Его творчество стало знаковым для нескольких поколений наших людей.
Хотя в Союз писателей его так и не приняли.
Реестр написанных им песенных текстов велик, песни у всех в памяти, но об авторе стихов знают, вероятно, не многие.
А ведь это такие шедевры, как "Где же ты была", "Городские цветы", "Зурбаган", "Кленовый лист", "Кто тебе сказал", "Лишь позавчера", "Не волнуйтесь, тётя", "Ни минуты покоя", "Чукча в чуме", "Так не должно быть"...
А в каких великолепных картинах звучат песни на его стихи. От одного их перечисления дух захватывает: "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Двенадцать стульев", "Земля Санникова", "Чародеи", "Иван Васильевич меняет профессию", "Русское поле", "Ах, водевиль, водевиль...", "Женщина, которая поёт", "Не покидай"... В общей сложности тексты нашего героя легли в основу более сотни песен.
Между нами говоря, Дербеневу медведь на ухо наступил, и тем не менее он умудрялся писать тексты под готовые мелодии. Да причем, какие тексты. Просто бесподобные.
Супруга поэта, Вера Ивановна рассказывала: "Он писал мгновенно. Однажды принес мелодию, под неё сочинил "Кто не знаю, распускает слухи зря" и сказал: "Алке ( Пугачёвой ) мелодия не понравилась. А я с ней пари заключил, мол, такие стихи напишу, что она запоёт." При мне он вариантов 30 этой песни придумал. Последний вариант он Алле показал и ей понравилось."
В то же время сама Пугачева начала всем говорить, что песню она придумала единолично.
Также певица делала акцент на том, что и знаменитую "Всё могут короли" она продвинула собственными силами. Хотя в действительности данную вещь Леонид сам показал своему хорошему знакомому Гарику, наследнику в своё время главного милиционера страны Николая Щёлокова, дабы мужчина поговорил с отцом на тему исполнения её на концерте, приуроченном ко Дню советской милиции в десятый день октября.
Что касается совместного творчества поэта с Примадонной нашей эстрады, то оно звучало как отдельная песня. Текст хитов Пугачевой "Этот мир придуман не нами", "Куда уходит детство", "Так же, как все" и многих других--дело рук, да и головы тоже Леонида.
Однако, в 1978 году после безумно популярного в ту пору конкурса песни в польском Сопоте между ними пробежала черная кошка по той причине, что, артистка, не посоветовавшись с авторами, отдала вполне себе весомую премию, полученную за небезызвестную "Все могут короли" на благотворительные цели.
Ничего против последнего не имея, создатели песни подумали, что для порядка их тоже надо было спросить. Помимо этого, поэту и композитору очень не по душе пришлось то, что им в Сопот ехать не дозволили, а её ещё и наградами осыпали. Когда же позднее, разбогатев, исполнительница решила возвратить причитавшуюся стихотворцу долю, он с негодованием отверг предложение.
И написанные Дербеневым на пару с Зацепиным вещи для картины "31 июня", изначально предназначавшиеся Алле, были перенаправлены не менее звонкоголосой Татьяне Анциферовой. И представьте себе, после такого аффронта Пугачева обходила их за семь верст в течение 10 с половиной лет. В 1988 году в театре Эстрады у нашего героя проходил авторский концерт. Естественно, не обошлось без приглашения нашей знатной артистки. Там то и произошло их примирение. И они вновь начали работать вместе. Цитирую супругу мага рифмы: "Когда Лёня уже болел, Алла часто его навещала, подолгу разговаривала с Лёней. И как-то после её ухода он мне сказал: "Я снова начал писать для Аллы. Мы оба пожалели о нашей ссоре. Сколько хороших песен мы могли бы создать за это время. Но успел написать для неё "Бессонницу". Между тем, кроме непоняток с Примадонной Дербенев накосячил ещё и с Ларисой Рубальской, после прочтения её произведений заявив начинающей поэтессе, что в стихосложении ей вряд ли что светит. Когда Лариса уже вовсю феерила на телевидении, Леонид мысленно признал свой косяк, однако, лично сказать Рубальской о своей неправоте ему уже было не суждено.
Не погрешу против истины, если замечу, что тексты Дербенева пользовались у артистов огромном спросом, однако ж, так называемые профессионалы не считали его настоящим поэтом и несмотря на рекомендации Риммы Казаковой, Льва Ошанина и Владимира Соколова в приеме в песенную секцию Союза писателей Леониду было отказано.
