаться, на пресс-показ картины я шла с недоверием и опаской. Тем ценнее то, что создателям фильма, хоть и не с первых его кадров, но всё же удалось сломить моё предубеждение. И превратить его… по крайней мере, в заинтересованность и сочувствие.
Фильм сделан добротно, качественно, можно даже сказать любовно — увлечённость членов съёмочной группы (режиссёр Рустам Сагдиев, продюсер Иван Архипов, сотрудники кинокомпании Inferno и национального агентства Узбеккино) чувствуется в каждом кадре.
В картине есть несколько очень удачных актёрских работ: Каан Урганджиоглу в роли героя-одиночки Эсхана, Виктор Вержбицкий в роли Харитона, одного из главарей русской мафии, Виктория Толстоганова в небольшой роли жены банкира, Фархад Махмудов в заглавной.
Подкупает и подлинность картинки. Ведь съёмки проходили не только в России, но и в Турции, Египте, Швейцарии, Узбекистане, Сирии.
А главное, фильм не перегружен идеологией. Хотя... Может быть, именно в этом и состоит его слабость.
В синопсисе сюжет картины описывается так: «Агент СВР с позывным “Барон”, проработав пять лет под прикрытием на одного из самых влиятельных наркоторговцев Бассама, хочет наконец оставить службу и вернуться к семье. Но без него невозможно предотвратить серию готовящихся терактов в Средней Азии. И Барон во что бы то ни стало должен внедриться в ряды боевиков и успеть выполнить задание, пока его не рассекретили».
Но, на самом деле, фильм не об этом. Он, на мой взгляд, вообще не про Барона.
Он — про боевика-террориста Булата (Тауекел Муслим). Именно Булат должен вызывать — и вызывает! — в зрителях наибольшее сочувствие. Именно за него зритель сильнее всего переживает. Именно с ним, а не с Бароном, — в итоге — ассоциирует себя.
Булат — казах. Он добровольно стал террористом, чтобы бороться за их идеалы и светлое будущее, в их понимании. И даже уже дослужился до командира. В сирийском лагере боевиков в Абу-Кемале, где вербуют девушек со всего мира для осуществления терактов, он случайно встречает узбечку Наргизу, которую обманным путём завербовали в число смертниц.
Решив помочь понравившейся девушке, он открывает для себя много нового о происходящем. И пересматривает свою роль в этой войне.
Вот, о чём картина. О той трансформации, которая может произойти — и происходит! — с человеком под воздействием любви. И (или) той информации, которую он начинает раскапывать, опять же под воздействием любви.
То есть всё-таки именно любовь — первична. И фильм — попытка доказать, что с её помощью можно спасти даже тех, кто ОЧЕНЬ сильно запутался. Более того, любовь — ЕДИНСТВЕННОЕ, с помощью чего их ещё можно спасти. За это я искренне аплодирую авторам картины.
Но… К сожалению, без «но» не обошлось. У ленты есть несколько изъянов: затянутый и слегка запутанный сценарий, слишком уж тщательная работа гримёра — все актёры, включая тех, кто играет живущих в пустыне боевиков, будто только что из барбершопа.
Впрочем, это — мелочи по сравнению с главным недостатком картины. Недостатком, который, на мой взгляд, начисто перечёркивает все её достоинства.
Извините, сейчас мне придётся прибегнуть к спойлеру. Так что, если вы против, чтение лучше прервать.
Так вот. В финале Булат, добыв нужные сведения для разведки, подрывает себя вместе с главарями боевиков. А перед этим актом самопожертвования он называет себя шахидом. То есть, получается, что во имя благой цели, правильной идеи это не только возможно, но и делает честь...
Остаётся вопрос: кто же всё-таки решает, какая цель благая, а какая нет? Какая идея правильная, а какая — неверная?
Опасность в том, что, если это допустить — в отношении любых! — идей, можно очень легко и «незаметно присоединиться» к совсем другому лагерю. Потому что нет! Нет таких целей, ради которых позволительно было бы убивать людей. В том числе и себя.
Жаль, что в фильме «Позывной “Барон”» эта мысль не прослеживается.
Вероника Милославская
На фото: кадры из фильма «Позывной “Барон”»
P. S. В общем, получилось примерно, как с другой российской картиной — «Дочь тьмы». Которая могла бы стать неплохим мистическим триллером об извечной борьбе добра со злом. Но стала плохим (НЕ)учебным пособием по духовным скрепам и православной культуре.