Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что переучивать левшей нельзя. Но есть так называемые «двурукие» дети-амбидекстры, у которых не определена ведущая рука. В этом случае есть смысл попытаться сделать главной рукой правую. Допускается только мягкое направление малыша при использовании рук, нельзя воздействовать на ребенка угрозами типа "В школе над тобой все смеяться будут","Пока не научишься все делать правой рукой, не куплю тебе велосипед", недопустимо шлепать его по левой руке или применять малейшее психологическое давление.
Если ребенок сам стремится переучиться
Переучивать малыша можно только в том случае, если он сам начинает стремиться действовать правой рукой, но если ваши попытки встретят сопротивление, ни в коем случае не упорствуйте! Значит, ребенок - выраженный левша, и ограничивать его действия левой рукой бессмысленно, так как произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.
Начинать занятия нужно в раннем возрасте, когда малыш еще не понимает, что его «учат на правшу». Игрушку, ложку или карандаш нужно ласково и мягко переложить из левой руки в правую. Акцентировать внимание на этом не надо, просто похвалите: "Как хорошо ты на учился ложечку держать!" Когда ребенок подрастет, объясните ему, что учителям в школе нравится, когда дети пишут правой рукой, и, если малыш забывается, спросите его: "А какой рукой нужно взять карандаш?" "Правой", - спохватится он. Чтобы ребенок не путался, помечайте в тексте букву, с которой нужно начинать читать, и стрелочкой указывайте направление чтения. А в тетради отметьте фломастером левую сторону страницы, это напомнит ему, откуда нужно начинать письмо.
Левши устроены так, что все психические процессы отнимают у них больше энергии, чем у правшей. Из-за этого у них и утомляемость выше, и нервная система быстрее истощается. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся и не нарушал установленный режим дня.
Эти дети, отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм, в то же время нуждаются в сочувствии и принятии. Нужно дать им понимание самоценности, уверенности в себе, чувство оптимизма. Но пользоваться правой рукой левше в нашем праворуком мире все равно придется. Для развития содружественного действия обеих рук ребенок может заниматься волейболом, баскетболом, плаванием и другими видами спорта, где необходимо действовать двумя руками. Также полезно вышивать, вязать, плести макраме, так как при ручном труде развивается координация движений пальцев, кистей рук.
При занятиях с леворукими детьми особое внимание следует уделять работе по форми рованию рядов в направлении слева направо. Если малыш любит заниматься мозаикой, пусть он выкладывает те узоры, что ему нравятся, но с одним условием: начинать нужно с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор с левого края к правому, по такой же схеме, как осуществляется письмо и чтение. Игра с кубиками тоже может быть развивающей, если их складывать от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Занятие декоративным рисованием и аппликацией может быть и увлекательным, и обучающим, если элементы чередуются в рядах. Бывает, что ребенок затрудняется в определении левой и правой руки. В этом случае оденьте ему на левую руку часы или браслетик, который будет служить ориентиром, от которого нужно начинать ряд.
Пусть бабушке на 8 Марта или папе на день рождения ребенок сделает подарок своими руками. Для этого возьмите банку или бутылку, аккуратно обмажьте пластилином, а ма будет ее украшать семечками овощей и фруктов, бусинками и бисером, превращая в вазу для цветов. Это делается опять же в определенной последовательности.
Поиграйте с ребенком в игру «Грядки».
Для этого вырежьте из цветной бумаги овощи в двойном количестве и расскажите малышу историю: «Однажды лисичка пошла в гости к зайчику, а у того на грядке разные овощи растут». Покажите ряд овощей, выложенный на столе. Пусть ребенок внимательно посмотрит и перечислит последовательность. После этого закройте фигурки. «Пришла лисичка к себе на огород, и захотелось ей такую же красивую грядку сделать. Давай ей поможем». Ребенок по памяти восстанавливает этот ряд (не забывая выкладывать овощи слева направо), а потом сравнивает его с образцом. По мере натренированности протяженность ряда возрастает.
В работе по формированию рядов могут помочь сюжетные картинки из сказок, которые нужно разложить в соответствии с развитием сюжета, и даже так любимые ребятней комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок. Все эти занятия помогут предупредить ошибки при письме, когда ребенок путает количество и последовательность букв в слове, и ошибки на уровне предложения.
При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево или из середины текста. Обращайте внимание ребенка на место начала текста, ориентируй те его на маркированную руку, а если это не дает эффекта, то закрывайте текст и открывайте только читаемый слог. Для этого можно использовать окошечко, вырезанное в листе бумаги, которое сначала будете передвигать вы, а затем малыш научится это делать самостоятельно.
Изначально леворукие дети не отличаются от своих сверстников: они вовремя начинают сидеть, стоять, ходить; речь и двигательная активность у них развиваются нормально. Но как только их начинают переучивать, возникают невротические состояния как протест насилию над личностью. То, каким человеком вырастет ребенок, зависит от его нервно-психического здоровья. Если провоцировать тревожность, обидчивость, ранимость, заложенные природой, то от этого пострадает не только сам ребенок, но и окружающие. Переучивание словно дает толчок всему негативному: замкнутости, конфликтности, агрессивности, обостряет все противоречия. Так кто же нам нужен: приветливый и дружелюбный левша или нервный, взвинченный и, в общем-то, несчастный правша, которого кто-то когда-то переучил? Конечно, и без переучивания школа для леворуких детей - мощный невротизирующий фактор, адаптация у них проходит несколько сложнее. Но в наших силах сгладить негативные факторы, смягчить их, снять напряжение, проявить сочувствие и понимание. Пусть уникальность такого ребенка послужит мощным толчком к развитию индивидуальности и проявлению всех заложенных в нем талантов.
Приходите поделиться вашим опытом в комментариях, подписывайтесь на канал, будет много интересного.