Найти тему
Культурное Кино

«Межсезонье»: бунт тех, кто не хочет чистить зубы и ложиться спать

Канал существует только для того, чтобы возвращаться после пауз

Еще на прошлой неделе хотел написать про «Серого человека» братьев Руссо, но вы и сами понимаете, что это и какого оно цвета. Да и в подкасте (который выйдет в четверг) о нем рассказывать будет приятнее, чем в текстовом формате.

Пока заполним вакуум рассуждениями о не совсем актуальном, но и не совсем забытом.

«Межсезонье» (2021), реж. Александр Хант

«Межсезонье», реж. Александр Хант
«Межсезонье», реж. Александр Хант

Псковские подростки и Александр Хант — это союз, «созданный на небесах».

В 2016 году 15-летние Катя и Денис сбежали из дома, закрылись в родительском загородном доме, взяли из сейфа ружье, запустили трансляцию в «Перископе» и открыли стрельбу по приехавшей полицейской «буханке».

Позже они начнут стрелять по полицейским, родителям и, в конце, в самих себя.

История Псковских подростков в свое время стала символом всего, о чем можно было говорить в контексте рассуждений о детях, диджитале и их сосуществовании. Для тех, кто поглупее — символом того, как «интернеты» и стрелялки подталкивают молодое поколение к убийствам. Для тех, кто чуть умнее — того, к чему могут привести проблемы в семье.

В 2017 вышел фильм Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. Александр Хант
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. Александр Хант

В пестрых красках отечественной природы и почти комиксных диалогах, где героические речи заменены на «феню», на деле скрывалась все та же история о детско-родительских отношениях и детском желании одновременно найти, отпустить, наказать и простить родителей. В этом плане «Витька Чеснок» больше похож на «К звездам» Грэя, чем на классический роуд-муви с элементами криминала.

Хант тогда показал, что может мастерски совмещать черную иронию и вульгарность с семейным психологизмом и, в каком-то смысле, рассуждениями о наследственной природе насилия.

То есть «Межсезонье» — лента, вдохновленная историей Псковских подростков, — своему режиссеру подходит так же, как Гаю Ричи рассуждения о частных школах и аристократах-бездельниках. Проблема в том, что Ричи отношение к этим аристократам сформировал давно и пронес через всю фильмографию, а Хант будто так и не определился, как стоит относиться к проблемным детям и их проблемным родителям.

В «Межсезонье» нет осточертевшего титра «основано на реальных событиях», потому главные герои фильма ≠ Катя и Денис из новостных сводок. Из текста Саши Сулим о последних понимаем, что в угоду художественности популярный в школе и вполне обычный Денис превратился в идеально описывающего термин «simp» Данилу. Мать его из родителя-друга с некоторыми «приколами» (вроде чтения переписок по принципу взаимного доверия) превратилась в совсем гиперопекающую истеричку с травмой от потери мужа. Катя же из поехавшего манипулятора превратилась в, да, зачинщицу, но в которой в какой-то момент просыпается совесть. Это все из области интересных фактов, а не претензий — опять же, соответствие реальной истории в сделку не входило и проговорено не было.

Но

Все эти изменения, такое чувство, сделаны для того, чтобы заполнить новообразовавшиеся пробелы в истории и характерах флером неоднозначности. Только вот эта неоднозначность всего и вся приводит к тому, что в фильме не остается не только ответов (их в нем и не должно быть), но и вопросов о том, может ли что-то стать причиной такого «подросткового бунта».

Сам бунт тут происходит не от плохих отношений в семье, а от инфантильности героев: они кричат о своей самостоятельности, о том, что их должны слушать, слышать и уважать, обвиняют родителей в эгоистичности, но не говорят ничего заслуживающего внимания и не делают ничего взрослого. Причины, вероятно, должны дать видеосообщения подростков, которые показывают до начала, собственно, фильма. Но если абстрагироваться от сообщений о том, что детям сложно расти без отцов/матерей, которые говорят о действительно важной проблеме, то остается какой-то несвязный лепет, в котором дети заявляют, что хотят заниматься тем, чем хотят, хотя чего хотят не знают сами.

«Межсезонье», реж. Александр Хант
«Межсезонье», реж. Александр Хант

Найти причины бунта дома тоже тяжело. В отличие от реальной истории, тут нет объективно плохих родителей. Если «псковский бунт» по большей части случился из-за смеси побоев и безразличия в семье Кати, то экранный образовался на пустом месте, из-за чего крики героев о том, что их довели взрослые, звучат как еще одно проявление инфантильности, а не как что-то, о чем стоит задуматься.

В итоге получаем красивое черт пойми что, о чем пойми чем. Тяжело сопереживать откровенным подонкам, которые таковыми становятся просто потому что. В фильме им пытаются помочь полицейские и родители, нет той самой трансляции, которую психологи называли одной из причин, из-за которых ребята вели себя агрессивно и не шли на переговоры. Злой СОБР до последнего предлагает сдаться, полицейские говорят о том, что им не светит никакого серьезного наказания. Герои просто не слушают и продолжают стрелять. Все когда-то были подростками, но даже в самых сложных ситуациях стрелять надо максимум сигареты, а взрывать — минимум танцпол: о родителях и полицейских речи не идет.

Ну и давайте согласимся, что вооруженный бунт против родителей-тиранов и стрельба по родным, из-за требований ложиться спать и чистить зубы — это немного разные вещи. «Межсезонье» сохраняет визуальную экспрессивность «Витька Чеснока», но даже на 1/10 не повторяет его эмоциональную и смысловую наполненность.

Хотя реальная история позволяла