А вот тыл Дербенева был под надёжным присмотром. Супруга Вера шла с ним по жизни бок о бок в течение без малого 36 лет. К искусству никакого отношения она не имела, работая в сфере железнодорожного транспорта. В 1959 году состоялись и их знакомство, и свадьба. Которая пела и плясала в квартире родителей жениха, там же они некоторое время и обитали.
Вновь предоставляю слово Вере Ивановне: "Трёхкомнатная квартира. В одной комнате жили Лёнины родители, в другой --семья его тёти, в третьей, 14-метровой, мы с Лёней. К тому времени Леонид уже бегал по издательствам и редакциям, иной раз обращались и композиторы: предлагали сочинять стихи на их музыку. Денег это приносило мало--первые шесть лет мы жили на мою зарплату".
А тут ещё участковый прилип как банный лист.
"У Лёни не было официального места работы, а в то время действовал закон о тунеядстве. Подумаешь, стишки пишет, это можно и в свободное от работы время делать".
Дабы страж порядка отстал, Дербенев занял какую-то формальную должность в издательстве "Советский писатель".
Дочь пары Леночка огласила белый свет криком рождения в 1960 году. Встав на ноги, она занялась преподаванием иностранных языков и переводческой деятельностью. У неё есть своя наследница Лиза, родившая в 2010 году милого Мирослава.
В ту же пору, в начале 1960-х Вера частенько конфликтовала с мамой и папой спутника жизни, и дошло до того, что как-то раз, схватив ребенка в охапку, убралась восвояси, к собственным родителям.
О той не особо приятной поре Вера рассказывает таким образом: "Лёня к нам приезжал, объяснял, что помучимся, а потом всё наладится. Я спросила, мол, а долго мучиться? Он ответил, что не знает, но если долго мучиться, что-нибудь получится. И тут же воскликнул: "Слушай, а это неплохой рефрен." Без малого через 20 лет песню с таким припевом спела Алла Пугачева."
Однажды Вера Ивановна получила письмо от какой-то её родственницы из сельской местности.
Цитирую женщину: "...Читаю мужу строчку "В тумане жизненных мечтаний... " Он улыбнулся и мы начали вспоминать вычурные выражения, которые иной раз слышали от знакомых. Лёня в то время писал песни к "Бриллиантовой руке." "А нам всё равно" для Юрия Никулина и "Остров невезения" для Андрея Миронова уже были, а с текстом для Светланы Светличной не ладилось. Повспоминали мы перлы, и Лёня ушёл в свою комнату. А через два часа выходит и начинает читать: "Слова любви вы говорили мне в городе каменном...""
Между тем в начале 1980-х верный соавтор Дербенева Зацепин переселяется на французскую землю. Советские СМИ словно в отместку тут же начали нещадно критиковать знаменитую песню Александра и Леонида "Есть только миг". Называя её безыдейной, пустой, откровенно пошлой и явно буржуазной. Мол, как можно жить одним мигом, когда перед великим, светлым и праведным социалистическим обществом поставлена грандиозная задача--построения коммунизма в одной отдельно взятой стране.
В общем валидол глотать оставшемуся на Родине Дербеневу пришлось только так.
А тем временем песня не то что хорошо живёт и прекрасно поётся сегодня, в одном из довольно авторитетном издании её текст поставлен на 14 место в списке сотни популярных ныне в России стихотворений.
Что же касается Дербенева, то в какой-то момент он ударился в йогу и дня не мыслил без медитации и асан. Однако, вскоре у поэта произошла переоценка ценностей, он выкинул все издания, связанные с этим подозрительным учением, начал посещать православные богослужения и поститься.
При этом несмотря на беспокоившие его не один год боли и неприятные ощущения в ЖКТ, проходить обследование мужчина категорически отказывался.
Говорил, мол, залечат, если что. Сам же принимал настой каких-то трав и пошел к врачам лишь тогда, когда совсем стало невмоготу.
Ну и что бы вы думали, было подтверждено наличие у поэта подлого рака желудка. С которым он сперва также попытался справиться какими-то непонятными методами народных целителей. Эх, какой там...Горе горькое. В день начала победоносной для советского народа Великой Отечественной 22 июня, но в 1995 году нить жизни Дербенева прервалась. А упокоился он на Востряковском кладбище столицы. Вечная память.
Благодарю за внимание.