В этом году драге на реке Пышме "исполняется" 88 лет. Откуда здесь драга и для чего она здесь? Откроем наши старые записи, обновим информацию и освежим воспоминания.
В далеком 1929 году было решено, что Пышма, изрытая старателями по берегам, хранит ещё большое количество золота. В ходе обсуждений на местном и высшем партийном уровне было решено купить электродрагу и пустить её по реке, чтобы она перемалывала каменистое дно уральской реки и извлекала золото.
Дорогая по меркам 1930-х годов электродрага № 54 была куплена в 1933 году в городе Воткинске. В начале 1933 года ее детали прибыли в деревню Пышму, и на берегу реки началась сборка, а 1 мая 1934 года, начав бороздить Пышму у Верхотурского тракта, драга приступила к работе близ озера Лебяжьего.
26 августа 1934 г. на электродраге побывал Серго Орджоникидзе, прибывший с визитом на Эльмашстрой и Уралмашинострой.
В 1935-1936 году на драге побывал будущий писатель Борис Рябинин. В книге В. Попова "Голубые артерии" он описывал драгу так: "На пятом километре на реке встречается первая деревня - Пышма, и здесь, сразу же на задах усадеб, в береговом болоте плещется неуклюжее железное чудовище - драга.
Со стоном и скрежетом, захлебываясь в вязком болотном иле, вгрызается она в землю своими стальными ковшами, поглощая с каждым черпаком новую порцию золотоносной породы... Огромный хобот, по которому ползет бесконечная цепь стальных черпаков, напоминая экскаватор для рытья траншей; одним концом он опущен в воду, других уходит внутрь плавучей фабрики.
Черпаки загребают пески и уносят их в прожорливое нутро драги, где они промываются по тому же принципу, что и в лотке старателя, но механически, без участия мускульной силы, золото оседает, а пустая порода, через второй хобот, вываливается по другую сторону драги".
В сборнике "Золотое дно" 1941 года писатель воспевал драгу как символ технического прогресса, сравнивая её с "болотным кораблем":
"О величине драги можно судить по весу черпаков. Каждый черпак весит около 2 тонн. А вес всей цепи - 130 тонн. Медленно, шаг за шагом, - если так можно сказать про болотный корабль, - по мере выработки породы, драга передвигается по болоту. Несколько лет назад она была километра на полтора выше деревни Пышмы. Передвигаясь по течению реки, сейчас драга перебралась уже ниже селения.
Превосходство дражной добычи золота перед старательской настолько очевидно", - утверждал писатель, - "что не приходится это и доказывать. Достаточно сказать, что одна драга, заменяя целую армию рабочих-старателей, упрощает и удешевляет добычу, не говоря уже об освобождении старателя от его тяжелого труда. Но пока драга не исключает полностью труда старателя. Не везде может работать драга, и там, где мощность залегания или условия местности не позволяют применить её, необходимо и старательство".
Постепенно драга двигалась вниз по течению Пышмы, оставляя после себя извилистые протоки, взбороздила она и устья Камышенки и Калиновки. По уточнённой информации 9 июля 1962 года драга проплыла под поднятым на фермах железнодорожным мостом Ирбитской ж.д. На поднятии ферм были заняты не только местные жители, но и рабочие торфяника у ст. Монетная.
Обратимся к основному источнику данного события - тексту М. Соломина в газете "Берёзовский рабочий":
"В нашей газете уже сообщалось о том, что работники руднике имени Кирова в содружестве с сотрудниками треста Союзшахтоспецмонтаж в свое время предложили очень эффективный способ проплава драги № 54 на новое место, ниже моста. Для осуществления перевода Драги была проделана большая подготовка. Был составлен точный расчет и график всех работ, выделены бригады лучших рабочих.
Монтаж подъемный устройств проводился коллективом треста Союзшахтоспецмонтаж. Подготовка пролетной части моста к подъему, установку и монтаж его осуществляла бригада дорожного мастера Хорькова в составе ремонтных рабочих Пермякова, Пономарева, Захаровой и других, которые четко, со знанием дела выполняли все операции.
На создании гидротехнических сооружений трудился коллектив УКСа рудника под руководством начальника строительного участка Мурзина и прораба Сундукова. Отлично действовали экскаваторщики Львов, Соседков, шоферы Ушаков, Лебедкин, Оберюхтин, Гусков, бульдозеристы Богаев, Прибытков, Брозовский, Котов и другие. На рытье котлована под якоря хорошо справлялись с заданием М. и И. Трапезниковы, М. Соснин и ряд других.
9 июля проплав драги был осуществлен. Все работы по непосредственному переводу ее были закончены за три часа. Такой быстрый перевод драги под железнодорожным мостом в Советском Союзе сделан впервые. Успех его – это результат содружества инженерной мысли и настойчивого сознательного труда рабочих.
Сейчас драга № 54 трудится на новом участке. Хочется пожелать ее коллективу, носящему почетное звание коммунистического, дальнейших успехов.
Через пять лет драга оказалась на пленке документального фильма "Природа Урала".
В 1978 году на драге произошел большой пожар, который повредил часть механизмов. После этого она была хорошо отремонтирована и вновь пущена в работу.
Сейчас на драге с 1991 года работает начальник Сергей Данилов, нам его удалось встретить во время лыжной прогулки на дражный полигон, и драгер (ведущий механик) Владимир Никитин.
Драга перерабатывает на золото водно-торфяные пространства Волкова болота к северо-западу от Становой.
Хоть визуально и кажется, что болота здесь неглубокие, однако, по данным драгера, дно Пышмы уходит здесь иногда вниз, в ямы, на 3-4 метра.
По материалам:
1) Ильинский Н. Инженеры подняли мост // Правда. 07.08.1962.
2) Попов В. Голубые артерии. Свердловск, 1936.
3) Рябинин Б. Золотое дно. Свердловск: СОГИ, 1941.
3) Соломин М. Драга на новом участке // Берёзовский рабочий. 20.07.1962.
#геология
#реки урала
#пышма
#золото
#технические достижения