Фантастическое допущение, которое является стержнем для великого множества произведений, относящихся к жанру городского фентези это существование магии и различных сказочных и мифологических существ параллельно современному обществу.
В большинстве мистических триллеров от легендарных секретных материалов и каноничного Хеллбоя до современных российских сериалов и комиксов типа Бесобоя или Сергия против нечисти, можно найти те или иначе элементы этого жанра, даже если напрямую они не носят такое название.
Существование мистики и иных существ рядом с нами актуально для любого народа в любой части мира, что говорит о том что либо у всех людей независимо друг от друга фантазия работает примерно одинаково, либо какие-то намеки на "иных" существовали взаправду. Чушь, с одной стороны, но с другой - ещё не так давно в историческом смысле, жило коренное население Австралии, которое, как говорят, не могло иметь общего потомства с иноземцами, то есть они по сути были представителями другого вида, да и неандертальцы когда-то жили параллельно с нашими предками, а природа ещё не определила кто же будет царем мира в будущем.
Как правило магические существа придерживаются каких-то сводов правил, живут в тени, чтобы слишком уж многочисленное человечество не уничтожило их своей массивностью. Когда-то они были неудержимыми конкурентами людей, но, к сожалению, для них, благодаря своему долголетию и бессмертию они не выдержали эволюционной гонки и загонялись все дальше от мест проживания, играли все меньше и меньше роли пока им не пришлось исчезнуть, спрятавшись за нереалистичностью своего происхождения. За мифологией и умением маскироваться.
Самым ярком примером этого является маскарад, ролевая система и много десятков книг и игр, представляющая темную сторону мира, где проживают высшие мира сего, представляя прослойку из вампиров, оборотней и прочих существ. Эта тенденция, проявившаяся вместе с первыми конспирологическими теориями, о том, что все важнейшие люди мира как-то связаны, что они отличаются от обычных людей чем-то большим чем образованием и количеством денег. Все истории там крутятся вокруг возможности обычных людей попасть в этот мир, где все крутится вокруг недопустимости нарушения "маскарада"
Какую историю из городского фентези не возьми, везде будут обыгрываться теории заговора и городские легенды и всегда они будут нравится и привлекать внимание, хотя бы потому что это близко всем нам и нам всем так же хочется иметь интересные объяснения прозаичным вещам.
Так же я люблю относить к этому жанру один из моих любимых сериалов, который, к сожалению, из-за низких рейтингов никогда не увидел продолжения, это Долина смерти (англ. Death Valley). История в нем стилизована под документалку (мокьюментари) про работу полиции, но в городе, где рядом с людьми живут вампиры, оборотни и зомби. При этом ни для кого там это не является чем-то из ряда вон. Просто вампирская проституция и наркоторговля кровью, приступы гнева и нарушение самоизоляции от оборотней и бедные зомби, страдающие от неконтролируемой агрессии со стороны подростков.
Отличная история с остроумными шутками, обыгрывающая жанр как ужасов, так и дешёвых сериальных документалок в комедийном ключе цепляющими быт США и Лосанджелеса, в частности, хоть и выдыхающаяся за счёт повторов достаточно быстро. Потому то mtv их и закрыли.
На том же поле живёт ещё один крайне малоизвестный фильм от netflix, в свое время получивший минимальную огласку за счёт Уила Смита на главных ролях - Сияние (bright). Впрочем, тут скорее фентези в современности, что ближе к какой-нибудь восточной истории, как в jrpg или аниме, потому что все фентези существа всегда жили в мире, который пришел к современному состоянию в ходе обычной человеческой истории, разве что вместо народов на Земле жили разные расы. Сама история рассказывает о копе, который не хочет работать с новым напарником - орком из гетто, ведь он расист из личных глубоких убеждений. К ним на район попадает волшебная палочка в короткую заключена сила, сравнивая с ядерной бомбой, а значит банды будут воевать за нее, погружая весь город в хаос.
Что уж тут говорить про экранизации комиксов и близкие к тому истории вроде Блейда, другого мира, болотной твари, Константина, Американских богов... всяческие романтические вариации от выживут только любовники до сумерек... Да яма практически бездонна, при чем это касается любой страны и любой эпохи. Читатель и зритель очень любит это фантастическое допущение, поскольку кажется с рождения готов к его реальности.
Да что там говорить, пожалуй самая известная серия детских книг современности - Гарри Поттер, фактически образец городского фентези, разве что дела происходит в основном не в городах, но современные фантастические твари, сюжет которых происходит по всему миру отлично показывает каких сил стоит сокрытие разрешений от битв магов и чего может стоить их раскрытие, ведь пули и снаряды убивают ничуть не хуже заклинаний.
Среди русский фантастики этого жанра я хотел бы выделить в первую очередь вселенную дозоров, поскольку люблю ее с самого детства и, честно говоря, доволен биологией фильмов. Тогда, конечно, казалось, что все в российском кино только начинается, а потом так и осталось, что это лучшее. Истории этой серии показывают "сумрачную" версию России и Москвы, в частности, показывая работу двух служб, практически таких же в основе как любые другие, настоящие, но только касающиеся вопросов магии и существования тех или иных существ, например занимаются выдачей лицензий на испитие крови вампирам или разрешение для целительства. По ходу дела герои так или иначе решают кризисы что могут изменить всю суть мира, но как говорилось в людях в черном - всегда что-то угрожает миру, просто научись с этим жить.
И, конечно, как же не отметить мой любимый понедельник начинается в субботу про НИИЧАВо (научно-исследовательский институт чародейства и волшебства), который в предельно космическом ключе работает над изучением мира магии. Великолепный образчик от Стругацких и всегда хотелось бы иметь максимально близкую к оригиналу экранизацию жаль, что таких не было (Чародеи предельно далеки) и не предвидеться (ну то о чем ходят слухи плохо даже на фоне плохости современных экранизаций)
Но конечно у нас в этом жанре существует такое множество сюжетов что и не пересчитать, они появляются в любых вариациях, даже с Ярмольником что их пулемета расстреливает нечисть, что уж тут говорить что темный мир городского фентези является фактически основой для большинства историй которые ложатся на душу читателю любого возраста и знаний, особенно с нашим менталитетом.
Всем хочется верить в магию и причастность, а в таком мире это максимально близко к нам.