Это лето порадовало нас премьерой фильма, название которого в оригинале звучит как "Falling for Figaro". Это название, которое в прямом переводе означает "Влюбляясь в Фигаро", или "Влюбленная в Фигаро", можно было бы перевести (или переиначить) десятком классных способов. Поскольку кто такой Фигаро знают не все, фильм можно было бы назвать например "Влюбленная в оперу", или там -"Любовь и опера", или "Оперные страсти".
Но нет - наши горе-маркетологи - прокатчики выбрали название, которое максимально обесценивает идею и посыл фильма. Название было выбрано по подобию названия "Красотка на всю голову". Но в контексте той комедии оно было абсолютно уместно, а здесь - ну никак не подходит. У меня испанский стыд за такое название.
Но давайте перейдем к фильму. Сюжет таков (без спойлеров): успешная и состоятельная девушка-финансист из Лондона, Милли, внезапно бросает карьеру, чтобы исполнить свою мечту - стать оперной певицей. Она уезжает на ферму в Шотландию, где живет отошедшая от дел эксцентричная оперная дива. Дива берет Милли себе в ученицы. У Милли, в её возрасте (где-то тридцатник), есть только один шанс сделать оперную карьеру - победить в конкурсе "Голос Оперы" через год. Милли поселяется в деревне и старательно тренируется под руководством взбалмошной и крайне требовательной учительницы. У этой же дивы занимается вокалом местный бедный парень Макс. В качестве платы за учебу он выполняет разную работу на ее ферме.
Фильм сделан очень грамотно. Первое, что мне понравилось - это никаких сказок в сюжете про "ой, у меня просто такой голос от природы", пришла, божественно спела и всех победила. Наоборот - весь фильм строится на описании процесса обучения. Пришла девушка с весьма невнятным потенциалом, и зритель гадает - сможет она исполнить свою мечту? Ведь оперное искусство - это не поп-музыка. Если поп-диву можно слепить с любыми вокальными данными, была бы "зажигалочкой", то с оперой такой номер не прокатит. Там весьма строгие и четкие стандарты. Сами оперные партии задают уровень. А публика крайне требовательна. Она не пропустит ни одной неточной и тускло спетой ноты. На этом и строится главная интрига фильма.
Если разбирать главную героиню, Милли, то она воплощает несколько интересных идей. Первое, мы видим, что это девушка очень состоятельная. Она живет в шикарном доме, ездит на впечатляющем БМВ. Это я к чему? К тому, что посвящение себя искусству требует определенного финансового уровня. Милли имеет возможность взять паузу на год и идти учиться чисто из любви к искусству. Получится - хорошо, нет - ну ладно, пойду обратно в банк. От успеха или не успеха её уровень жизни особо не зависит. И при таком настрое учиться очень комфортно. Когда не делаешь финансовую ставку на искусство, нет тревоги, которая влияет на интерес и качество обучения.
Второе. Милли очень трезвомыслящая и прагматичная. Хотя сама идея с оперой среди ее близких кажется безумной, Милли не выглядит экзальтированной чудачкой. Наоборот, у нее четкий план, цель и сроки. Она прилежно занимается, во всем слушает учительницу, но делает это исключительно для себя, чтобы ответить себе на вопрос - смогу или нет? Для нее эта идея - скорее решение из области самопознания, чем импульсивное "жить по мечте". И это здравый подход, который опять же экономит ей нервы, а значит, помогает продуктивно заниматься.
Ещё один герой фильма - Макс, который уже несколько лет занимается вокалом у этого же педагога, что и Милли. Он никак не может выиграть конкурс, который откроет для него двери к карьере. Хотя он парень бедный, и у него есть всего лишь комнатка, заставленная и заваленная стильным (кантри и сканди, в натуральных тонах) барахлом, у него есть козырь. Помимо перспективных природных данных, это - личное знакомство с хорошим педагогом. Если для Милли вопрос следования мечте решается деньгами, то для Макса ресурс, необходимый для старта в опере - это непосредственно возможность брать уроки. Можно сказать, что сама педагог стала спонсором Макса. Конечно, по жизни позиция Макса несравнимо слабее позиции Милли, всё зависит от прихоти учительницы, но тем не менее, это большой ресурс.
Почему я так подробно расписала про ресурсы? Потому что фильм иллюстрирует два широко распространённых способа посвятить себя искусству, именно с помощью них. Первый путь - затратный, но незамысловатый. Втрой - похитрее, но тоже рабочий.
Фигура оперной дивы - педагога вобрала в себя все оперные штампы. Это немного отлетевшая одинокая дама за шестьдесят, хипповатая, крайне несдержанная на язык и отчаянная ретроградка. На учеников она нападает как злобная лохматая ведьма, но почему-то за всем этим чувствуется её преданность делу и честность к студентам. Они это тоже понимают, и со временем налаживают с ней контакт и взаимопонимание.
Примерно две трети фильма идёт показ именно процесса обучения. Но снято и не скучно, и достоверно. Даже далеким от оперы зрителям смотреть будет интересно - примерно как "Приходите завтра". В фильме много изумительных медитативных пейзажей горной Шотландии. Все арии, звучащие в фильме - прямо-таки обучающий стандарт. Кто учился опере, услышав эти звуки, обязательно понимающе и ностальгически улыбнется, вспоминая, что он пел на первых курсах.
Отдельно хотелось бы поблагодарить авторов фильма за подбор актрисы на роль Милли. Она - весьма корпулентная девушка с роскошными формами. В первый, пожалуй, раз в ромкоме я вижу героиню плюс-сайз, смысл жизни которой не в том, чтобы похудеть, "полюбить себя" и найти мужчину. Она несет себя легко, уверенно, целеустремленно, светится изнутри, и несколько мужчин борются за ее внимание. Говорят, что она роскошная, что боготворят ее! Просто глоток свежего воздуха, среди этих вечно худеющих закомплексованных героинь.
Давно не видела такого качественного кино, яркого, позитивного и динамичного, да еще на такую узкую тему как опера. Крайне рекомендую.
Кто посмотрел - пишите свои впечатления в комментариях! Очень интересно услышать разные мнения! Может, вы заметили в фильме что-то своё? Делитесь!
P.S. Типы голосов главных героев - лирическое сопрано и лирический баритон.
Звучите и будьте счастливы!
#новинкикино #фильмы2022 #обзорфильма #вокал #музыка