Впервые группу «Король и шут» я даже не услышал, а увидел. Когда-то у нас по телевизору показывали различные концерты и вот на одном из фестивалей эти парни и веселили публику. Кажется, это был 1996 год, и шла трансляция такого мероприятия, как «Наполним небо добротой». Лично на меня ребята тогда не произвели никакого впечатления. Не произвели они на меня впечатления и спустя три года, когда полстраны вдруг воспылали чувствами к этому коллективу. Отчётливо помню, как недоумевал по поводу всей этой волны интереса к коллективу, который играл что-то среднее между «Алисой», «Сектором Газа» и каким-то панком. Жанр сказок-то в музыке был не нов и на этом поле к тому времени много кто успел поработать. Однако полчища школьников вдруг решили, что перед ними какие-то новые легенды.
Спустя пару лет к нам в город «Король и шут» приезжали с программой «Жаль, нет ружья» и естественно это не могло не послужить поводом для шуток. Собственно проще всего сказать, что меня и моих знакомых раздражало копирование и подражание такой группе как «Misfits», но это будет лишь отчасти правдой. Скорее нам не нравилось, что на фоне всего того, что слушали мы, вдруг появилась команда, играющая именно рок музыку для школьников. На концерты «Короля и шута» ходили мальчики и девочки с мамами. Я хоть в 90-е годы и учился ещё в школе, но не мог себе представить даже в самом невообразимом сне, что пойду куда-то с мамой. Когда-то я воспринимал концерт как какое-то действие, где разрешено всё. Естественно действие было сопряжено с какой-то опасностью, в конце концов, скинхеды или правоохранительные органы могли заинтересоваться твоей персоной, а тут прогулка с мамой. То есть если бы возник конфликт, то он решался бы с помощью милиции, но простите, какая милиция может быть, если ты считаешь себя панком?
Потому мы воспринимали «Кроль и шут» именно как забаву для молодых и не самых смелых людей. Самое же забавное, что команда-то вышла из такого клуба как «Там-там», а это было весьма небезопасное место. И по большому счету претензий к коллективу быть не должно.
Так же как не должно быть никаких претензий к Горшку. Уж он-то, несмотря на гастроли и регулярные записи апломбов явно жил, как и его кумиры. То есть на полную катушку, не делая никаких остановок. Вся его биография это и есть рок-н-рол в чистом виде естественно с поправкой на советскую реальность. Всё-таки Горшок, как и все остальные участники группы, дитё Советского Союза. И вся эта вседозволенность 90-х им была принята именно с советским размахом.
По иронии судьбы у меня была возможность увидеть «Король и шут» во время фестиваля «Нашествие» в 2002 году. Но ехал я туда не из-за них и естественно на их сет оставаться не стал. Нет, я не жалею о том, что не остался, но наверное подростковое восприятие окружающего мира лишило меня каких-то впечатлений. Тем более тогда в нулевых годах «Король и шут» считались одним из лучших концертных коллективов и могли держать на взводе крупную аудиторию.
Уже сейчас я понимаю, что наши претензии к группе были беспочвенны. Нет, я не могу сказать, что мне симпатично их творчество. Все-таки не моя это музыка, но ребятам точно стоит отдать должное в плане упорства. Так же как его стоит отдать и Горшку. Он упорно шёл к своей цели и, на мой взгляд, в нулевых годах смог стать тем самым олицетворением русского рока для молодых людей.
В конце конов он же не виноват, что на смену поколению каких-то бескомпромиссных ребят из 80-х и 90-х пришло травоядное поколение посещающее концерты с родителями. Своё-то дело он делал хорошо. А как музыкант сумел раскрыться под самый конец карьеры. Опера «TODD» с моей точки зрения прекрасный образец того как может работать большая и взрослая группа.
Долгие годы моё предвзятое отношение к коллективу мешало мне ознакомиться с его дискографией. Основные хиты-то я, так или иначе, слышал, но чем занималась группа в последние годы существования, я не знал. По совету друга ознакомился я тут недавно с двумя последними альбомами и удивился. Оказывается сказки в исполнении Горшка, могут звучать весьма интересно. Конечно с точки зрения музыки это всё тот же «Король и шут», но мне концепция показалась весьма любопытной, и ведь никто ничего подобного в русском роке не делал в 21 веке.
Подводя итог можно сказать, что Горшок сумел занять свою нишу и без него наш русский рок выглядел бы скуднее. Писать же о том, что он не успел раскрыть свой потенциал нет никакого смысла. Скорее наоборот, всё что надо, он сделать успел. Особенно учитывая его образ жизни. И теперь уже представить русский рок без Горшка нельзя.
Публика же с концертов группы в очередной раз подтверждает тезис о том, что ничто так не портит музыку как её слушатель. Впрочем, стоит ли осуждать этих вчерашних школьников? Наверное, нет. Они формировались в другое время и то, что они выбрали рок музыку, скорее наоборот заслуживает уважения. Сейчас подростки слушают вообще другие вещи, и сильно сомневаюсь, что вам они нравятся.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.